21 апреля 2024 г. 15:31
Ден
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Здравствуйте. Патриарх не от себя обещает прощение грехов и жизнь вечную тем, кто по – христиански исполнит свой воинский долг. Это – учение Священного Писания, и Отцов Церкви. Давайте будем разбираться.
Ответ на заданный Вами вопрос даёт священник Георгий Максимов в своей брошюре: «Православное отношение к войне и воинскому служению». Приведу из неё выдержку:
Что говорит Библия
Господь Иисус Христос предупреждал, что войны будут сопровождать всё время земного существования человечества: Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец (Мф. 24:6).
Вот что говорит об этих словах преподобный Иустин (Попович): «Грехолюбие и злолюбие а через них самолюбие создает войны между людьми. Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? (Иак. 4:1)... Спаситель говорит о войнах как о чем-то, что Его последователи не вызовут, но от чего они будут страдать. Им не следует вызывать войны» 1.
В качестве главной причины войн, возникающих против верующих, Библия во многих местах называет их тяжкие прегрешения против Бога и нарушение верности Ему. Война является возмездием народу за всенародные грехи. Вот как о том говорит Дух Святой через Иудифь: когда уклонились от пути, который Он завещал им, то во многих войнах они потерпели весьма сильные поражения, отведены в плен, в чужую землю, храм Бога их разрушен, и города их взяты неприятелями (Иудиф. 5:18).
Однако если верующие верны Богу, и против них выступили враги, то в таком случае Господь помогает одержать победу, даже несмотря на многократное численное превосходство неприятеля. Вот как говорит пророк Захария о благочестивых воинах: И они будут, как герои, попирающие врагов на войне, как уличную грязь, и сражаться, потому что Господь с ними, и посрамят всадников на конях (Зах. 10:5).
Смиренное осознание своих сил и вклада в победу, подаётся в Писании как единственно правильное для верующего воина: ибо не от множества войска бывает победа на войне, но с неба приходит сила (1Макк. 3:19).
Это относится и к каждому солдату в отдельности. Бог сохраняет верных Ему – Во время голода избавит тебя от смерти, и на войне – от руки меча (Иов. 5:20).
Некоторые протестанты утверждают, что Бог будто бы запрещает христианам участвовать в законной войне и даже просто служить в армии, но таким образом они свои мысли приписывают Библии.
Писание Нового Завета неоднократно упоминает о воинах – например, о римском офицере сотнике, который просил Господа исцелить своего слугу, и который удостоился похвалы от Спасителя: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры (Лк. 7:9).
А позднее Писание приводит другой пример: муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога... он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия (Деян. 10:1–3). И ни первому, ни второму сотнику, ни Господь, ни апостолы не сказали ни слова в осуждение его воинской службы и не заповедали оставить её. Точно так же и воины, которые приходили к святому Иоанну Крестителю и спрашивали: «что нам делать?», в ответ слышали не повеление о дезертирстве, а призыв воздерживаться от греха во время своей службы: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем (Лк. 3:14).
А из истории Церкви мы знаем, что с времен первых христиан «общепризнанное апостольское правило – каждый оставайся в том звании, в котором призван (1Кор. 7:20), давало возможность находиться в римских войсках и солдатам-христианам» 2.
Воин, благодаря таким своим качествам как стойкость и отказ от житейских дел по первому же приказу, берётся как образ христианина: Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа (2Тим. 2:3).
Говорится в Писании также о духовной подготовке воинов перед битвой. Она заключается, во-первых, в правильном устремлении мыслей к Богу – Они надеются на оружие и на отважность, а мы надеемся на Всемогущего Бога, который одним мановением может ниспровергнуть и идущих на нас и весь мир (2Мак. 8:18), а во-вторых, в усиленной молитве перед битвой: И собрался сонм, чтобы быть готовыми к войне и помолиться, и испросить милости (1Макк. 3:44).
Писание учит милосердию к побежденному и обезоруженному неприятелю, предостерегая от чувства озлобления и злорадства (см.: Притч. 24:17–18). Борясь с грехом, важно не приобщиться к нему, не впустить зло в свое сердце.
Что говорят святые
Война прежде всего – великое бедствие, поэтому, говоря о предпочтительности мирной жизни перед войной, святитель Григорий Нисский (†394 г.) писал: «О какой ни заговоришь приятности в жизни, чтобы ей быть приятною, нужен мир... война пресекает наслаждение всеми благами». Поэтому святитель называет предотвращение войны величайшим благодеянием, за которое Господь дарует двойную награду, «ибо сказано: блаженны миротворцы, а миротворец тот, кто дает мир другим» 3.
В свою очередь преподобный Исидор Пелусиот (†435 г.) говорил о необходимости различать участников войны в зависимости от характера их в ней участия: «Войны воспламеняются больше всего ради приобретения чужой собственности. Но не должно обвинять всех ведущих войну; положивших начало или нанесению обиды, или хищению справедливо называть губительными демонами; отмщающих же умеренно не надлежит и укорять, как несправедливо поступающих, потому что делают дело законное» 4.
Критикуя пацифистское учение толстовцев, святитель Феофан Затворник (†1894 г.) пишет, что «на воинах часто Бог являл видимое благословение и в Ветхом, и в Новом Завете. А у нас, сколько князей прославлены мощами, кои, однако ж, воевали. В Киево-Печерской Лавре в пещерах есть мощи воинов. Воюют по любви к своим, чтобы они не подвергались плену и насилиям вражеским. Что делали французы в России? И как было не воевать с ними?» 5.
Благословение Божие проявляется в виде чудесной помощи от Бога во время войны. Подробно эту тему раскрывает святитель Николай Сербский (†1956 г.) в «Письме воину Иоанну Н.»: «Ты пишешь о чудесном случае, который приключился с тобой на войне. Кто-то перед началом битвы раздавал солдатам Евангелие... ты едко заметил:
“Здесь требуются сталь и свинец, а не книги. Если сталь нас не спасет, то книги и подавно!” Вот какое замечание ты сделал тогда, ибо до того дня ты веру Божию полагал за ничто... Но все же ты взял книжечку и положил ее во внутренний карман с левой стороны. И что же случилось? Ты сам говоришь: чудо Божие, и я подтверждаю это. Вокруг тебя падали раненые; наконец, был повержен и ты. Попало в тебя стальное зерно. Ты схватился рукой за сердце, ожидая, что хлынет кровь. Позже, когда ты разделся, то нашел застрявшую в твердом переплете книжечки пулю: она метила прямо в сердце. Ты задрожал, как в лихорадке. Перст Божий! Святая книга спасла твою жизнь от смертоносного свинца. Тот день ты считаешь своим духовным рождением. С того дня ты стал бояться Бога и внимательно исследовать вероучение... Господь милостью Своей открыл тебе глаза... Одни на войне погубили тело, а иные – душу. Первые потеряли меньше. А некоторые душу свою обрели, и они истинные победители. Были и такие, кто ушел на войну как волки, а вернулись как агнцы. Я знаю много таких. Это те, кто, как и ты, благодаря какому-то чудесному случаю ощутил, что невидимый Господь ступает рядом с ними» 6.
Святые отцы указывали, что убийства врагов, совершаемые воинами в бою, а также убийства преступников, оказывающих сопротивление, сотрудниками правоохранительных органов (в древности эту обязанность также исполняли воины), не вменяется в грех убийства.
Святитель Афанасий Великий (†373 г.) в «Послании к монаху Амуну», которое было утверждено как общецерковное учение на VI и VII Вселенских Соборах, пишет: «Убивать непозволительно, но истреблять неприятеля на войне и законно, и достойно похвалы; поэтому отличившиеся в бранях удостаиваются великих почестей, и им воздвигаются памятники, возвещающие об их заслугах» 7.
Но, с другой стороны, это дело не называлось и совсем чистым и безвредным для души солдата. На это указывает святитель Василий Великий в 13-м правиле: «Убиение на войне отцы наши не вменяли за убийство, мне кажется, из снисхождения к защитникам целомудрия и благочестия. Но, может быть, не худо было бы посоветовать, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года воздержались от приобщения святых Таин» 8. О том же более подробно, говорит преподобный Исидор Пелусиот: «Хотя умерщвление неприятелей на войнах кажется делом законным и победителям воздвигаются памятники, возвещающие их заслуги; однако же, если разобрать тесное сродство между всеми людьми, то и оно (умерщвление на войне) не невинно; поэтому Моисей и предписал убившему человека на войне пользоваться очищениями и кроплениями» 9. Действительно, пророк Моисей, согласно откровению Божиему, требует от воина, вернувшегося из битвы, семь дней находиться вне стана, очищаясь от пролитой крови (см.: Чис. 31:19).
Тем не менее, стоит обратить внимание на то, что данное правило о 3-х годах выражено святителем Василием скорее в рекомендательном ключе. Возможно поэтому, как пишут авторитетные канонисты Зонара и Вальсамон, «этот совет как будто не исполнялся» 10, и период покаяния для воинов перед причастием обычно сокращался. Стоит упомянуть, что на Руси был благочестивый обычай вернувшимся с войны какое-то время жить в монастыре в качестве трудников, чтобы там как бы привести своё душевное настроение в порядок.
Святитель Амвросий Медиоланский (†397 г.) утверждает, что «не воином быть грех, но воинствовать для хищения – беззаконие». Он также призывает проявлять милость к врагам безоружным и покорным, просящим пощады, «ибо сила военная не на зло, не для обиды и своеволия, а для защиты и добра» 22. Таким образом, святитель призывает православных воинов оказывать милость к врагам, сдающимся в плен, и к мирным жителям, не оказывающим сопротивления. Использование военного времени для грабежа и насилия над мирным населением является грехом и беззаконием.
Святые отцы разбирают также вопрос о том, можно ли подчиняться заведомо преступным приказам, предписывающим, например, убийство мирных, безоружных людей, убийство пленных и другие нарушения заповедей Божиих. Как в таком случае поступать православному солдату, ясно говорит святитель Тихон Задонский (†1783 г.): «Что не противное закону Божию приказывают, слушай и исполняй: в противном не слушай, так как подобает больше повиноваться Богу, чем человекам (ср. Деян. 5:29.) Так поступали мученики святые... если [командир] велит неправду делать, обидеть, украсть, солгать и прочее, – не слушайся. Если грозит за это наказанием, – не бойся» 23.
Действительно из житий святых мучеников известно много примеров, когда командиры-язычники приказывали солдатам-христианам приносить жертвы идолам, или казнить таких же христиан, не желающих приносить жертвы идолам – и христиане оказывали неподчинение таким приказам, сохраняя верность Богу до мученической смерти.
Однако, если приказ не противоречит заповедям, то непослушание ему со стороны солдата вовсе не одобрялось Церковью.
Святой Иоанн Златоуст призывал свою паству молиться о помощи Божией воинам: «Разве не было бы ни с чем несообразно, если бы, в то время как другие выступают в поход и облекаются в оружие с той целью, чтобы мы пребывали в безопасности, сами мы за тех, которые подвергаются опасностям и несут бремя военной дружбы, не творили даже и молитв. Таким образом, это вовсе не составляет лести, а делается по требованию справедливости... Они составляют, как бы некоторого рода оплот, поставленный впереди, который охраняет спокойствие пребывающих внутри» 27.
Действительно, Церковь непрестанно молится о христолюбивом воинстве своей страны, своего государства, о спасении плененных, об упокоении погибших воинов. Помимо молитв, Церковь оказывала также помощь в виде духовно-нравственного воспитания воинства. Среди творений святых мы можем встретить те, которые написаны полководцам и посвящены разъяснению того, каким должен быть православный воин.
Так, например, святитель Макарий Московский (†1563 г.) написал в 1552 году послание царю Иоанну Грозному и его войскам, находящимся в Казанском походе. В нём святитель призывает царя «со всем своим христолюбивым воинством хорошо, храбро и мужественно подвизаться с Божьей помощью за святые Божии церкви и за всех православных христиан, – против супостат твоих... всегда проливающих кровь христианскую и разоряющих святые церкви».
В этом послании святитель предостерегает воинов от прегрешений душевных и телесных, увещевает царя подвизаться с «воинством в чистоте и покаянии и в прочих добродетелях», что привлекает помощь Божию в сражениях. Он также пишет: «Если случится кому из православных христиан на той брани до крови пострадать за святые церкви и за святую веру христианскую и за множество людей православных и потом живым быть, и те поистинне пролитием своей крови очистят прежние свои грехи» 29.
Ещё одним способом поддержки армии были полковые священники, которые с древности сопровождали в походах христианские войска. Среди них были и знаменитые святые, например, императора Никифора Фоку (†969 г.) сопровождал во время победоносного похода на Крит преподобный Афанасий Афонский.
Сам император Никифор, который почитается святым на Афоне и который был одним из выдающихся полководцев в истории, в своей «Стратегике» отводит особое место вопросу духовно-нравственного воспитания воинов, в частности, через установление обязательных регулярных молитв: «следует же командиру заранее постановить... чтобы в лагере, в котором всё войско разместилось, во время славословия и на вечерних и на утренних молитвах армейские священники совершали усердные моления, а всё войско восклицало «Господи, помилуй!» вплоть до сотни раз со вниманием и страхом Божиим и со слезами; чтобы никто не отваживался в час молитвы каким-то трудом» 30. О мужестве и подвигах полковых священников в дореволюционной России известно ещё больше.
Иногда святые отцы, не ограничиваясь духовными вопросами, считали возможным давать даже советы стратегического характера, что мы можем видеть на примере писем святителя Игнатия (Брянчанинова) к своему другу Н.Н. Муравьеву, который во время Крымской войны командовал русской армией, наступающей в Турции.
Жития и богослужебные тексты
С древности Церковь прославляла святых воинов, из которых особенно большой любовью пользовались великомученики Димитрий Солунский и Георгий Победоносец, а также сорок мучеников Севастийских. Множество святых воинов, как полководцев, так и рядовых, было причислено к лику святых и в Русской Церкви. Например, благоверные великие князья: Мстислав Киевский (†1132 г.), Андрей Боголюбский (†1174г.), Александр Невский (†1263 г.), Димитрий Донской (†1389 г.), благоверные князь Мстислав Храбрый (†1180 г.), Довмонт Псковский (†1299 г.), преподобный Илия Киево-Печерский (†1188 г.), мученик Меркурий Смоленский (†1239 г.) и множество других. Это наглядным образом «свидетельствует о том, что воинское звание действительно не являлось препятствием к добродетели и святости. При этом прославление воинов в лике святых происходило не столько по причине участия их в справедливых, освободительных войнах, а явилось следствием их благочестивой жизни, трудов и подвигах до самопожертвования ради блага ближних, родной земли и святой Церкви» 32.
Сами богослужебные тексты Православной Церкви свидетельствуют в пользу тех, кто с оружием в руках стоит на защите своего отечества. Например, в Акафисте Казанской иконе Божией Матери Пресвятая Богородица называется помощницей православных воинов: «Яко воинству православному в щит и победное знамение Твоя икона даровася...».
Советы русских полководцев
Указанные выше христианские принципы были взяты в основу для многих русских воинских руководств. Например, так учит Суворов в «Науке побеждать»: «Враг прикладывает фитиль на картечь, бросься на картечь: летит сверх головы, пушки твои, люди твои! Просящего в бою пощады – помилуй, кто мститель – тот разбойник, а разбойникам Бог не помощник! Они такие ж люди: грех напрасно убить: Обывателя не обижай, он нас кормит и поит; солдат – не разбойник. Товарищ товарища обороняй!., работать быстро, храбро, по-русски! В дома не забегать; неприятеля, просящего пощады, щадить; безоружных не убивать; с бабами не воевать; малолетков не трогать. Умирай за дом Пресвятой Богородицы: Церковь Бога молит! Кого из нас убьют, – Царство Небесное! Живым – слава, слава, слава!» 33
Полный текст находится по ссылке: https://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksimov/pravoslavnoe-otnoshenie-k-vojne-i-voinskomu-sluzheniyu/
12 апреля 2024 г. 19:11
софья
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Здравствуй, Софья. Принимать Христианство тайно нет никакого смысла потому, что в большинстве стран, и в Кыргызстане в том числе, христиане не подвергаются гонениям. Что касается родителей, чтобы креститься без их согласия, тебе стоит подождать совершеннолетия (18 лет), и тогда ты можешь принять Христианство безпрепятственно. Ну а пока у тебя есть прекрасная познакомиться со своей будущей религиозной традицией - Православием: его вероучением и духовной практикой. Для чего это нужно? – Для того, чтобы проверить свою решимость стать ученицей Иисуса Христа: а вдруг тебе не понравится Его Личность, учение, и тот путь, что Он предлагает человеку?
Начни с практической стороны: обратись с молитвой к Иисусу, и попроси Его открыться тебе, помочь познать Истину, войти в Его Церковь (Православие) через Крещение, и достичь цели христианской жизни – святости (причастности Богу). Апостол Павел заповедует христианам непрестанно молиться (1 Фес.5:17), поэтому и ты приучи себя к ежедневной молитве. Как и о чем следует молиться? Об этом ты узнаешь из книги митрополита Илариона (Алфеева): «О молитве» https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev/o-molitve/ Далее. Приобрети, или найди в интернете главную книгу христиан – Евангелие с комментариями святых Отцев, и ежедневно читай по главе https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-matfeja/ Наведывайся на православные ресурсы в интернете, и ежедневно что – то смотри, читай. Вот некоторые из них: сайт «Азбука веры» https://azbyka.ru портал «Иисус» https://jesus-portal.ru Начни приучать себя к жизни и поступкам по Евангельским заповедям Христа. Поборись со своими плохими привычками, мешающими быть христианкой. Принеси Иисусу покаяние в прежде сделанных грехах, и положи твёрдое намерение исправиться. И когда Спаситель войдёт в твою жизнь, которая начнет преображаться, родители это обязательно заметят, и, возможно, перестанут препятствовать твоим намерениям. В этом случае, ты сможешь бывать в свободное время в православном храме. Еще до Крещения, ты можешь делать здесь почти всё, что и уже крещёные, православные верующие: осенять себя крестным знамением, молитсь в храме за литургией до возгласа: «Оглашенные, изыдите!», прикладываться к иконам, кресту, святым мощам. До Крещения ты не можешь лишь причащаться, и участвовать в других Таинствах Церкви. При некоторых храмах есть молодежные клубы, и у тебя появится возможность войти в один из них: общаться с православными сверстниками, священником, ближе знакомиться с Православной верой. Это тебе очень поможет самой стать православной. Если же понимания со стороны родителей так и не будет, придется пока ограничиться чтением, молитвой, и подождать совершеннолетия. Тогда ты с полным правом сможешь креститься самостоятельно. Бог тебе в помощь.
20 марта 2024 г. 09:11
Анатолий
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Здравствуйте, Анатолий.
Вы задали три вопроса. Постараюсь дать на них ответы.
1.Человеческое естество до и после грехопадения по природе смертное. Поэтому в раю и было насажено древо жизни.
Это не совсем верно. Адам до грехопадения, по словам святителя Иринея Лионского, не был, ни смертен, ни бессмертен, но способен и к тому, и к другому образу бытия. Привильно реализовав свою свободу в послушании Богу, человек мог поддерживать единение с Ним (отсюда древо жизни, как образ приобщения к Богу). Поскольку Бог – Источник Жизни, Адам в Нем становился бессмерным. Но не правильная реализация дара свободы через совершение греха могла стать причиной разрыва связи человека с Творцом, от чего человек обретал смертность, ибо, как тварное существо, он не имел в себе автономного от Бога бессмертия. И, к сожалению, Адам выбрал последнее, став родоночальником смертного человечества.
2.Размышляя далее, прихожу к выводу, что и Господь наш Иисус Христос по человеческому естеству до Своего воскресения из мертвых тоже был смертен (в том случае, если бы Он не принял крестную, добровольную смерть, Он умер бы как и другие люди, но возможно не старея).
По словам преп. Иоанна Дамаскина, Сын Божий в Воплощении воспринял человеческую природу «страстную, тленную и смертную», и через страдания на кресте, смерть и Воскресение соделал её в Себе «бесстрастной, нетленной и бессмертной». Следовательно, человеческая природа Спасителя была смертной, как и природа всякого человека. И если - бы не произошло Воскресения, можно предполагать, что Христос, как Человек, со временем состарился - бы и умер.
3. И ещё, выходит, что после второго Христова пришествия мы получим бессмертие как дар, но не для всех он будет в радость.
Христос, по словам апостола Павла, Новый Адам. Он – «первенец из умерших» (1 Кор.15:20) в том смысле, что Воскреснув из мертвых, победив в Своей человеческой природе смерть, Он становится Источником Всеобщего воскресения всех умерших. Но, действительно, как Вы рассуждаете, для одних это восересение станет воскресением в жизнь, для других – в осуждение. Это будет зависеть от реализации людьми своего свободного самоопределения по отношению ко Христу в рамках нашей земной жизни. Христос – Спаситель от грехов. Не воспользовавшись Плодами Его Искупительной Жертвы, и не получив Лекарства от греховного повреждения природы, многие люди окажутся не способны в жизни будущего века приобщаться к нетварной энергии Божественной Любви. И эта Любовь, по словам преп. Исаака Сирина, для праведных станет источником радости, а для грешных, не очистившихся от страстей, бичём, который будет вечно поражать их.
19 марта 2024 г. 14:57
Сергей
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
- Да, это так. Например, до грехопадения в мире не было смерти. Следовательно, физическая природа, и живая и не живая, функционировала по другим законам. Энтропия во вселенной так – же является следствием падения человека. Значит, до этого момента её не существовало. Именно поэтому Бог в последний день в огне преобразит этот мир, ибо он повреждён, и глубоко болен.
Святоотеческая мысль говорит, что Воскресший Христос стал прототипом всего человечества после всеобщего воскресения. В писании мы читаем: «В тот же первый день недели вечером, когда двери [дома], где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!» (Ин.20:19). Это значит, что тело Спасителя по Воскресении сделалось более одухотворённым. Поэтому, Он проходил сквозь затворённые двери, являлся ученикам на пути в Эммаус и исчезал (Лк.24:13-33). Ел перед учениками рыбу и сотовый мёд, однако не потому, что теперь нуждался в физической пище, а чтобы уверить их в истине Своего телесного Воскресения (Лк.24:42). Всё это говорит, о действии в теле Христа иных физических законов, пока ещё не доступных нашим тленным телам.
Из сказанного можно сделать вывод о том, что и до грехопадения Адама, и после всеобщего воскресения умерших, действовали, и будут действовать иные законы физики, не доступные нынешнему миру и человеку, искажённым падением прародителя.
03 марта 2024 г. 06:17
Спасибо
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Признаки, перечисленные Вами (северное сияние, «гул» земли, высыхание Ефрата) не являются библейскими признаками конца этого мира.
Библейские признаки таковы:
1.Оскудение в людях любви (Мф. 24,12).
2.Умножение грехов и пороков (Мф.24,10).
3.Явление в мир лжехристов и лжепророков, и умаление спасительной (читай: Православной) веры (Мф. 24, 4 – 5).
4.Глобальные стихийные бедствия (Мф.24,7).
5.Войны глобального характера (Мф. 24,6 – 7).
6.Всемирная проповедь Евангелия (Мф. 24, 14).
7.Восстановление разрушенного Иерусалимского храма (2 Фес. 2,4).
8. Явление с неба на землю пророков Илии и Еноха (Откр. 11,4 – 11).
9.Обращение остатка еврейского народа к вере во Христа (Рим. 9,27).
10.Воцарение антихриста (2 Фес. 2,3).
11.Помрачение солнца, луны и звезд (Мф. 24,29)
12.Явление на небе Креста, возвещающего Второе Пришествие Спасителя (Мф. 24,30).
Однако, мы не должны забывать, что христианин должен ожидать не пришествия антихриста, а Пришествия Христа. Книга «Апокалипсис» завершается на оптимистичной ноте: «Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр.22:20). Поэтому, не нужно страшиться и унывать, всматриваясь в события исполнения пророчеств. Мы не знаем, доживём – ли до времен антихриста, но благодаря своим страхам, уже сейчас унываем, и впадаем в душевное расслабление. Нужно ободриться, и готовить себя к радостной встрече со Спасителем. Бог в помощь.
24 февраля 2024 г. 13:45
Марина
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Здравствуйте, Марина.
По поводу обвинения в том, что Церковь за Евхаристией «приучает» верующих к алкоголю, можно ответить следующее.
1.Вещества для святой Евхаристии – виноградное вино и квасной, пшеничный хлеб, были установлены Самим Господом Иисусом Христом на Тайной вечери, о чем мы читаем в Евангелии: «И когда они ели, Иисус взял хлеб (греч. «артос» - именно, квасной) и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое [вино] в Царстве Отца Моего» (Мф.26:27-29). И потом, первое чудо, совершенное Иисусом Христом на брачном пире в Кане Галилейской было чудо претворения воды… в вино: «Иисус говорит им (слугам): наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда [это вино], знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (Ин.2:8-11). Поэтому, использование в Евхаристии вместо красного виноградного вина каких – либо соков запрещено церковными правилами.
2.На Ближнем Востоке вплоть до недавнего времени (19 век), пока не была изобретена пастеризация для хранения соков, люди, и даже дети, совершенно спокойно употребляли в пищу вино, которое разбавляли водой, и алкоголиками от этого отнюдь не становились.
3.В Священном Писании отношение к вину двоякое: с одной стороны «и вино веселит сердце человека» (Пс.103:16). С другой: «не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф.5:18). Таким образом, Бог Библии не осуждает умеренное употребление вина, однако, предупреждает об опасности пристрастия к вину (отношение к любой доброй вещи можно испортить).
4.Человек, который осуждает православных за то, что, якобы на Евхаристии Церковь приучает людей к алкоголю, на самом деле не в курсе того, что реально происходит. Количество вина, употребляемое для причащения одного мирянина совершенно ничтожно: это – одна капля, растворённая в маленьком кусочке Евхаристического Хлеба! Даже для младенца это ничтожное количество! Можно – ли употребляя одну каплю вина в неделю стать алкоголиком? Поэтому, за 30 лет моего служения в священстве, я не видел ни одного случая, когда бы верующие, регулярно причащаясь Святых Христовых Тайн, превращались в пьяниц. Напротив, настоящие алкоголики, которые до этого безуспешно лечились в светских лечебных заведениях, начиная церковную жизнь, с верой и покаянием причащаясь, освобождались Богом от своей зависимости. Алкоголиками становятся совсем по другим причинам: пьянство - это следствие мировоззренческого кризиса: потери смысла жизни, засилья в душе страстей. Христианство - же напротив, способно дать человеку подлинную мотивацию, и освободить от этой пагубной привычки.
Теперь к вопросу о достоверности Евангелия.
Его можно разделить на два под вопроса:
1.Достоверен ли текст Евангелия? Иными словами: дошел - ли он до наших дней без искажений?
2.Достоверно ли содержание Евангелия: можно – ли доверять той вести о Спасителе и спасении, что составляет суть этих книг?
Не искаженность Библейского текста в целом, и Евангелий, как его составной части, можно доказать на следующих примерах. Сохранность книг Ветхого Завета подтверждается находкой знаменитых Кумранских манускриптов в Израиле в 1947 году. Они были написаны в середине третьего века до Рождества Христова, и содержат частично или полностью почти все ветхозаветные книги, кроме книги «Есфирь». Книга пророка Исаии – ветхозаветного евангелиста, как его именуют за точные пророчества о Христе, сохранилась среди этих рукописей полностью.
Сохранность книг Нового Завета, и Евангелий доказывается тем, что Новый Завет сохранился в большем количестве рукописей, чем любое другое древнее литературное произведение: каталогизировано более 5800 полных или фрагментированных греческих рукописей, 10 000 латинских рукописей и 9300 рукописей на различных других древних языках, включая сирийский, славянский, готский, эфиопский, коптский, нубийский и армянский. Всего фрагментов и цельных книг Нового Завета сохранилось около 24 800.
Хотя автографы Новозаветных книг (книги, написанные рукой апостолов) не дошли до наших дней: во – первых, они были написаны на папирусах, а папирус очень недолговечен и начинает разрушаться через 100 лет после изготовления. Во - вторых, многие автографы были уничтожены во время гонений на христиан благодаря указу императора Диоклетиана около 300 года н.э. Однако, сохранились их копии, написанные через 30 – 50 лет после оригиналов. Например, папирус 52 — самый древний. Содержит отрывок из Евангелия от Иоанна. На лицевой стороне написаны строки из Иоанна. 18:31–33, обратная сторона содержит строчки из стихов 37-38, на греческом языке. (ок.120-130 н.э.). Своё Евангелие апостол Иоанн написал в начале 2 века н.э.
Тексты Нового Завета цитируются более миллиона раз древними Отцами Церкви, и даже при полном своём исчезновении, могут быть по этим цитатам восстановлены. Все эти факты говорят о невозможности сознательно исказить, исправить или отредактировать книги Нового Завета: сохранилось слишком много копий, и чтобы их испортить потребовалось бы их все собрать и заменить другими, исправленными, что представляется невыполнимой задачей. Для более подробного знакомства с темой предлагаю к прочтению книгу Д. Макдауэла: «Неоспоримые свидетельства» https://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neosporimye-svidetelstva/
Достоверность содержащихся в Евангелиях сведений можно доказать обосновав три самые главные из них:
1.Иисус Христос, как историческая Личность – существовал. Даже библеист Барт Эрман, будучи атеистом, написал по этому поводу книгу: «А был ли Иисус», в которой приводит исторические доказательства существования Иисуса https://liveinchicago.do.am/Text/Bart_Erman/a_byl_li_iisus.pdf
2.Историчность Распятия Иисуса подтверждает, к примеру, тот – же Барт Эрман:
«Один из самых определенных фактов в истории заключается в том, что Иисус был распят по приказу Римского префекта Иудеи Понтий Пилат».
Bart Ehrman, The Historical Jesus: Lecture Transcript and Course Guidebook, Part 2 of 2 [Chantilly, VA: The Teaching Company, 2000], 162).
3.Факт Тридневного Воскресения Иисуса подтверждается многими свидетельствами (хотя Эрман, как атеист, в него, конечно – же, не верит):
12 доказательств воскресения Христа
священник Владимир Панарин
- Земля круглая!
- Глупости, тогда люди бы падали с неё!
Когда-то, чтобы поверить, что земля круглая, нужно было или просто поверить, или начать мыслить шире и понимать законы физики.
И сейчас, некоторым людям, чтобы поверить, что Христос воскрес, нужно узнать глубже историю, медицину, археологию. Логики - не достаточно, с помощью логики можно доказать, что и черепаха быстрее зайца.
Почему люди не верят
Прежде чем перечислю доказательства, скажу про тех, кому они не помогут. Если человек принял решение, не верить - ему, "если и мёртвый явится" - всё без толку.
А ларчик открывается просто. Атеист не хочет ничего менять в своей жизни. Ему и так хорошо. Он сам хозяин своей жизни, придумал себе закон, не нравится - изменил закон.
Атеист выбирает: "или я нормальный, или они". Решив, что нормальный - он, дальше уже говорить "лошадь - сдохла, слезь" - бессмысленно. Человек будет отстаивать свою позицию, ибо он свой выбор сделал. Поэтому, если Вы не хотите докапываться до правды, и не хотите ничего менять, не читайте дальше.
Туринская плащаница
Это самое известное материальное доказательство. Учёные проводили над нею эксперименты, придя к выводам, что именно в ней лежало тело Иисуса Христа. Анализы показали, что на ней нет краски, это следы человеческой крови. Плетения нитей на ткани соответствует плетению, которое применяли в первом веке на Востоке.
Сначала радио-углеродный анализ показал, что реликвию следует отнести к 13-14 векам. Однако, позже учли, что святыня была в пожаре и всё встало на свои места.
Против того, что это подделка, говорит тот факт, что в средние века думали, что гвозди были вбиты в ладони. А на плащанице раны - на запястьях.
Плат, свитый отдельно
Он отдельно доказывает, что тело не было украдено. Потому что, когда идёт борьба у дверей гроба с вооружёнными до зубов воинами, самое логичное - это схватить тело и бежать. А не снимать с лица плат, и не складывать его аккуратно рядом.
Евангелия
В 60-х годах своё евангелие написал Марк со слов апостола Петра. В 70-80 годы написал Матфей, а затем и Лука, который это дело тщательно расследовал. Последним был Иоанн Богослов.
Именно устные свидетельства ложатся в основу "исторических фактов" и учебников истории. Авторы - реальные личности. Большая часть свидетельств совпадает, они подтверждают и дополняют друг друга.
Несовпадение рассказов евангелистов
Этот факт приводят как доказательство, что там не правда. Однако, в сфере дознания свидетелей есть интересное правило: если рассказ очевидцев события совпадает на 100%, значит, скорей всего люди договорились рассказывать "легенду". И лишь неточности и различия доказывают независимость показаний.
Психология человека здесь на нашей стороне. Невозможно двум разным людям одинаково рассказать одну и ту же историю.
Стражники
Предавшие Иисуса на распятие были не дураки. Они слышали, что Христос говорил, что восстанет из мёртвых, поэтому с разрешения Понтия Пилата поставили стражу, охранять пещеру. Уснуть для стражников означало - смертную казнь, поэтому они не спали. Однако у них на глазах ангел отодвигает камень от пещеры и производит землетрясение.
После того, как страх проходит, они бегут и оправдываются. Они могли бы сказать, что была битва и у нас украли, могли бы сказать, что уснули. Но они говорят то, во что вообще никто не мог бы поверить. Получив от фарисеев много денег и гарантию, что их не тронут, они идут и рассказывают, что апостолы украли тело Иисуса.
Нет свидетелей невоскресения
Не так уж легко спрятать тело убитого. Тем более если тело лежит уже три дня, ведь оно пахнет. Это показал Иисус, когда воскрешал Лазаря. И здесь должно быть много свидетелей. И кто-то из них обязательно бы проговорился. Тем более под страхом смерти или по секрету маме, или по глупости.
Боязливые рыбаки
Только что про апостолов пущен слух, что они украли тело. А фарисеи решили убить и Лазаря, других свидетелей чудес. Поэтому они прятались "страха ради иудейского". Более того, многие они были неграмотными.
Это и удивительно, что неграмотные, перепуганные рыбаки, вдруг на 50-й день выходят и начинают все без исключения проповедовать Христа Воскресшего. Убитый учитель ввёл учеников в глубокое уныние. Что такое должно произойти, чтобы ТАК изменить ВСЕХ учеников? Сошли с ума? Но с ума по одиночке сходят. Не логичней ли взять тело и бежать подальше, чтобы тебя не убили?
Тело не нашли
Этот факт сам по себе является весомым аргументом.
Сами апостолы не верят
В Евангелиях про апостолов сами же апостолы пишут позорные для христианина вещи: им говорят "воскрес!", а они не верят. Ведь Он предсказывал, что так будет. При первой же вести нужно было подхватить эту новость и начать её транслировать. Но они не верят. Почему? Потому что в это НЕВОЗМОЖНО поверить. Так не бывает. Это противоречит логики и здравому смыслу. Только по настоящему воскресший Христос, показавший свои раны и попросивший поесть - только Он мог убедить апостолов, что это не видение и не сон.
Копьё
Можно было бы утверждать, что Иисус на кресте просто потерял сознание. Однако Он не подавал на кресте признаков жизни. И чтобы убедиться, что Он умер, воин проткнул Его копьём. Это доказывает, что Он именно воскрес из мёртвых, а не "очнулся" или "пришёл в себя"
Люди продолжают воскресать
Некоторые атеисты уверяют, что воскреснуть из мёртвых - это не научно. Однако написано уже достаточно научных книг, в которых анализируются истории, когда после клинической смерти, спустя 5 или 10 минут люди оживали и рассказывали, как они стояли рядом с телом и видели всё, что происходит вокруг.
Например, в книге "Душа после смерти" иеромонах Серафим Роуз ссылается на труды, написанные учёными на эту тему: статьи Элизабет Кублер-Росс, книги "Жизнь после смерти" (1975) и "Размышления о жизни после смерти" (1977) доктора Реймонда Муди. В первой собрано 150 медицинских свидетельств возвращения к жизни умерших. Также интересна книга некоего К. Икскулья «Невероятное для многих, но истинное происшествие» (1916), в которой автор рассказывает, как он воскрес спустя 36 часов.
Смерть за неправду
Она не возможна. Психологически. Человек готов умирать за правду. Человек готов умереть за свои убеждения, но только за те, которые считает истинными. За ложь и не правду ещё ни один не пошёл на добровольную смерть. А в списках умерших за Воскресшего Христа сотни тысяч христиан.
Итак, выводы
Иисус Христос точно умер на кресте. Его тело охраняла вооружённая стража, под страхом смертной казни. Ученики Христа - неграмотные рыбаки, которые тряслись от страха, и которые не поверили словам женщин, которые видели воскресшего Иисуса. И это всё логично и понятно.
А вот дальше - перепуганные, но не побитые стражники, осмелевшие апостолы, заговорившие на иностранных языках. Отсутствие тела. Аккуратно свёрнутый плат с лица. И уже в первые дни готовность тысяч людей умереть за веру в воскресшего Христа - всё это нелогично.
И если бы это была какая-то выдумка, то она вскоре бы забылась и стала легендой, мифом, сказкой. Однако до сих пор мы, христиане, воспринимаем воскрешение Христа - как факт, за который мы и сейчас готовы умереть. Ни один атеист за свою веру в невоскресение Христа умереть не готов.
08 января 2024 г. 05:51
Владлена
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
- Да, допускает. Животные, в отличие от человека, не обладают, ни образом Божиим, ни бессмертной личностью. Это для нас - потомков падшего Адама, земная жизнь дается для правильного самоопределения по отношению к Творцу и достижения обожения (причастности Богу), а посылаемые болезни становятся средством очищения души от страстей. Животные – же, лишены всего этого: к достижению Богоподобия они не предназначены, их душа, или жизненная сила умирает вместе с телом, а болеют они потому, что пал человек, венец этого мира, и заразил их смертностью.
Поэтому, усыплять домашних животных, в силу их неизлечимой болезни, допустимо.
27 ноября 2023 г. 21:30
Нурлан
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Здравствуйте, Нурлан. Для начала, Вам нужно определиться: к какому направлению Христианства Вы хотите принадлежать? Если к Церкви, основанной Христом, и хранящей неизменно Его учение, то Вам – в Православие.
Начните свой путь с таких шагов. Познакомьтесь с учением Православной Церкви. Для этого могу порекомендовать интернет портал «Иисус». Особенно интересен может быть хранящийся на этом портале документальный сериал митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение» https://jesus-portal.ru/life/expert/dokumental-nyy-serial-mitropolita-volokolamskogo-ilariona-iisus-khristos-zhizn-i-uchenie-spisok/ Обязательно прочтите Евангелие с толкованиями, размещённое на другом хорошем ресурсе: «Азбука веры» https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-matfeja/
Для практического вхождения в жизнь Церкви Христовой, разузнайте, где находится ближайший к Вам православный храм. Сходите туда, познакомьтесь со священником, задайте ему интересующие Вас вопросы, попросите почитать книги о вере и духовной жизни. Это общение будет Вам очень полезно. Затем, начните регулярное участие в молитвенной жизни Церкви. Хотя Вы еще не крещены, однако Вам доступно почти всё, что делают крещёные православные христиане: Вы можете в молитве обращаться к Господу Иисусу Христу, участвовать в богослужениях в воскресные дни, осенять себя крестным знамением, прикладываться к иконам и кресту, приносить покаяние перед Христом в соделанных прежде грехах и вести посильную борьбу с ними. Единственное, что Вам пока закрыто, это участие в Таинстве Причащения Тела и Крови Христовых. Но это дело поправимое: если, Бог даст, Вы примите Крещение, то став полноценным членом Церкви, сможете участвовать и в её главном Таинстве. А пока, начните с самого простого. Бог Вам в помощь.
20 ноября 2023 г. 15:26
Сергей
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Здравствуйте. Опираясь на Священное Писание, можно сказать, что во Второе Пришествие Христово прежний мир, поврежденный грехом Адама будет уничтожен в огне, и произойдет новый акт творения. Вот что об этом говорит апостол Петр: «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Петра 3:10-13). А апостол Иоанн Богослов, созерцая Откровение, написал: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны» Откр.21:1-5).
Что касается того, духовным будет новое творение или материальным, узнаем после, если сподобимся там оказаться.
15 ноября 2023 г. 00:19
Александр
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
- Безусловно. В Ветхом Завете есть прообразы (пророчества в событиях) и словесные пророчества о будущей славе креста. А в Новом Завете можно проследить их исполнение.
Прообразы:
Форму креста прообразовало крестообразное благословение Иаковом своих внуков – Ефрема и Манассии:
«И взял Иосиф обоих, Ефрема в правую свою руку против левой Израиля, а Манассию в левую против правой Израиля, и подвел к нему. Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец» (Быт.48:13-14) .
«Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего» (Евр.11.21).
И это прообраз будущего почитания креста: пастушеский жезл Иакова имел поперечную перекладину, что в целом пред изображало четырех конечный крест.
Ветхий Завет
Пророчества:
«Я дам знак и соберу их, потому что Я искупил их» (Зах. 10:8). «Даруй боящимся тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины, чтобы избавились возлюбленные Твои» (Пс. 59:6). «Господь поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли» (Ис. 11:12).
(Христос нигде не называется «знаменем»).
«Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно!» (Пс.98:5).
О том, подножие ног Христа будет трёх составное (сросшиеся кипарис, сосна и кедр) пророчествовал Исаия: «Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих» (Ис.60:13).
Новый Завет:
Христос – жертва: Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих (Евр. 9:28). Бог послал Сына Своего в жертву за грех (Рим. 8:3, 3:25) Апостол Петр сравнивает Христа с Непорочным чистым агнцем (1Пет. 1:19; Еф. 5:2; Кол. 1:20). Следовательно, крест – жертвенник, а жертвенник святыня великая: «все, прикасающееся к жертвеннику, освятится» (Исх. 29:37). Святость жертвенника признавал Сам Христос: что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? (Мф. 23:19). Он подчеркивает неразрывную связь между жертвой и жертвенником: клянующийся жертвенником клянется им и всем, что на нем (ст. 20), следовательно, почитающий крест – почитает Распятого на нём. А отвергающий – отвергает. Отец умиротворил Кровию креста Его и земное и небесное (Кол. 1:20), Христос пришел всех примирить… с Богом посредством креста, убив вражду на нем (Еф. 2:16). Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии (Евр. 13,10). Этот жертвенник – Крест Христов.
А вот некоторые исторические свидетельства:
Первое изображение креста
Козаржевский А. Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. М. Изд-во МГУ, 1984, с. 133:
При извержении Везувия наряду с Помпеями погиб и город Геркуланум. В 1930-е годы в нем, на главной улице, в так называемом "Доме двухсотлетия" была обнаружена небольшая комната /3 м. на 2,7 м./, а в ней - нечто вроде домашнего алтаря: углубление в форме креста, сбоку железные штыри и петли от ставен как бы для прикрытия креста в случае необходимости; под крестом - деревянный шкаф, покрытый широкой крышкой, вероятно, престол. В употреблении бедных людей были распространены керамические черепки - остраконы для кратких записей. И вот, в Помпеях найден остракон с изображением креста и слова: spes in deo - "надежда в боге". Находки изображения креста в городах, погибших в I в., тем более удивительны и значительны, что обычно считают временем появления креста как христианского символа IV век. Археологические данные заставляют пересмотреть традиционные представления.
Здесь уместно напомнить, что Павел, наиболее историчная личность из новозаветных персонажей, по преданию, проповедывал в Путеолах, что в 10 км. от Помпей.
***
Пояснения: дата гибели Помпей хорошо известна - 79 год первого века. Город был погребен под толщей пепла до начала раскопок в нем ничего не происходило. Потому все находимое там имеет четкую верхнюю датировку: не позже 80 го года. Это еще апостольский век, время жизни и проповеди апостолов. И, значит, священные изображения и почитание крест были еще в апостольской Церкви. Местоположение этого креста показывает, что речь идет именно о почитании, а не о "книжной закладке" или орнаменте.