Какой смысл был Богу Отцу распинать Своего Сына Христа?

Категория вопроса: Священное Писание и толкования

Спрашивает: Мелхиседек

Вопрос:

Известно, что Христос обличил не только т.н. апостола Фому, но  в первую очередь всех остальных т.н.  апостолов в неверии словами: блаженны не видевшие и уверовавшие, что по сути означает: вера может осуществляться только посредством полного отсутствия зрительного контакта, тогда как с момента зрительного контакта,  вера заканчивается и начинается знание, итак внимание вопрос: 1.  Какой смыл был Богу Отцу распинать своего Сына Христа и затем воскрешать Его,  чтобы тем самым якобы подтвердить  Его Божественное происхождение, если через видение воскресшего Христа по словам самого Христа уверовать в Него уже никак нельзя? 2. Значит ли это, что умертвив Христа, чтобы затем уже умершего Его воскресить, Бог Отец подчинился диктату и выполнил требевание евреев сотворить им чудо, чтобы они уже со всей уверенностью могли поверить Христу? 3. Или же умертвив Христа и затем воскресив Его, Бог Отец всего лишь развлекал скучающих евреев этим представлением и всего лишь разыгрывал перед ними страдания своего Сына Христа, чтобы тем самым снискать блогасклоность евреев для Себя? 4. Если т.н. апостолы поверили в Христа только после того, как увидели Его воскресшим, чем они отличаются от тех, кто распинал Христа и затем насмехался над Ним словами: если ты сын Божий, сойди с креста... и уверуем в Тебя?

Вопрос задан:
16 апреля 2018

На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов

Ответ священника:

Буду отвечать по порядку.

В. «Известно, что Христос обличил не только т.н. апостола Фому, но,  в первую очередь, всех остальных т.н.  апостолов в неверии словами: блаженны не видевшие и уверовавшие»

О. Это не правда. Слова «блаженны не видевшие и уверовавшие» - не обличение апостолов в неверии, а обетование о блаженстве христиан последующих времён, которые уверуют во Христа, не видя Его во плоти. Вот толкование на этот текст святых Отцов Православия:

 

1. Свт. Григорий Палама:

Глагола ему Иисус: яко видев Мя, веровал еси: блажени не видевшии и веровавше

Господь ему сказал: «Яко видев Мя, веровал еси: блажени не видевшии, и веровавшии», показывая этим, что те, которые собственными очами взирали на славу (Его), ничем большим не обладают над теми, которые чрез них были приведены в веру в Него. Если же Он сказал не «имеющие уверовать», но – «уверовавшие», то это было сказано в божественном и предведящем значении Знающего все прежде совершения, для которого будущее является как бы уже происшедшим.

Омилия 17. На Евангелие Новой Недели (Фомина Воскресения).

 

Свт. Игнатий (Брянчанинов):

Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие

В ответ на исповедание апостола Господь ублажил не видевших и уверовавших. Помянул и нас Господь, помянул всех, не видевших Его телесными очами! Помянул Он и нас, удаленных от Него и пространством и временем! Помянул в то время, когда восприятым на Себя человечеством, принесенным в жертву за человечество и уже прославленным славою воскресения, стоял Он посреди святых апостолов Своих!

Блажени невидевшии и веровавше. Этими словами Господь совокупил с апостолами воедино всех верующих всея земли и всех времен. Когда Он принес молитву о апостолах Отцу Своему пред исшествием на спасительные для нас страдания, тогда соединил с апостолами всех истинных христиан. Не о сих же молю токмо, - сказал Он, - молю не только о апостолах, но и о верующих словесе их ради в Мя (Ин. 17.20). Так и здесь: участниками блаженства апостолов Он соделывает всех чад Церкви. Ваша блаженна очеса, яко видят, - сказал Он апостолам, и уши ваша, яко слышат. Аминь бо глаголю вам, яко мнози пророцы и праведницы Ветхого Завета вожделеша видети, яже видите, и не видеша: и слышати, яже слышати, и не слышаша (Мф. 13.16-17). Блаженные самовидцы и слуги Слова предали нам виденное и слышанное ими, когда Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом — говорит один из этих самовидцев Слова — славу Его, славу яко единородного от Отца, исполнь благодати и истины (Ин. 1.14). Яснейшее проповедание апостолов соделывает нас как бы зрителями событий, которых очевидцами были апостолы. При посредстве церковных таинств мы вступили в существенное общение с Господом и пребываем в этом общении при посредстве этих таинств. Бога, невидимого для чувственных очей, живая вера соделывает видимым для душевного ока — ума.

Аскетическая проповедь. https://bible.optina.ru/new:in:20:29

 

В. «вера может осуществляться только посредством полного отсутствия зрительного контакта, тогда как с момента зрительного контакта,  вера заканчивается и начинается знание»

 

О. Этот тезис тоже ошибочен. Кроме физического зрения, каждый человек обладает зрением духовным, или сердечным. Именно очами сердца христиане послеапостольского периода могут лицезреть Иисуса Христа, и, таким образом, веровать в Него. Христа во плоти видели весьма многие люди, но Он говорит об их обращении к Нему, как о вере, а не как о знании: «Иисус говорит ему (апостолу Фоме): ты поверил, потому что увидел Меня» (Ин. 20,29).

 

Вопрос 1:  «Какой смысл был Богу Отцу распинать Своего Сына Христа и затем воскрешать Его,  чтобы тем самым, якобы, подтвердить  Его Божественное происхождение, если через видение воскресшего Христа, по словам Самого Христа, уверовать в Него уже никак нельзя?»

 

Ответ 1: Из неверного тезиса, Вы делаете неверный вывод: не для уверения других в Своей Божественности, Христос распинается на кресте (выше уже показано, что видеть и веровать можно при помощи духовного зрения), а для искупления рода человеческого от греха, проклятия и смерти: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3,16).

Распятие Спасителя вовсе не было иллюстрацией Его Божественной природы. Он пришел исцелить человеческую природу: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мр. 2,17). А о том, что Христос – Бог, достаточно других свидетельств в Писании. Например:

 

*В Библии Бог Отец именуется Творцом мира: «В начале сотворил Бог (Элохим) небо и землю» (Быт. 1,1).

Одновременно, Иисус называется Творцом: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1,3). «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано» (Кол. 1,16).

 

Вывод: Иисус – Бог. Он Тот, Кто вместе с Отцом и Духом вначале сотворил мир. Если Иисус – Сам сотворен во времени Отцом, значит, Бог Отец не был Творцом мира, и мир был сотворен тварным существом – Иисусом.

 

*Пророк Исаия говорит, что Бог Яхве будет судить человечество в последний день: «Ибо Господь (Яхве) - судия наш, Господь - законодатель наш, Господь - царь наш; Он спасет нас» (Ис. 33,22).

Пророк Иоиль подтверждает: «Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я (Яхве) воссяду, чтобы судить все народы отовсюду» (Иоиль 3,12).

 

В Евангелии от Иоанна, Иисус Христос говорит о Себе, как о Судье: «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Иоан.5:22). В притче о Страшном Суде, Судия -  Иисус (Мф. 25: 31-46). Эта притча – парафраз, пересказ пророчества Иоиля: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей» (Мф.25, 31)

 

Вывод: Иисус  - не только Творец, но и Судия, а значит – Бог.

 

Вопрос 2:  «Значит - ли это, что умертвив Христа, чтобы затем уже умершего Его воскресить, Бог Отец подчинился диктату и выполнил требование евреев сотворить им чудо, чтобы они уже со всей уверенностью могли поверить Христу?»

 

Ответ 2: Нет, не значит. Христос, еще до Своей крестной смерти отказывался сотворить чудо для не уверовавших в Него евреев: «И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение» (Мр.8,12). Повторюсь еще раз, целью пришествия Сына Божия в наш мир было исцеление воспринятой Им человеческой природы от последствий падения Адама. Христос не нарушает свободного выбора не уверовавших в Него людей. В притче о богаче и Лазаре, Он говорит: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16,31).

 

Вопрос 3: «Или же умертвив Христа, и затем, воскресив Его, Бог Отец всего лишь развлекал скучающих евреев этим представлением и всего лишь разыгрывал перед ними страдания своего Сына Христа, чтобы тем самым снискать благосклонность евреев для Себя?».

 

Ответ 3: Да нет же. Один богослов сказал: «Мы не нужны Богу, но мы Ему – желанны». Бог – Самодостаточен, и не нуждается, ни в мире, ни в человеке, но от преизбытка любви сотворил мир, и  хочет подарить Себя каждому из нас. Кто такие евреи, чтобы Богу смертью Своего Единородного Сына развлекать их и искать Себе их благосклонности? Целью крестной смерти Христа было Искупление, а не розыгрыш.

 

Вопрос 4: «Если т.н. апостолы поверили в Христа только после того, как увидели Его воскресшим, чем они отличаются от тех, кто распинал Христа и затем насмехался над Ним словами: если ты сын Божий, сойди с креста... и уверуем в Тебя?»

 

Ответ 4: Во-первых, почему «так называемые апостолы»? «Апостол» в переводе с греческого «посланник». Этому названию полностью соответствовало и их служение, в котором исполнилось пророчество Ветхого Завета: «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их» (Псалом 18,5).

Во вторых, чем апостолы отличаются от распинателей Христа? – Тем, что распинатели, как и их нынешние потомки, до сего дня неистово ненавидят Иисуса и не хотят признать Его Своим Мессией (Помазанником, греч. Христом), обещанным им Богом через пророков.  В то время, как апостолы, увидев Воскресшего Христа, из робких, маловерных и боязливых людей, преобразились в неустрашимых проповедников Истины, и, разойдясь в разные страны, благовествовали язычникам о Христе, основывали поместные Церкви, и все стали мучениками.





Последние вопросы и ответы

Здравствуйте. Хочу задать краткий, но важный вопрос для меня: грех - ли пропускать школу?
Здравствуйте. Как объяснить человеку: почему для Евхаристии используют именно вино, а не виноградный сок, и как объяснить ему - же достоверность Евангелия?
Как относиться к необычным явлениям в последние годы: северное сияние в странах, где его не бывает, “гул Земли”, высыхание Евфрата? Всегда тревожусь и впадаю в уныние, когда думаю о том, что это могут быть последние дни.
Батюшка, подскажите пожалуйста, что делать, если помолился в слух вместе с протестантом при том, что он говорил молитву, а я повторяла?
Здравствуйте! Совершила страшный грех – блуд. Очень сожалею, это разрывает меня изнутри. Скажите пожалуйста, возможно ли как то добиться прощения от Бога?
Здравствуйте. Меня крестили в детстве. Потом родители умерли, и меня отправили в детский дом. Сейчас мне 24, и я сама хочу осознанно покреститься. Могу – ли я это сделать?
Как правильно посчитать 9, 40 дней со дня смерти человека, которая произошла 12 марта?
Здравствуйте, батюшка! Можно ли сказать, что до грехопадения законы физики были другими, чем сейчас?
Здравствуйте. Помогите разобраться с некоторыми вопросами догматического характера: верно ли я о них рассуждаю?
Здравствуйте, батюшка! У меня к Вам вопрос: можно - ли использовать текст из второй Маккавейской книги, глава 15, стих 22, при чтении молитвы за Россию, и не согрешила - ли я?



Смотрите также:







© 2024 Русская Православная Церковь. Бишкекская и Кыргызстанская епархия.
Все права защищены.