17 сентября 2023 г. 10:45
Сергей Г.
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
- Можно, и Церковь делает это, составив специальный молебен о сохранении творения Божия. Животные - наши младшие братья. Они тоже нуждаются в освящении Божественной Благодатью, ибо вместе с падшим человеком подверглись тлению и смерти. Вот что по этому поводу пишет апостол Павел: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим.8:19-22).
Но молиться о животных следует разумно и с рассуждением: нельзя их приравнивать в молитве к человеку; для них не возможна полнота Богопознания, доступная нам; отношение к домашним животным не должно перерастать в идолослужение и неразумное к ним отношение. Можно испрашивать у Творца исцеления заболевшего питомца, защиту от хищников и болезней, возвращение пропавшего домашнего животного, но нельзя молить о прощении грехов животного (их просто нет) и даровании умершим собаке или коту Царствия Небесного. Нельзя подавать за животных записки и заказывать требы в храме.
В целом хотел бы предостеречь от двух крайностей: как от очеловечивания домашних любимцев, попытки наделить их человеческим разумом, чувствами и душой, так и от уничижения животных, приписывания им функций служения бесовским силам, или объяснения их поведения одними инстинктами. Звери и птицы не лучше и не хуже нас, они просто другие. Но тоже могут испытывать на себе и Божью благодать, и Божью милость.
Святые отцы неоднократно на это указывали. Феофан Затворник писал: ««...У животных есть иное, похожее на действия нашей души, а у нас иное, похожее на действия животных... У животных есть душа, но животная».
А Иоанн Златоуст отмечал, что Господь воскресит не только людей, но и все Божьи создания: «Как тварь сделалась тленною, когда тело твое стало тленным, так и тогда, когда тело твое будет нетленным, и тварь последует за ним и сделается соответственною ему».
Однако, очень важно правильно расставить приоритеты ценностей. Сначала любовь к Богу, потом – к ближним и в целом к людям, а лишь потом – любовь к животным. Иной порядок может свидетельствовать о глубоких духовных и психологических проблемах.
13 сентября 2023 г. 18:32
Никита
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Здравствуйте, Никита.
Не советую Вам искать экзорцистов и пользоваться их помощью, и вот почему. Святые Отцы Церкви учат, чтобы изгонять бесов из других, христианин должен прежде изгнать их из себя, подвижнической жизнью победив собственные страсти, а таких христиан сейчас, практически, не осталось. Имитация - же дара изгнания духов навредит, как самому экзорцисту, так и тем, кто к нему обращается.
Преп. Авва Питирион (в Лавсаике) учит: «Итак, чада, кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти, ибо кто какую страсть победит, такого беса и изгонит».
Святой Варсануфий Великий: «Противоречить диаволу прилично не всем, но только сильным в Боге, которым повинуются бесы. Если же кто не из сильных будет противоречить, бесы ругаются о нем, ибо находясь в их власти, он им же противоречит. Также и запрещать им – дело мужей великих. Многие ли из великих запрещали бесам, подобно Михаилу Архангелу, который запрещал, ибо имел власть? Нам же немощным, остается лишь прибегать к имени Иисуса».
Преподобный Исаак Сирин – предупреждал самочинных заклинателей: «Ты выходишь учить тех, которым уже 6 тысяч лет. А это твое дерзкое прекословие послужит им оружием, которым они смогут поразить тебя, несмотря на всю твою мудрость и благоразумие».
По мысли отцов, беснование, как и любая болезнь, попускается Богом тем людям, для кого именно эта болезнь является лучшим средством для получения смирения и спасения. Поэтому святые молились об исцелении не всех подряд, а для которых это открыто Богом, потому что святые понимали, что исцеление тела вовсе не означает пользы для души.
Блаженный Феофилакт Болгарский: «Освободившиеся от бесов часто еще хуже становятся впоследствии, если не исправляются».
Святитель Игнатий Брянчанинов: «Поминайте в молитвах ваших болящую Д., которая предана молитвами Божиими сатане, да дух ее спасется. …отнюдь не служит … Такому подвергались и великие угодники Божии. Беснование – это гораздо менее страшная вещь, нежели подвергание вражескому помыслу, который может [лишить нас спасения]».
Прот. Алексий Зарайский на вопрос: «почему он не выгонит из этой девушки беса?», отвечал: «А почему я могу знать, что на то есть воля Божия? Она причащается Св.Таин, и если это нужно, то Христос Сам силен изгнать его. А если Христос не желает, то для чего же изгонять его?»
Вывод можно сделать такой: современные экзорцизм – явление в высшей степени опасное. Раньше этим занимались святые, которые от Бога получили такой дар. Сейчас же этим занимаются люди, которые ничего не получают, думают, что если чем-то побрызгать, как шаман, то это все случится.
Но этим людям грозят другие страшные последствия – беснование, внутреннее опустошение, огромнейший вред для души – не только самого отчитывателя, но и приходящих к нему.
Иоанн Кассиан Римлянин: «А кто желает повелевать нечистыми духами или являть перед народом какое - либо из дивных знамений – тот, хотя призывает имя Христово, бывает чужд Христа, поскольку надменной гордости не следует учителю смирению. Посему-то отцы наши никогда не называли тех монахов добрыми и свободными от заразы тщеславия, которые хотели слыть заклинателями».
Кроме того, не факт, дорогой Никита, что человек, которого подозревают в одержимости, действительно её имеет. Многие душевные расстройства, та – же шизофрения, внешне могут напоминать одержимость, но на самом деле имеют совсем другую природу, и потому не должны лечиться с помощью отчиток. Для определения подлинной природы недуга нужен хороший психиатр и опытный священник. А где сейчас найти таких? И больному остаётся лишь одно: с верой и покаянием призывать в молитве Господа Иисуса Христа, прося, если Ему угодно, помочь болящему. А так – же прибегать к участию в Таинствах Исповеди, Причащения, и Соборования. Главное – же для человека не исцелиться, а найти Христа, стать Его учеником и приобрести вечное спасение. Если это не произойдёт, то любые исцеления окажутся бесполезными. Бог в помощь.
12 сентября 2023 г. 11:26
Асель
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Здравствуйте, Асель.
Отвечая на Ваш вопрос сразу хочу уточнить: Православное Христианство критично относится к Исламу, как к системе религиозных воззрений, и к пророку Мухаммеду, как автору этой системы, но учит хорошо относиться к мусульманам, как к людям. В чем здесь дело? – А дело в том, что еще русский религиозный философ 19 века Владимир Соловьёв сказал: «Истина интолерантна», то есть она не терпит неистины по самой природе своей. В Христианстве существует представление о Высшей, объективной Истине, которая открылась людям две тысячи лет назад. Эта Истина – Христос, Творец нашего мира, Воплотившийся и ставший Человеком. Он сказал о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). И если Христос абсолютная Истина, значит, всё то, что не соответствует Его учению и жизни – неистина.
Вы спрашиваете далее: «Разве религия не учит уважать другие религии?». Опять – же, мы, христиане придерживаемся принципа, высказанного еще преподобным Исааком Сириным в 6 веке: «Грех - ненавидь, а грешника - люби». Поэтому, отделяя самого человека от его неверных религиозных представлений, мы стремимся любить его, уважать его религиозный выбор, даже если он неправильный, но, с точки зрения открывшейся нам Объективной Истины, не можем с уважением относиться к тем заблуждениям, которые он исповедует. Точно так - же врач жалея больного, не может толерантно смотреть на его болезнь. Он пытается её лечить.
А теперь давайте зададимся вопросом: как Ислам и Христианство предписывают своим адептам относиться к представителям других традиций? Давайте рассмотрим, что по этому поводу говорят вероучительные тексты Христианства и Ислама?
Основатель Христианства – Иисус Христос в Евангелии касательно людей иных религиозных убеждений, предписывает христианам следующее:
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:37-37).
«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:43-45).
Великие христианские святые, как уже процитированный нами преп. Исаак Сирин, так – же заповедуют христианам по отношению к иноверцам любовь: «Грех – ненавидь, а грешника – люби».
Как видите, в заповедях Иисуса и Его святых нет даже намёка на ненависть, злобу, ущемление прав, тем более призывов к убийству иноверцев за их религиозные убеждения.
Предполагая возражение: «а как – же Крестовые походы?», отвечу: давайте будем сравнивать сами заповеди Библии и Корана, а не то, как некоторые люди их нарушают. Таковых нарушителей было достаточно, как в истории Христианства, так и в истории Ислама.
Теперь продолжим. Какое отношение мусульманам предписывают Коран, Сунна и Шариат ко всем иноверцам, в том числе и к христианам?
Опять сошлюсь на тексты:
Мусульмане говорят христианам и евреям, что они - особенные. Они – «Люди Писания» и братья по вере Авраамовой. Но в Исламе человек считается христианином только тогда, если он верит, что Христос был пророком Аллаха, нет Святой Троицы, не было распятия и воскрешения Иисуса, но что он вернется для установления законов шариата. А чтобы быть настоящим иудеем, человек должен верить, что Мухаммед – последний в линии еврейских пророков.
Коран 5:77 Скажи: «О люди Писания! Не выходите в своей религии за пределы истины и не потакайте желаниям людей, которые пошли неправильно и ввели в заблуждение многих. Они сами сбились с прямого пути».
Исламская доктрина дуальна, поэтому есть и противоположный взгляд. Ниже приведена последняя написанная строфа о Людях Писания (более поздняя версия отменяет или заменяет более раннюю). Это окончательное слово. Она призывает мусульман воевать с Людьми Писания, не верящими в религию истины, Ислам.
Коран 9:29 Сражайтесь с теми, кто получил Писания [иудеи и христиане], но не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день, которые не считают запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, которые не исповедуют истинную религию, пока они не покорятся и не станут собственноручно платить дань [джизья], оставаясь униженными.
Предложение «не считают запретным…» означает, что они не приняли шариат; а «пока они не покорятся» означает «не примут шариат». Христиане и иудеи, не принявшие Мухаммеда как последнего пророка, считаются кафирами.
Мусульмане молятся пять раз в день, и начальная молитва всегда включает в себя следующие слова:
Коран 1:7 Не путем тех, на кого пал Твой гнев [Иудеев], и не заблудших [Христиан].
Итак, если вы не верите в Мухаммеда и его Коран, вы - кафир.
В Исламе существует понятие джихада, которое включает в себя в том числе и войну против кафиров для установления верховенства шариата.
Коран 2:216 Вам предписано сражаться, хотя это вам неприятно. Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете.
Коран 4:89 Они хотят, чтобы вы стали кафирами, подобно им, чтобы вы оказались равны. Посему не берите их себе в друзья, пока они не покинут свои жилища для того, чтобы сражаться на пути Аллаха [джихад]. Если же они отвернутся, то ищите их и убивайте, где бы они ни были.
Весь мир должен принять ислам. Кафиры – это враги просто потому, что они не мусульмане.
А вот как рассматриваемый нами вопрос освящают авторитетные хадисоведы:
[Муслим 001,0031] Мухаммед: «Мне было приказано вести войну с человечеством, пока люди не признают, что нет бога кроме Аллаха, пока они не поверят, что я Его пророк и не признают все откровения, сказанные через меня. Когда же они сделают все это, я буду защищать их жизни и собственность до тех пор, пока другое не будет оправдано шариатом. В этом случае их судьба ложится в руки Аллаха».
[Бухари 4,52,142] Мухаммед: «Сражаться в джихаде с кафирами даже один день стоит больше, чем вся земля и все на ней. Место в Раю, величиной меньше кончика вашего кнута, стоит больше, чем вся земля и все на ней. Путешествие в течение дня или ночи в джихаде стоит больше, чем вся земля и все на ней».
Слезы джихада
Ниже приведено количество смертей от джихада за последние 1400 лет6:
Христиане — 60 миллионов
Индуисты – 80 миллионов
Буддисты – 10 миллионов
Африканцы – 120 миллионов
Всего – 270 миллионов.
Эти смерти называются слезами джихада.
Материалы взяты из книги Билла Уорнера: «Шариат для немусульман», глава: «Кафиры» https://azbyka.ru/shariat-dlya-nemusulman#ch_0_5
Теперь приведу тексты из Корана, которые предписывают мусульманину вполне конкретные действия по отношению к любым кафирам:
Над кафирами можно глумиться:
Коран 83:34 В тот день верующие будут глумиться над Кафирами, сидя на свадебных ложах и наблюдая. Разве Кафиры не должны получить воздаяние за то, что они совершали?
Кафирам можно отрубать головы:
Коран 47:4 Когда вы сталкиваетесь с Кафирами на поле боя, то рубите их головы до тех пор, пока полностью не одержите победу, а затем берите пленников и надежно связывайте.
Против кафира можно замышлять плохое:
Коран 86:15 Они замышляют козни против тебя [Мухаммед], и Я замышляю козни против них. Поэтому будь невозмутим с Кафирами и оставь их на время.
Кафиров можно терроризировать:
Коран 8:12 Вот твой Господь говорил со Своими ангелами: «Я буду с вами. Укрепите тех, которые уверовали! Я же вселю ужас в сердца кафиров, рубите им головы и рубите им даже кончики пальцев».
Мусульманин не дружит с кафиром:
Коран 3:28 Верующие не должны считать Кафиров своими друзьями вместо верующих. А кто поступает таким образом, тот не будет иметь никакой защиты Аллаха и не может рассчитывать ни на кого, кроме себя. Аллах предостерегает вас убояться Его, ибо всем к Аллаху предстоит прибытие.
Кафиры – это злодеи:
Коран 23:97 И скажи: «Господи! Я ищу у Тебя убежища от предложений злодеев [кафиров]. И я ищу у Тебя убежища, Господи, от их присутствия».
Кафиры унижены:
Коран 37:18 Скажи: «Да, и вы [кафиры] будете унижены!»
Кафиры прокляты:
Коран 33:60 Они [кафиры] будут прокляты, и где бы их ни обнаружили, их будут хватать и убивать. Таково было установление Аллаха для тех, которые жили прежде, и ты не найдешь изменения в путях Аллаха.
Полный текст из главы «Кафиры» по ссылке: https://azbyka.ru/shariat-dlya-nemusulman#ch_0_5_1
Теперь, Асель, на основании приведённых выше религиозных текстов Христианства и Ислама, можно без труда сделать вывод: какая религия (Христианство, или Ислам) предписывает своим адептам действительное уважение и даже любовь к иноверцам, а какая – нет.
10 сентября 2023 г. 14:45
Андрей
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Поскольку гора Афон находится в юрисдикции Константинопольского Патриарха, в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре за Божественной литургией поминают как Патриарха Константинопольского Варфоломея, так и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Свято-Пантелеимонов монастырь не признал раскольническую ПЦУ, и продолжает поддерживать братские отношения с канонической Православной Церковью Украины, возглавляемой митрополитом Онуфрием. Поэтому, паломнические поездки православных в этот монастырь и совместное с монахами участие в Таинствах возможны.
Что касается последнего вопроса: «что ждёт в будущем пребывающих сейчас в нем монахов?», ничего сказать об этом не могу, поскольку пока ещё не приобрёл дара прозорливости.
05 сентября 2023 г. 09:03
Anonimius
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Ответ на Ваше недоумение следующий. Сами по себе сбывшиеся пророчества ещё не являются критерием того, что источником пророческого дара данного человека является именно Бог. Например, Ванга, и другие оккультные «пророки» тоже делали предсказания. Некоторые из них поражают своей точностью. Однако, очевидно, из какого источника Ванга черпала информацию.
В Христианстве существуют критерии подлинного пророчества.
Пророчества:
Ни одному из вышеприведённых критериев пророка не соответствует Мухаммед:
1.Мухаммед произносил пророчества, которые не сбывались.
Библейский пророк знает, что будет дальше. А Мухаммед – нет. К тому же в Коране он сам прямо говорит, что не знает, "что будет сделано со мною и с вами» (46: 8). В одном из хадисов Мухаммед утверждает: "Никто не знает, что будет завтра, что скрыто в утробах, что он приобретет завтра, в какой земле умрет и никто не знает, когда пойдет дождь» (Бухари, 1039). Итак, он сам расписывается в том, что не знает будущего, но это еще, как говорится, полбеды. Согласно мусульманским же источникам, Мухаммед все-таки делал предсказания, и они – не сбывались!
Вот пример: "Однажды, в конце своей жизни, пророк совершил с нами вечернюю молитву, поднялся и сказал: “Понимаете ли вы, что это за ночь? Поистине, через сто лет после этой ночи не останется на земле ни одного из живущих на ней”» (Бухари, 116). Любой, читающий эти строки, является опровержением лжепророчества, ибо не только через сто, но и через полторы тысячи лет земля полнится живущими.
Еще хадис: "Посланник Аллаха сказал: “скоро Евфрат откроет сокровищницу, полную золота, но пусть тот, кто будет жить в это время, ничего не берет оттуда… Евфрат раскроет гору золота под ним”» (Бухари, 7119). За более чем полторы тысячи лет это "скоро» так и не наступило.
И еще: "Никогда не преуспеет народ, который сделает женщину своим правителем» (Бухари, 9.88.219). Английский народ вполне преуспевает при полувековом правлении королевы Елизаветы II, как и до того преуспевал при правлении королевы Виктории. Аналогичные примеры из истории можно продолжать, но их, впрочем, образованный читатель и так знает. Как мы помним из Библии, по закону Моисееву, даже одного несбывшегося пророчества достаточно, чтобы не только признать человека лжепророком, но и поступить с ним весьма сурово: такого пророка предайте смерти (Втор 18: 20).
2. «Откровения» Мухаммеда вступали в явное противоречие с прежним, Библейским Откровением.
Приведем несколько примеров.
Христос сказал: Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует (Лк 16: 18); если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует (Мк 10: 12). Коран же учит следующему: если разведенные муж и жена захотят снова друг с другом сочетаться браком, то для этого жене необходимо прежде выйти за другого мужчину (!), потом развестись с ним и только после этого вернуться к прежнему: «Если же он дал развод ей, то не разрешается она ему после, пока не выйдет она за другого мужа, а если тот дал ей развод, то нет греха над ними, что они вернутся» (Коран 2: 230).
В Новом Завете есть слова: В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью (Иак 1: 13–14); в Коране же от лица Бога говорится: «Мы искушаем вас то тем, то другим способом: страхом, голодом, потерею имущества, жизни, плодов» (2: 150, 151).
Новый Завет: Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь (Рим. 12: 17, 19). Коран: «Верующие! Вам предписана месть за убитых» (2: 178).
3.Нравственность Мухаммеда не соответствует нравственности библейских пророков.
Мухаммед корыстен. И это прежде всего отличает его от истинного пророка. Все истинные пророки бескорыстны, это не просто личная черта характера каждого из них, но свидетельство того, что тот, кто действительно имеет связь с Вседержителем, не может зависеть от смертных людей.
Пророк Елисей силою Божией исцелил Неемана от проказы и возвратился к человеку Божию он и все сопровождавшие его, и пришел, и стал пред ним, и сказал: вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля; итак прими дар от раба твоего. И сказал он: жив Господь, пред лицем Которого стою! не приму. И тот принуждал его взять, но он не согласился (4Цар 5: 15–16). А когда пророк узнал, что Гиезий, слуга его, догнал Неемана и от его имени выпросил денег и одежды и скрыл это у себя дома, то сказал: Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек. И вышел он от него белый от проказы, как снег (4Цар 5: 27).
У пророка Валаама лишь появился помысел пойти к Валаку ради личной выгоды, и уже это явилось тягчайшим грехом пред Богом, в котором пророк раскаялся (Числ 22–24), но все равно был убит (см.: Числ 31: 8) и стал символом погибельного корыстолюбия (см.: Иуд 1: 11). Это момент принципиальный.
А в Коране христианин видит сплошную корысть «пророка». Ни один пророк Божий не изрекал таких «откровений», как, например, такое: а мне причитается пятая доля всей добычи (см.: Коран 8: 42), или: а мне вот позволено неограниченное количество жен (см.: Коран 4: 3) или: а мне позволено жениться на жене приемного сына (см.: Коран 33: 36–51), или: захваченое у врага недвижимое имущество все переходит в мое распоряжение (см.: Коран 59: 7), или: мне Бог позволил не соблюдать клятвы, данные женам (см.: Коран 66: 1–2), а еще позволил самому устанавливать очередность их посещения (см.: Коран 33: 51) и т.д.
Задумайтесь: в Библии перечисляются несколько десятков пророков, а именно: Моисей, Аарон, Самуил, Давид, Гад, Нафан, Самей, Ахия, Иуй, Адда, Илия, Одед, Елисей, Михей, Иона, Исаия, Иеремия, Варух, Иезекииль, Аггей, Захария, Даниил, Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Наум, Аввакум, Софония, Малахия, Иоанн Креститель. Многие из них оставили записанные ими книги с откровениями, о жизни и откровениях других сообщают библейские исторические книги – и ни один из подлинных пророков Божиих ни разу не изрекал подобного. Более того, как мы уже показали, и малая корысть, даже в мыслях, считалась тягчайшим грехом.
И корысть, увы, не единственное, что отличает Мохаммеда от библейских пророков.
Ни один из них не брал себе в жены девятилетнюю девочку, как Мухаммед – Айшу; ни один не подвергал пленных пыткам, как Мухаммед – Кинана; ни один не насиловал женщин, захваченных во время боя, как Мухаммед – иудейку Райхану; ни один не заставлял признавать себя пророком под угрозой смерти; ни один не посылал наемных убийц, чтобы под покровом ночи расправиться с оппонентами, как Мухаммед – с Каабом ибн Ашрафом, Асмой бинт Марван, Абу Афаком, ал-Харисом ибн Сувайдом, Умм Кирфой и Абу Рафии; ни один не занимался грабежом, как Мухаммед, нападавший на караваны; ни один не считал возможным нарушать данные им клятвы.
4.Призвание Мухаммеда на пророческое служение произошло с насилием, что очень походит на шаманскую болезнь среди языческих народов. Вот как это описывается: «Когда наступил этот месяц… посланник Аллаха отправился к горе Хира… Когда наступила ночь… принес ему Джибрил веление Аллаха. Посланник Аллаха рассказывал: “Явился мне Джибрил, когда я спал, с парчовым покрывалом, в которое была завернута какая-то книга и сказал: «Читай!» Я ответил: «Я не умею читать». Тогда он стал душить меня этим покрывалом, так что я подумал, что пришла смерть. Потом он отпустил меня и сказал: «Читай!» Я ответил: «Я не умею читать». Он опять стал душить меня им, и я подумал, что умираю. Потом он отпустил меня и сказал: «Читай!» Я ответил: «Что читать?», желая только избавиться от него, чтобы он не стал опять делать со мной то же, что раньше. Тогда он сказал: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил человека из сгустка. Читай! Ведь Господь твой щедрейший, который научил тростинкой для письма человека тому, чего тот не знал»» (Коран 96: 1–5).
После этого душитель исчез, а Мухаммеда охватило такое отчаяние, что он решил покончить жизнь самоубийством. Но когда уже собирался спрыгнуть с горы, он снова увидел того же духа, испугался и в страхе прибежал домой, где рассказал о видении своей жене Хадидже, сказав: «О Хадиджа! Во имя Аллаха, я никогда ничего так не ненавидел, как идолов и предсказателей, и я боюсь, что сам должен стать предсказателем… О Хадиджа! Я слышал звук и видел свет, и я боюсь, что сошел с ума» (Ибн Саад. Табакат. Т. 1. С. 225).
Бог Библии никогда не призывал к пророческому служению с насилием над свободой человека. Вот Моисей, подойдя к горящему кусту, слышит голос Божий, и Господь, во-первых, представляется: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх 3: 3), а после этого предлагает: Итак, пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых (Исх 3: 6). Моисей поначалу не решается: Кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых? (Исх 3: 8). Но Бог не начинает его душить, как некто Мухаммеда, а убеждает словесно, поддерживает: Я буду с тобою, и вот тебе знамение (Исх 3: 11). И Моисей, убежденный и укрепленный Богом, решает вступить на пророческий путь.
Вот призвание Иеремии. Первым делом Господь ему объявляет, кто Он: Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя (Иер 1: 5) и после объявляет о пророческом служении. И пророк Иеремия также сначала сомневается в своих силах: О, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод (Иер 1: 6). Но и здесь любящий Господь не начинает его мучить и пытать, а убеждает и ободряет словесно: Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя, сказал Господь. И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои (Иер 1: 8–9).
А пророку Иезекиилю было явлено само видение Божией славы, так что он со смирением пал на лице свое. И что же сказал ему Господь? В те времена, когда даже перед земными царями простолюдинам не дозволялось говорить стоя, Бог объявляет: Сын человеческий! стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою (Иез 2: 1), и снова убеждает и укрепляет словесно: Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным… А ты, сын человеческий, не бойся их и не бойся речей их… слушай, что Я буду говорить тебе; не будь упрям, как этот мятежный дом; открой уста твои и съешь, что Я дам тебе (Иез 2: 3, 6). И затем пророку дается небесный свиток, и я съел, и было в устах моих сладко, как мед (Иез 3: 3).
Также и пророку Исаии было видение: В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном… И сказал я: горе мне! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен (Ис 6: 1, 5–7). Заметьте, пророк не сообщает ни о какой боли от прикосновения очищающего небесного огня, ибо огонь этот не причиняет боли, как и чудесный благодатный огонь, сходящий каждый год на Гробе Господнем в Иерусалиме, как и небесный свиток пророка Иезекииля оказался сладок, как мед. Еще важнее то, что ни Бог, ни серафим не заставляют Исаию становиться пророком, не навязывают свою волю и не ломают насилием волю пророка – все происходит совсем наоборот: И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня (Ис 6: 8).
5.Мухаммед, в отличие от Моисея, и Иисуса Христа, не совершил ни одного чуда для удостоверения подлинности своей пророческой миссии.
Ему многократно арабы-язычники говорили: сотвори чудо – и мы поверим в тебя. Однако Мухаммед все время отговаривался тем, что творить чудеса может только Аллах, а сам он всего лишь «увещеватель». Вот пример из «Сирата» Ибн Хишама, когда курайшиты просили хоть каким-либо знамением подтвердить его пророческие притязания: «Они сказали: Попроси своего Господа, чтобы он послал вместе с тобой ангела, который подтвердит твои слова и защитит тебя… Тогда мы убедились бы в твоем высоком положении при Господе твоем». И Мухаммед ответил им: «Я этого не сделаю… Господь не посылал меня к вам за этим. Аллах послал меня вестником и увещевателем». Они сказали: «В таком случае, опускай на нас небо кусками! Как ты утверждал, Господь твой, если захочет, сделает это. Мы не поверим в тебя, пока не сделаешь». Мухаммед ответил: «Это уже дело Аллаха. Если он захочет сделать это с вами, сделает». Они сказали: «О Мухаммед! Разве не знал твой Господь, что мы будем сидеть с тобой и спросим тебя о том, о чем спросили, и потребуем то, что потребовали? Пусть бы пришел к тебе и научил, как отвечать на наши расcпросы, как поступить с нами, если не примем то, что ты принес?».
И в Коране об этом ясно сказано: «Те, которые не уверовали, говорят: “Почему ему не ниспослано знамение от его Господа? Но, воистину, ты – всего лишь увещеватель”» (Коран 13: 7); «И сказали они: “Не поверим мы тебе, пока ты не изведешь нам из земли источника, или будет у тебя сад с пальмами и виноградом… или спустишь на нас небо, как говоришь, кусками, или придешь с Аллахом и ангелами пред нами, или будет у тебя дом из золотых украшений, или ты поднимаешься на небо… Скажи: «Хвала Господу моему! Разве я только не человек-посланник?» (Коран 17: 90–93). Будь Мухаммед действительно чудотворцем, будь все легенды о чудесах, описанных в позднейших мусульманских преданиях, действительно верны, ему не составило бы труда ответить на эти вопросы. Но в каком бы месте Корана ни задавался Мухаммеду вопрос, может ли он повторить чудеса предыдущих пророков, ответ был всегда неизменен – нет.
Впрочем, даже если и происходили те чудеса, которые приписаны Мухаммеду в мусульманском предании (а они, как правило, все происходили только при «своих»), то сама невозможность для него сотворить чудо именно тогда, когда этого просили как знака подтверждения, что он действительно от истинного Бога, весьма симптоматична. Пророки Вааловы, которые вышли состязаться с пророком Илией, в другое время тоже могли творить чудеса магической силой – этим объясняется то, сколь уверенно они пошли на состязание. Но как только вопрос встал об истинном Боге, они оказались бессильны (см.: 3Цар 18).
05 сентября 2023 г. 03:30
Гульнара
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Здравствуйте, Гульнара.
Вы можете присутствовать на Крещении дочери. Да, Ваша религия является определённым препятствием для её Крещения, ибо Бог подаёт Дар Крещения младенцу по вере родителей, а главное расхождение Ислама и Православного Христианства заключается в учении об Иисусе Христе: в Исламе Он понимается как простой человек и пророк, в Христианстве - как Воплотившийся Сын Божий и Спаситель, без Которого не возможно исцеление человека от греха, проклятия и смерти. И Ваша не правая вера конечно является здесь препятствием. Однако, менять её просто ради того, что бы покрестить дочь, не стоит. Здесь нужны более серьёзные и глубокие мотивы: пересмотр своего мировоззрения, своего отношения к Иисусу Христу, желание стать Его ученицей и строить жизнь по Его заповедям. Если таких мотивов Вы в себе не замечаете, то формально креститься не стоит. Вы можете просто поприсутствовать на Крещении дочери, и всё. Но если Вы захотите серьёзно подойти к своему Крещению, то нужно будет для этого основательно подготовиться и познакомиться с Православным Христианством, научиться правильной молитве, борьбе с грехом внутри себя, и прочему.
Бог Вам в помощь.
04 сентября 2023 г. 21:45
Денис
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Дорогой Денис! Мы, обычные грешные люди, в силу своего греховного жития бываем не способны расслышать в себе Божественный голос. Для этого необходима чистота сердца и свобода от страстей: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5:9). Поэтому, гораздо надежней искать ответ на затруднительные вопросы через чтение Священного Писания и творений Отцов Церкви. Конечно, это чтение тоже должно сопровождаться молитвой к Богу о вразумлении.
Вот например, что говорится в Писании о перенесении человеком скорбей:
«В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир».
Ин.16:33.
«Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых».
Рим.5:3-6.
«Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие».
Деян.14:22
А вот что о пользе правильного перенесения скорбей пишут святые:
«Скорби учат нас молиться и чувствовать близость милости Божией. А потому — слава Богу за все!»
архимандрит Иоанн Крестьянкин
«Если скорби нам кажутся великими, это значит, что мы не предались воле Божией».
преподобный Силуан Афонский
«Раньше я думал: “Зачем Господь посылает скорби на землю?” А теперь я понял: камень разбивают молотом. Многих людей только горе и скорби могут привести к Богу».
преподобный Гавриил (Ургебадзе)
«Бог попускает нам испытывать скорби частию для очищения наших грехов, частию для оставления нам случая к заслуге. Кто переносит их с мужественной покорностью, тот не только не терпит от них никакого зла, но ещё извлекает из них самые драгоценные выгоды».
свт. Филарет Московский
Вот Вам и ответ на Ваш вопрос, дорогой Денис! Будете так относиться к скорбям, и Господь облегчит Ваши скорби, и получите от перенесения их не малую пользу.
И в будущем, Вы всегда можете обращаться за советом в трудной ситуации к Писанию и опыту святых. Бог Вам в помощь.
02 сентября 2023 г. 00:01
Юрий
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Здравствуйте, Юрий. Судя по Вашему вопросу, предполагаю, что Вы принадлежите к Протестантизму, который, (как и Римо католичество), придерживается юридического прочтения Искупительной Жертвы Христа. И в подтверждение этой концепции, Вы приводите массу библейских текстов, которые, на первый взгляд, говорят именно за неё. В пользу Онтологической концепции Искупления тоже есть тексты в Писании. Например, это слова апостола Павла из послания к Евреям, где он пишет: «Ибо надлежало, чтобы Тот (Бог Отец), для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их (Иисуса) совершил через страдания» (Евр.2:10). Здесь слово «совершил» в греческом тексте звучит как τελειῶσαι «тэлиосэ», «сделать совершенным». Что во Христе было не совершенным и нуждалось в усовершении: Божество, или человечество? – Конечно, человеческая природа, воспринятая Им со всеми последствиями падения Адама: страстной, тленной и смертной.
Давайте будем подробнее разбираться с этим принципиально важным вопросом, от решения которого зависит, какие средства необходимы для усвоения спасения: только ли вера во Христа, или и онтологическое единение с исцелённой человеческой природой Христа, происходящее в Таинствах?
Для начала, коротко объясню читателям суть нашей полемики:
В рамках Христианства существуют два прочтения Искупительной Жертвы Христа: Юридическая концепция, которой придерживаются Католики и Протестанты, и Онтологическая концепция, которую исповедует Православие.
Юридическая концепция рассматривает первородный грех как виновность Адама и всех его потомков перед Богом, как оскорбление Божества. Поскольку человек ограничен, а Бог бесконечен, виновность Адама и всех его потомков становится бесконечным долгом, который люди не в силах оплатить.
Но вот Воплощается Сын Божий, безгрешный Богочеловек Иисус Христос, и Своими невинными страданиями на кресте «оплачивает» виновность всего человечества, удовлетворяя Божественному Правосудию. Спасение, в рамках этой концепции мыслится как «амнистия» грешного человека Богом Отцом через веру в Иисуса Христа, вменение ему праведности Христовой и освобождение от наказания за грехи.
Онтологическая концепция видит в грехе Адама иное последствие – повреждённость природы человека: разрыв с Источником Жизни – Богом, отсюда - склонность к совершению грехов, физические болезни, старение и два вида смерти: телесная и вечная. Сын Божий, с этой точки зрения, Воплощается, как - бы одеваясь в человеческое естество, хотя и чистое (отсутствие личных грехов у Христа), но с безукоризненными страстями – последствиями падения Адама (Христос испытывал голод и жажду, уставал, нуждался в сне, как Человек боялся смерти и пр.). Сын Божий через страдания, смерть и воскресение исцеляет в Себе Самом воспринятую Им в Воплощении человеческую природу, соделав её, по словам преп. Иоанна Дамаскина, бесстрастной, нетленной и бессмертной, как у Адама до грехопадения. И эту исцелённую природу Христос возвращает людям через Церковь в Таинствах для приобщения. Эта природа, соединяясь с нашей больной природой, делается для неё лекарством от греха, проклятия (разъединённости с Богом), и смерти. Таким образом, с точки зрения Православия, спасение усваивается через веру во Христа, в лоне Его подлинной Церкви, благодаря правильной христианской жизни, и участию в Таинствах Крещения и Евхаристии.
Теперь, Юрий, давайте выясним вот какой вопрос: в Писании есть тексты, как в пользу Юридической, так и в пользу Онтологической концепций спасения. Как это видимое противоречие разрешить: какое из толкований библейских текстов является верным? Для этого нам нужно выявить критерий правильного понимания Писания. Православие этот критерий имеет: это – традиция. Слово «традиция» в переводе с латыни звучит как «Предание», а по – гречески «парадосис». Апостол Павел заповедует христианам стоять и держаться предания (1 Фес.2:15). Что такое Предание с точки зрения Православия? – Это не добавление чего – либо к Библии, а способ правильного истолкования самой Библии. Христос обетовал Церкви послать Духа Утешителя, Который наставит её на всякую истину (Ин.16:13), научит её всему и напомнит ей все, что Он говорил (Ин.14:26), и истина «будет с нами вовек» (1 Ин.1:1). Дух Святой пребывает в Церкви, и приобретают Его те христиане, что победили свои страсти и достигли сердечной чистоты: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5:8). Это состояние на языке Православия называется святостью, как причастность Духу Святому, и люди достигшие его получают дар правильного истолкования Писания «А нам Бог открыл это Духом Своим» (1 Кор.2:10), которое составлено по внушению того – же Духа: подобное познаётся подобным. Итак, люди, достигшие духовной свободы, чистоты сердца и причастности Духу способны верно понимать Слово Божие. Это и есть Предание.
Теперь обратимся к тому, как святые древней Церкви понимали существо Искупительной Жертвы:
Ириней Лионский (2 век): «Итак, один Бог Отец и один Христос Иисус, Господь наш, имеющий прийти ко всеобщему устроению и все восстанавливающий в Себе, во всем же есть и человек, создание Божие. Поэтому и человека восстановляя в Себе Самом, Слово стало человеком».
Григорий Нисский (4 век): «…уничтожил в Себе Самом грех в природе человеческой».
Афанасий Великий (4 век): «Поскольку естество человеческое претерпело изменение, оставило правду и возлюбило беззаконие, Единородный сделался Человеком, чтобы в Себе Самом восставить сие».
Григорий Богослов (4 век): «Главное – одно: мое совершение, воссоздание и возвращение к первому Адаму».
Кирилл Иерусалимский (4 век): «А кроме того, благополезно возбуждались во Христе человеческие состояния (например, из страха, как в молении о Чаше, или молится до кровавого пота, чтобы побежденною силою Логоса прекращались в преобразованием природы в первом Христе в некое лучшее состояние, таким именно образом, а не иначе, образ исцеления мог перейти и на нас, ибо во Христе как в начатке природа человека возводилась в обновлении жизни, почему и вторым Адамом назван в Божественных Писаниях».
Максим Исповедник (7 век): «Чтобы совершенно истощив в Себе пагубный яд их злобы, как то истощает огонь, полностью уничтожить его в естестве человеческом и совлечь с Себя во время крестной смерти начала и власти».
Он же: «Он был не просто человек, а Бог вочеловечившийся для того, чтобы чрез Себя и в Себе обновить естество человека».
Он же: «Непреложность произволения во Христе вновь вернула этому естеству чрез воскресение бесстрастность, нетление и бессмертие».
Иоанн Дамаскин (8 век): «Он потому что уделил нам лучшее, и мы не сохранили, принимает худшее, - разумею наше естество - для того, чтобы чрез Себя и в Себе восстановить бывшее по образу и по подобию».
Григорий Палама (14 век): «…облекаясь же во Христа, нового Адама, который наше повинное естество, соделал новым в Себе».
Игнатий Брянчанинов (19 век): «Искуплением обновлено человеческое естество. Богочеловек обновил его Собою и в Себе».
Как видите, Юрий, Церковь в лице своих Отцов изначально понимала Искупительную Жертву Христа как исцеление в Себе Самом воспринятой Им человеческой природы.
Что же можно сказать о текстах Писания, приведённых Вами в пользу Юридической концепции Искупления? Эти тексты были обращены к иудеям и язычникам, принимавшим Христианство. Их понимание взаимоотношений человека и Бога были насквозь пропитаны юридизмом. Поэтому и апостолы говорили с ними на их языке. Это всё равно, что рассуждения на тему антропоморфизмов: текстов Библии, приписывающих Богу человеческие части тела, а так – же гнев, раскаяние, наказание. Святитель Иоанн Златоуст пишет об этом следующее: «Когда ты слышишь слова ярость и гнев в отношении к Богу – то не разумей под ними ничего человеческого. Это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобному. Говорится же так для того, чтобы приблизить предмет разумения для людей более грубых». Вот так же обращаясь к иудеям и язычникам, чтобы донести им идею Искупления, апостолы снисходя к их грубому мировосприятию, предлагали учение о выкупе и уплате долга, то есть понятия знакомые им. Но существо Искупления гораздо более глубоко, как было показано выше.
И если понимать юридические приёмы апостолов буквально, неминуемо возникнут серьёзные противоречия. Например, Юридическая концепция:
1) произвольно экстраполирует правовые отношения, существующие в человеческом обществе, на отношения между Богом и человеком, тогда как Бог не является членом человеческого общества и на Него не распространяется действие законов человеческого общежития;
2) основывается на понятиях («оскорбление», «удовлетворение», «заслуга» и пр.), которые не имеют основания в Священном Писании и редко встречаются у отцов Церкви, а если и встречаются, то, как правило, не в строго догматическом смысле;
3) редуцирует искупление к единственному событию земной жизни Господа Иисуса Христа – к смерти на Кресте, лишая тем самым все остальные события земной жизни Спасителя сотериологической значимости;
4) создает представление о Боге, несовместимое с данными Откровения, ибо по нравственным основаниям невозможно принять, что смерть Единородного Сына могла доставить удовлетворение правосудию Отца;
5) основывается на противопоставлении свойств Божественной природы – милости и любви, с одной стороны, правды и справедливости – с другой, а также и действий этих свойств, что в Боге, как Существе абсолютно простом, представляется совершенно невозможным;
6) противопоставляет свойства Божественной природы (правду и справедливость) самому Богу, превращая их в некую превосходящую Его реальность, что несовместимо с представлением о Боге как о Существе абсолютно свободном;
7) рассматривает спасение как событие совершенно внешнее по отношению к человеку, драма искупления оказывается ограниченной отношениями между Отцом и Сыном, человек же со своей свободой никак в ней не участвует.
Надеюсь, Юрий, мне удалось ответить на Ваш вопрос.
30 августа 2023 г. 17:23
Любовь
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Здравствуйте, Любовь. Христос в Евангелии и святые Христианства говорят о превосходстве значения духовных ценностей над материальными: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф.16:26). «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:19-21). Поэтому, приведённый Вами текст: «по вере вашей да будет вам» (Мф.9:29) правильно понимать так: да, Спаситель в ряде случаев совершал исцеления людей от болезней, однако подлинное счастье человека Он раскрывал в учении о богатстве души:
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас» (Мф.6:3-12).
Отсюда вывод: конечно, в рамках нашей земной жизни нам нужны и здоровье, и материальные блага, и об этом мы можем в молитве просить Бога. Но приоритет христианин должен отдавать поиску благ вечных, которые у нас не в силах отнять ни какие обстоятельства, даже смерть, которые делают человека по настоящему счастливым и в земной, и в вечной жизни.
29 августа 2023 г. 15:27
Андрей
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Здравствуйте, Андрей! Для подготовки ко Причащению Вы можете читать Правило в разных вариантах: это будет зависеть от того, как Вам удобней прочитать его качественно. Можно читать в течение недели по одному канону в день, канон ко Причащению накануне литургии, а Последование, состоящее из 12 молитв утром, до службы в самый день Причащения. Вы можете прочитать все три канона накануне дня Причащения. Можете растянуть их чтение на каждый день недели. Одним словом, критерием здесь должно служить то, чтобы Правило не обременяло Вас, и прочитывалось не второпях и рассеяно, а со вниманием, благоговением и покаянием. Иначе пользы от молитвы не будет.
Библию Вы можете читать сидя.
Бог Вам в помощь.