18 ноября 2019 г. 17:39
Отвечает: Протоирей Димитрий Шушпанов
Ответ:
Дорогая Ольга! Первое, на что мне хотелось – бы обратить Ваше внимание, это пояснить мой тезис о том, что причащаться надо чаще, и тщательная подготовка не должна останавливать. Дело здесь вот в чем. Тщательность подготовки, продолжительность говения, зависит от многих факторов: от интенсивности Евхаристической жизни (чем чаще человек причащается, тем менее продолжительна подготовка), от состояния здоровья, семейных обстоятельств, и многого другого. Поэтому, с одной стороны, при интенсивной Евхаристической жизни человеку делаются послабления в подготовке. Хотя, минимальная подготовка, включающая один день говения, чтение канона и Последования ко Причащению, всё – же необходима. С другой стороны, откладывать причащение без серьёзных оснований тоже нельзя: чем дольше откладываем, тем труднее в следующий раз будет себя собрать и настроить. Это – закон духовной жизни. Поэтому, хорошо было - бы свою Евхаристическую жизнь регулировать с помощью советов духовника. Мне, не зная всех подробностей Вашей жизни, сложно давать какие – либо рекомендации. Но кое – что всё – же попробую сказать.
По поводу ухудшения самочувствия в храме, думаю, не стоит на этом заострять своё внимание. Такое может происходить по разным причинам: и по состоянию телесного здоровья, и по состоянию здоровья души: если, например, человек совершал серьёзные грехи, и не раскаявшись в них, стремится к Причащению. В моей практике было два случая, когда подростки, крещёные в Православии, изменили Церкви, ходили к Католикам и баптистам, причащались в католическом храме, и не смогли причаститься в православном: им неоднократно становилось плохо перед Причастием, пока не покаялись в грехе молитвенного общения с еретиками. Если Вы за собой не замечали серьёзных нераскаянных падений, то причиной обморочных состояний является физическое самочувствие. Тем более, что Вы пишете о токсикозе.
Поэтому, попытайтесь причаститься ещё раз, принимая во внимание Ваше состояние здоровья: пост может быть ослаблен, устали стоять на литургии – присядьте. Церковно – славянский текст молитв Вы научитесь понимать в процессе самой молитвы, ибо славянский язык был искусственно создан свв. Кириллом и Мефодием, как язык общения с Богом, и понимается он, преимущественно, в процессе этого общения. Но можно воспользоваться и внешними пособиями: скачать в интернете краткий церковно – славянский словарь и почитать. Всего несколько десятков слов отличают славянский от современного разговорного русского языка.
Обязательно пообщайтесь ближе со священником. Думаю, он поможет Вам рекомендациями. Бог в помощь.
Ссылка на вопрос