20 ноября 2024 г. 15:08
Анатолий
Отвечает: Священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
На тему богословия православной иконы существует достаточно много материалов. Например: большая книга профессора Леонида Александровича Успенского: «Богословие иконы Православной Церкви» https://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspenskij/bogoslovie-ikony-pravoslavnoj-tserkvi/ И.К. Языкова: «Богословие иконы» https://azbyka.ru/bogoslovie-ikony Архимандрит Рафаил (Карелин): «О богословии православной иконы» https://orthedu.ru/books/sovrem/rafail.htm?ysclid=m3wqn76jl8132333820
15 февраля 2024 г. 02:43
Марк
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Здравствуйте, Марк. Отвечая на Ваши вопросы, поясняю:
В эпоху Ветхого Завета в скинии Моисеевой, а позже - в храме Соломона, были священные изображения: херувимы, ковчег завета. В этом мы с Вами согласны. Перед священными изображениями возжигались светильники, воскурялся фимиам, а праведники Ветхого Завета приносили почитательное поклонение: «Поклоняюсь святому храму твоему» (Пс.5:8). «Поклоняюсь пред святым храмом Твоим» (Пс. 137:2). «Поднимаю руки мои к святому Храму Твоему» (Пс. 27:2). «Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его» (Пс. 131:7). Иисус Навин падал ниц пред ковчегом (Нав. 7:6). «Давид скакал из всей силы пред Господом» (2 Царств 6:13-14).
Согласно пророчеству Малахии, служение Иерусалимского храма должно распространиться по всему миру: «Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф» (Мал.1:11). Следовательно, и почитание священных изображений распространится повсеместно, что мы и наблюдаем в Православной Церкви, и не только.
Вопрос: а перед чем протестанты совершают каждение фимиамом, если у них нет икон, и приносят – ли они Богу чистую жертву?
Теперь хочу разобрать Ваши возражения по поводу ковчега завета. Вы пишете:
«Но Давид плясал возле ковчега. Но во-первых, он плясал действительно перед Богом, но возле ковчега».
Здесь Вы хорошо раскрываете… православные принципы иконопочитания: мы в молитве обращаемся ко Христу, но молимся перед Его изображением. Почитание воздаем Спасителю, но через икону, так – же как Давид, по Вашим словам плясал действительно перед Богом, но возле ковчега. Тогда в чём наши разногласия?
Далее.
«Ковчег в Ветхом Завете был инструментом для общения с Богом потому, что Бог находился в ковчеге. Теперь Бог находится в нас и говорит нам на прямую, так причём здесь иконы?»
Почему Бог мог присутствовать Своими энергиями в ковчеге и других святынях лишь в Ветхом Завете? Что сейчас мешает Ему сделать это? Уже в Новом Завете описываются священные предметы и места, которые явно были пронизаны благодатью: Силоамский источник: «и сказал ему Иисус: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (Ин.7:9); одежда Христа: «ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею» (Мф.9:21); платки и опоясания с тела апостола Павла: «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян.19:11-12). Интересно, а как бы вели себя протестанты, если бы им в руки попала одежда Спасителя: выбросили её, сожгли, вытирали бы ей туфли, или оказали знаки почитания? А о храме Иерусалимском Сам Спаситель сказал: «клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем» (Мф.23:21). Следовательно, Бог и сейчас может действовать через освященные предметы, которые достойны почитания уже потому, что пронизаны особым присутствием Духа Божия. Поэтому, зачем противопоставлять присутствие Бога в священных предметах (иконы), или местах (храм, Силоамский источник), и Его присутствие в Вашей душе? Разве второе исключает первое? – Напротив, священные предметы помогают человеку стать причастным Богу, как видно из вышеприведённых примеров.
24 декабря 2023 г. 03:33
Владислав
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Согласно сложившемуся словоупотреблению, мучениками в Православной Церкви называют тех святых, которые безбоязненно и стойко исповедали и засвидетельствовали христианскую веру страданиями и смертью.
Страстотерпцами называют тех праведных христиан, которые понесли тяжелые страдания и приняли смерть от убийц, явив покорность воле Божией и полное беззлобие. От них не требовали отречения от Христа, и причиной убийства являлось не исповедание веры, а какая-то их особая роль в общественной жизни. Зачастую они были жертвами политических убийств. Так, в частности, пострадали святые Андрей Боголюбский, Михаил Тверской, Димитрий Угличский.
Страстотерпчество – по преимуществу русский вид святости. Потому что исторический путь России – это путь непрестанных страданий. А в страданиях можно вести себя по-разному: вот как на Голгофе один разбойник роптал на судьбу и дерзко требовал у Христа спасти его от мучений, а другой признал себя достойным таких скорбей и смиренно молился Спасителю – он то и был принят в Рай. Так безропотное принятие смерти с исповеданием Христа возводит душу туда, где Сам Господь Иисус Христос.
Добродетель, конечно, заключается не в том, чтобы быть невинно убитым, а в том, чтобы встретить смерть от рук злобных людей без личной злобы к ним. Смысл подвига страстотерпцев – в христианской любви к врагам, незлобии и терпении по образу Самого Христа. Они подобны Христу в Его безвинных страданиях, ведь Он смиренно принял распятие и на Кресте простил Своих убийц.
Первыми подвиг страстотерпчества на Руси явили святые Борис и Глеб. Они пали жертвой чужого коварства, заговора, но смиренно отказались поднимать руку на брата и согласились лучше безропотно принять смерть, нежели проливать кровь своих гонителей. Огонь нельзя погасить горючей смесью, и вражда погашается только любовью. В Священном Писании сказано: «Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец» (1Ин. 4:20). Вспомним, что когда Святополк самовольно занял киевский престол, дружина предложила Борису пойти на Киев, но он отказался, и дружина покинула его, он остался один, потому что не хотел проливать кровь брата и других русских людей. Как Борис, так и Глеб были предупреждены о предстоящем злодеянии, но смиренно приняли смерть, следуя примеру Спасителя.
Невинность и кротость святых Бориса и Глеба всегда находила отклик у русских людей. Они издревле были любимы русским народам за какую-то особую чистоту их душ, отсутствие даже малой тени злобы или коварства. Это всегда вызывало благоговение перед ними у русских людей. Поэтому в древнерусских повествованиях их смерть сравнивалась со смертью праведного Авеля от руки брата Каина. Кроме того, святые Борис и Глеб – это вообще первые канонизированные русские святые, они всегда почитались как первые небесные заступники русской земли.
К лику страстотерпцев и были причислены Русской Православной Церковью последний Российский император Николай Второй и его семья. Да, с точки зрения политической, Николай Второй был не лучшим правителем. Хотя в плане экономики, образования и демографии Россия начала 20 – го века была одним из мировых лидеров, уступая только США, однако, ряд допущенных императором ошибок, среди которых можно отметить разрушительную для монархии деятельность Григория Распутина, привели в конце концов к революции. Отец Иоанн Кронштадтский в своем дневнике сделал такую запись о Государе Николае Алексадровиче: «…Земное Отечество страдает за грехи Царя и народа, за маловерие и недальновидность Царя, за его потворство неверию и богохульству Льва Толстого…» (Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Предсмертный дневник. М., 2003. С. 68. Запись от 3 октября 1908 г.). «...Господи, да воспрянет спящий Царь, переставший действовать властью своею» (запись от 10 октября 1908 г.).
Однако, факт смиренного принятия насильственной кончины, впоследствии стал поводом для причисления Царской семьи к лику страстотерпцев. Одним из свидетельств об этом является завещание Царя Николая Второго, записанное рукой Великой Княжны Ольги Николаевны в 1918 году:
"Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет ещё сильней, но что не зло победит зло, а только любовь..."
11 июля 2023 г. 23:56
Олег
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Такое изображение не канонично потому, что Бог Отец не Воплощался, и к Нему относятся слова Господа Иисуса Христа: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.1:16). Созерцание Старца, Ветхого днями, описанное в книге пророка Даниила (Дан.7:13), которое по ошибке выдается за основание для подобных изображений, по толкованию Отцов Церкви, относится не к Богу Отцу. Это откровение о Божественной и человеческой природах во Христе. Поэтому, седьмой Вселенский собор, и Стоглавый собор Русской Православной Церкви запретили изображать Бога Отца в виде старца. Почему такие изображения есть в некоторых храмах? – Это, к сожалению, нарушение, и чтобы ему противостоять, Церковь ввела мораторий на изготовление новых икон Бога Отца. Старые со временем придут в негодность и будут удалены из храма, а новых, подобных прежним, не будет.
06 июля 2023 г. 15:10
Ольга
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Дело в том, Ольга, что согласно учению Православия, неодушевлённая материя может воспринимать, как действие Божественной Благодати, освящающей её, так и последствия человеческого греха, оскверняющего её.
Примером является повествование о явлении Бога пророку Моисею в огне горящего тернового куста: «Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх.3:1-6).
Напротив, пример мест проклятых мы находим в последствии наказания Богом жителей библейских городов Содома и Гоморры, на месте разрушения которых сейчас располагается Мёртвое море, в котором нет жизни (Быт.19:24). Некоторые города Земли обетованной, которую завоёвывал Иисус Навин, по повелению Бога подвергались заклятию и разрушению за грехи жителей: «Когда введет тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею…и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их, тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их; и не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего» (Втор.7:2-3).
Так – же, наверняка Вы слышали о том, что разного рода колдуны, экстрасенсы, бабки могут «наговаривать» воду, землю, и другие материальные предметы, которые по сути, становятся осквернёнными бесами, и потому имеют бесовскую силу «помогать» желающим, что тоже является свидетельством существования проклятых предметов.
Из Новозаветного повествования мы знаем о существовании предметов, освященных Божественной силой. Так, одежда, соприкасавшаяся с Пречистым телом Господа Иисуса Христа имела благодатную способность исцелять болезни (Мф.9:20-22), а платки и опоясания с тела апостола Павла возлагались на больных и бесноватых, и больные исцелялись, и злые духи исходили из одержимых (Деян.19:12).
Таким образом, существуют святые и проклятые места, а так – же соответствующие им предметы. И поскольку целью жизни христианской является стяжание Духа Святого, или, как об этом пишет апостол Петр «соделаться причастниками Божеского естества» (2 Петра 1:4), паломничество к святым местам – это один из способов эту причастность Богу получить. Вот почему верующие люди продолжают посещать могилку преподобно исповедника Ираклия Иссык – Кульского и молитвенно призывать его на этом месте даже после того, как из неё были взяты его честные мощи и перенесены в кафедральный собор города Бишкек.
19 апреля 2023 г. 15:20
Андрей
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Здравствуйте, Андрей. В предыдущем ответе https://pravoslavie.kg/answers/2629 мною было приведено достаточно аргументов, особенно исторических, в пользу того, что иконопочитание - это библейская практика, и первые иконы у христиан появились очень рано. Но раз Вы продолжаете возражать, вернусь к этой теме.
Вы пишете:
1«Бог в Своём Слове прямо запретил изображения для поклонения».
Во – первых, сами иконы Бог благословил изготовить, повелев Моисею: «сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки» (Исх.25:18).
Эти – же иконы изготовил в Иерусалимском храме пророк Соломон: «И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне» (3 Царств 6:29).
Бог повелел Моисею сделать ковчег завета – символическую икону Господа: «Сделайте ковчег из дерева ситтим» (Исх.25:10).
Во – вторых, перед этими святынями, так – же и перед храмом, в котором они стояли, поклонялись Моисей, Иисус Навин, Давид, и апостол Павел:
Зачем при молитве обращаться к Иерусалиму и храму?
(3Ц.8,48; Дан.6,10) «Поклоняюсь святому храму твоему» (Пс.5,8). «Поклоняюсь пред святым храмом Твоим» (Пс.137,2). «Поднимаю руки мои к святому Храму Твоему» (27,2). «Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его» (131,7). Иисус Навин падал ниц пред ковчегом (Нав.7,6).
Апостол Павел молился в храме до исступления (Дн.22,17), ходил в Иерусалим для поклонения (24,11). Иаков... поклонился на верх жезла своего (Ебвр.11,21). Христос есть образ Бога невидимого (2Кор.4,4) (Кол. 1,15). Образ ипостаси Его (Евр.1,3). Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его (Ин.5,23). Писание запрещает измену Богу. (Пс. 105,20-21; Дн.7,39,41; Ис.44,17; Иер.2,27-28;). У нас нет вопроса Кому поклоняться!
Чем был ковчег для Израиля? Ковчег - предмет поклонения: перед ним приносили
всесожжения (3Ц.3,15), воспевали (Пс.137,1;2), кадили (Исх.40,26-27), возжигали лампады (37,17;23). Жертвенник стоял перед завесою (Исх.30,1;6-8; Исх.40,5). Ковчег даже именовался Господом. (Числ. 10,35-36; 2Ц.6.14)
ЧУДЕСА: ковчег в храме Дагона (1Ц.5,1-12); медный змей; ковчег при переходе Иордана (Нав.3,5), обнесение вокруг Иерихона (6,5-7). Исцеляющая тень Петра тоже изображение (Дн.5,15).
Вывод: Бог священных изображений не запрещал, изображениям поклонялись. Следуя Вашей логике Моисей, Иисус Навин, Давид, и апостол Павел – идолопоклонники.
2. Далее Вы пишете: «Моисей, Давид и не поклонялись херувимам и храму, а только Богу и только потому, что в то время Слава Божья пребывала в скинии и храме».
Так ведь и православные поклоняются не веществу иконы, а Богу через икону, так – же как и протестанты поцеловав любимую страницу Библии, воздают почитание не бумаге и краскам, а Богу – Автору Писания!
Для того, чтобы понять это, проведите эксперимент: возьмите фотографию дорогого Вам человека, и… бросьте её в грязь, разорвите. Вам это будет не приятно, но почему? Ведь не любимого человека Вы бросили, а всего лишь фотобумагу! Значит, между образом и первообразом есть связь, и воздавая почитание изображению, мы чтим изображаемую Личность, и наоборот: воздавая знаки небрежения изображению, мы оскорбляем и Того, кто изображен.
Вы пишете, что храму поклонялись ради славы Божией, почивавшей на нем. Куда – же эта слава подевалась потом? Вы можете возразить, что Иерусалимский храм был разрушен, а значит и слава Божия покинула его. На это скажу, что храмы будут у христиан вплоть до пришествия антихриста, который описывается, как «противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в Храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес.2,4). Скиния земная была создана по образу небесной (Евр.9,24). В Новом Завете описан небесный храм (Откр. 11,19; 15,5). Почему же не должно быть земного?
3 «В настоящее время Бог не живёт в рукотворных храмах и нарисованных картинках».
Стефан обличал иудеев, говоря, что Бога невозможно заключить в стены, как думали язычники, ограничивая храмом Его местопребывание (или в нарисованными картинками). Подобных воззрений в Православной Церкви нет.
А о присутствии Бога в храме говорит Христос: «Клянущийся Храмом клянется им и Живущим в нем» (Мф.23,21); Он признавал освящение от храма: «что Больше: золото, или храм, освящающий золото?» (ст. 7). Если чаша причастия - свята, то храм не может быть иным, ибо в нём она преподаётся.
17 апреля 2023 г. 23:38
Эд
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Спасибо за интересные тезисы. Давайте разберем основной, касающийся почитания икон:
«Первоапостольская церковь молились без икон, только Христу и Отцу»
Как называет Иисуса Христа апостол Павел? – «Образ Бога невидимого» (2 Кор.4:4 Кол.1:15). А как звучит русское слово «образ» в греческом тексте Павловых посланий? – «Икона»! εἰκών https://manuscript-bible.ru/greek.htm Значит, Сам Господь Иисус Христос, которому, как Вы пишете молилась Первоапостольская церковь является иконой Отца: Он явил в Себе характер Отца, Его намерения. Какой вывод из этого следует? – Если в Иисусе Христе открылась икона Отца, и если Иисус был видим, то что препятствует христианам делать Его иконографические изображения? Поймите, что заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения» (Исх.20:4), в Новозаветную эпоху потеряла свою силу: тогда израильтяне Бога не видели, теперь же Он явился во плоти (1 Тим.3:16).
*Вы можете возразить: «Где в Новом Завете есть повеления делать изображения Христа?»
На это отвечу: «А где в Новом Завете Христос повелел записывать Свои слова, и читать Свои слова?». Молчание не значит запрещение.
Теперь поговорим о древнейших христианских артефактах в пользу иконопочитания.
Крест в Помпеях.
Козаржевский А. Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. М. Изд-во МГУ, 1984, с. 133:
При извержении Везувия наряду с Помпеями погиб и город Геркуланум. В 1930-е годы в нем, на главной улице, в так называемом "Доме двухсотлетия" была обнаружена небольшая комната /3 м. на 2,7 м./, а в ней - нечто вроде домашнего алтаря: углубление в форме креста, сбоку железные штыри и петли от ставен как бы для прикрытия креста в случае необходимости; под крестом - деревянный шкаф, покрытый широкой крышкой, вероятно, престол. В употреблении бедных людей были распространены керамические черепки - остраконы для кратких записей. И вот, в Помпеях найден остракон с изображением креста и слова: spes in deo - "надежда в Боге". Находки изображения креста в городах, погибших в I в., тем более удивительны и значительны, что обычно считают временем появления креста как христианского символа IV век. Археологические данные заставляют пересмотреть традиционные представления.
Здесь уместно напомнить, что Павел, наиболее историчная личность из новозаветных персонажей, по преданию, проповедывал в Путеолах, что в 10 км. от Помпей.
***
(наконец-то вышло второе издание - в изд-ве URSS)
***
Пояснения: дата гибели Помпей хорошо известна - 79 год первого века. Город был погребен под толщей пепла до начала раскопок в нем ничего не происходило. Потому все находимое там имеет четкую верхнюю датировку: не позже 80 го года. Это еще апостольский век, время жизни и проповеди апостолов. И, значит, священные изображения и почитание крест были еще в апостольской Церкви. Местоположение этого креста показывает, что речь идет именно о почитании, а не о "книжной закладке" или орнаменте.
Источник: https://diak-kuraev.livejournal.com/339757.html
Христианский храм в Дура - Европос.
Самая древняя христианская церковь и одна спорная фреска
25 августа 2022
Сегодня церковь для нас — это, чаще всего, отдельные здания с куполами, в которых есть притвор, средняя часть и алтарь, и все украшено иконами. Так ли выглядели храмы в первые века? Из Деяний святых апостолов мы знаем, что богослужения в древности проходили в обычных домах, предоставляемых богатыми членами общины. Внешне оставаясь неприглядными, внутри эти дома специально перестраивались для совершения Таинств. Рассмотрим одно из таких строений с уникальными фресками, обнаруженное в начале XX в. на территории современной Сирии.
История обнаружения и находки
В 1920-х гг. британские военные проводили фортификационные работы в сирийской пустыне и наткнулись на древние стены с хорошо сохранившимся фресками. Так был впервые открыт Дура-Европос – античный город-крепость на Евфрате. Эта археологическая находка помогла ученым лучше понять, как выглядели ранние церкви и как зарождалось христианское искусство. К сожалению, сегодня увидеть фрагменты этого древнего города можно только в музеях: после начала гражданской войны в Сирии в 2011 г. он был почти полностью разрушен.
Вид на раскопки города. 1930- е
В ходе раскопок в Дура-Европос на небольшом друг от друга расстоянии были обнаружены остатки синагоги, христианской церкви, а также нескольких языческих храмов, датируемые III в. Такое скопление строений, предназначенных для людей с разными религиозными взглядами, объясняется тем, что в то время в городе проживало смешанное население. Большинство составляли сирийцы, арабы, евреи и представители иранских племен. Но власть имела греко-македонские корни, и город управлялся согласно греческим обычаям.
Главный интерес для нас составляет дом 232 г., переоборудованный под домовую церковь.
Остатки домовой церкви с часовней справа
Внутреннее устроение и фрески
Согласно реконструкции церкви в южной части здания был устроен зал для общего собрания, молитвы и совершения Евхаристии, который вмещал около 70 человек. Рядом располагалась комната, используемая предположительно для обучения оглашенных и детей. В северо-западном помещении находился баптистерий с купелью для крещения. А в самом центре строения располагался внутренний дворик, в который выходили все комнаты. Второй этаж не уцелел.
План первого этажа домовой церкви
Лучше всего сохранился баптистерий, он же единственный в церкви и украшен фресками. Здесь над прямоугольной купелью была устроена арочная сень. Ее фасад был расписан растительным орнаментом, а свод над купелью – голубым небом со звездами. Фрески на стенах отражают различные библейские сюжеты и считаются древнейшими из известных памятников христианского искусства (232–256 гг.).
Реконструкция баптистерия
Сохранились следующие довольно узнаваемые образы: Адам и Ева в раю, Добрый Пастырь, Иисус и Петр, идущие по воде, процессия жен-мироносиц, исцеление расслабленного и так называемая встреча Иисуса с самарянкой у колодца. Так как уцелела лишь часть фресок, трудно определить, объединены ли все они каким-то единым замыслом.
Добрый Пастырь с овцами
Жены-мироносицы, идущие ко гробу
Исцеление расслабленного
Спорная фреска
Предметом споров среди некоторых ученых стала фреска с девой у колодца.
Изначально ученые, исследовавшие росписи в 1930-х гг., уверенно сопоставляли образ именно с сюжетом о самарянке. Так, глава археологической экспедиции в Дура-Европос Кларк Хопкинс утверждал, что фреска могла уцелеть не вся, а лишь ее левая часть, на утраченной же правой был изображен Христос. В дальнейшем он также выдвигал предположение, что самарянка могла быть изображена и одна. Приводя в пример росписи римских катакомб, он говорил, что в те времена часто изображали одну фигуру, по которой должен был угадываться сюжет.
И никто не подвергал сомнению эти гипотезы, пока спустя 80 лет исследованием росписей домовой церкви Дура-Европоса не занялся Майкл Пеппард, специалист по раннехристианской архитектуре и иконографии времен поздней Римской Империи. Он опроверг обе версии Хопкинса и высказал свою. Он утверждал, что для образа Христа на том участке попросту нет места, а у композиции с изображением самарянки в одиночестве нет аналогов. Обратившись же к примерам западного христианского искусства и восточной иконографии, Пеппард предположил, что фреска изображает сцену Благовещения Богородицы. И действительно, история знает несколько примеров изображений Марии, где Она стоит у колодца и слышит голос Ангела, возвещающий Ей о зачатии Спасителя.
Крышка саркофага Адельфии. Слева - Мария у источника воды в античном восприятии. Италия, конец VI в.
Благовещение у кладезя. Роспись собора Рождества Богоматери в Ферапонтове. Дионисий. 1502 г.
Сюжет “у колодца” связан с тем же апокрифическим текстом «Протоевангелия Иакова» (II в.), откуда был позаимствован и более распространенный сегодня в русской иконописи — с веретеном и красной нитью в руках Богородицы. И хотя это «Протоевангелие» так и осталось апокрифом, на Востоке (в том числе в Византии) его хорошо знали и ценили.
Таким образом, новое предположение Пеппарда о данной фреске кажется вполне правдоподобным. И тогда образ Божией Матери из этой самой древней христианской церкви является еще более ранним, чем в катакомбах Присциллы, и древнейшим из известных.
Источник: https://dzen.ru/a/YwdE3hyALSgG1aBc
Катакомбы Присциллы в Риме (начало 2 века н.э.)
В 1578 году итальянский археолог Антонио Босио обнаружил в Риме древние христианские катакомбы.
Впоследствии, в окрестностях Рима, катакомб было открыто несколько десятков. Говорят, общая длина их коридоров составляет более 500 километров. Cамые древние датируются 107 годом, а вовсе не первым веком, как думают доверчивые читатели романа Сенкевича «Камо грядеши».
Христиан в Риме хоть и не жаловали, но репрессиям подвергали с большими перерывами. Иногда их на долгие годы оставляли в покое, потом вдруг снова хватали, сажали в тюрьмы, пытали, казнили. Потом опять все на несколько лет стихало.
Император Троян на вопрос правителя Вифании Плиния Младшего как поступать с христианами, ответил, что разыскивать их и следить за ними не надо, но если на них донесут — наказывать. Так что меру гонений и их продолжительность часто определяли характер и личные убеждения правителей провинций. Бывало, что в Риме христиане жили спокойно, а в Африке или Галии их жестоко преследовали, и наоборот. Иногда, спасаясь от преследований, они бежали из одной провинции в другую, иногда скрывались в катакомбах.
Катакомбы святой Домитиллы в Риме
После смерти императора Валериана I христиан в Риме больше двадцати лет никто не трогал, и у них было время обустроить жизнь своей общины. Город был разделен на 46 приходов, каждый со своей церковью, священником, диаконом и клиром. Они помогали бедным, посещали больных, поучали новообращенных, собирали на все это деньги. Язычники приходили послушать проповеди, участвовали в открытой для них части богослужений. Но все это было возможно лишь потому, что большинство церквей находилось в частных домах богатых людей.
Как умудрялись христиане собираться для молитвы, не вызывая подозрений? Да просто, по обычаю, богатые римляне по утрам принимали посетителей — клиентов, вестников с письмами из провинций, торговцев невольниками, вольноотпущенных, друзей. Все они свободно заходили во внутренний двор, кто-то шел во внутренние комнаты, кто-то, передав то, что ему было нужно, слугам, уходил, не повидав хозяина. Так что входить поутру в дом и выходить из него, можно было не возбуждая подозрения и любопытства.
Катакомбы же поначалу были в основном местом погребения. А поскольку для римлян почитание усопших было священным, они отдавали христианам тела казненных собратьев и не мешали хоронить их в запутанных многоуровневых подземных галереях, образовавшихся на месте старых каменоломен и карьеров.
Катакомбы святой Присциллы в Риме
Богоматерь "Оранта" - "Молящаяся" нач. 2 века н.э.
«Всякий делает принадлежащее ему место священным, принося туда своих мертвых», — гласил римский закон. Катакомбы были известны магистратам и полиции и должны были строиться по определенным правилам: было запрещено вести работы выше уровня земли, так что, когда катакомба наполнялась, прорубали ступени на более низкий уровень и начинали строить галерею ниже. Некоторые катакомбы насчитывают шесть уровней.
Умерших христиан клали в выдолбленные в камне одну над другой ниши — без гробов, просто завернув их тела в чистый холст, пропитанный ароматическими составами — и закрывали мраморными плитами или кирпичами, на которых иногда писали имя покойного, а иногда изображали один из христианских символов: якорь, рыбу, голубя, агнца, льва, оливковую ветвь, лилию, виноградную лозу, корзину с хлебом…
Узкие коридоры изредка расширялись, образуя круглые или квадратные залы, где в годовщину смерти собирались помолиться о милости Божьей к усопшим, почитать священные книги и пропеть гимны в честь в Бозе почивших. Там возникало ощущение единства Церкви, в которой живые молятся за умерших, а те помогают живущим своим заступничеством. Отсюда традиция совершать литургию на мощах святых, частицы которых потом стали зашивать в особые платы — антиминсы.
Бывали и трагические эксцессы. Так в начале 80-х годов III-го века император Нумериан велел засыпать вход в одну из каменоломен в тот момент, когда там собрались верующие. Когда после прекращения гонений вход отрыли, в подземелье нашли трупы мужчин, женщин и детей, а рядом — чаши, приготовленные для причастия…
К IV веку хоронить в катакомбах перестали. Последним погребенным в них римским епископом стал папа Мельхиад. Его преемника Сильвестра похоронили уже в базилике Сан-Сильвестро-ин-Капите.
Вслед за паломниками в подземелья потянулись грабители, и чтобы уберечь останки святых от осквернения, их стали переносить в городские церкви. Папа Бонифаций IV по случаю освящения Пантеона вывез из катакомб тридцать две повозки с мощами святых. При папе Пасхалии I из катакомб было извлечено две тысячи триста мощей святых. С конца IX века паломничество в римские катакомбы практически прекратилось, и на 700 с лишним лет о них забыли.
Первым в XVI веке ими заинтересовался папский библиотекарь Онуфрий Панвинио: он исследовал раннехристианские и средневековые источники и составил список 43 римских захоронений. Его книга вышла в 1568 году.
А уж потом изучением катакомб занялся Антонио Босио, описавший результаты своих трудов в трехтомном сочинении «Подземный Рим» (Roma sotterranea). Но открытые им подземелье вскоре снова погребло под завалом, и в следующий раз археологи раскопали их лишь в 1921 году.
Источник: https://vasque-russia.ru/rimskie-katakomby-iskusstvo-pervyh-hristian/
ЦЕРКВИ И ФРЕСКИ КАППАДОКИИ
Каппадокия (в переводе с хеттского – Страна прекрасных лошадей) историческая область на востоке Малой Азии, сегодня располагается в Центральной Турции. Это один из интереснейших районов нашей планеты Земля, здесь за миллионы лет сложился просто сказочный марсианский пейзаж. Но не о нем я хочу рассказать.
Каппадокия – одна из колыбелей христианства. История христианской Каппадокии начинается с новозаветных событий. Ее
жители вместе с другими присутствовали в Иерусалиме в день Пятидесятницы. Первоначальное распространение здесь христианства было результатом миссионерской деятельности апостолов Петра и Павла, живших и проповедовавших на землях Анатолии. Каппадокия вместе с другими областями упоминается апостолом Петром, который обращается в своем первом соборном послании к «пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным» (1 Посл. 1:1). Согласно одному преданию, апостол Фаддей, называемый также Иудой, прибыл в Каппадокию, основал там христианскую общину, рукоположил в епископы Феофила, а сам отправился для проповеди в Армению, где и умер мученической смертью.
Первые христиане, спасавшиеся от гонений римских властей во II – III веках, находили убежище в существовавших здесь с древнейших времен подземных городах, скрывая входы в них таким образом, чтобы они были незаметны снаружи и в то же время позволяли быстро прятаться от римских солдат. Благодаря таким убежищам они могли сохранять относительную безопасность на протяжении долгого времени, продолжая подземное строительство и выходя наружу лишь в исключительных случаях.
Примерно в 4 в. город Кайсери (Caesarea) становится важным религиозным центром. А в окрестных долинах возникают многочисленные монастыри. Они составляли целые комплексы, порой и небольшие города- поселения. Некоторые дошли и до наших дней. Это Музей Гёреме, Зельве , Ачыксарай. В 4 в. здесь жили 3 Великих каппадокийца: Григорий Нисский , Василий Кесарийский и Григорий Богослов. Они уважаемы как в Православной, так и Римско-Католической церкви.
На территории Каппадокии (примерно 60 на 60 кв. км) сохранилось около 400 уникальных христианских церквей периода 4-12 вв. Многие из них выдолблены прямо в туфовых скалах. Некоторые сохранили для нас потрясающие фрески.
К сожалению, во многих церквах фрески сильно, а порой и до неузнаваемости повреждены: мусульмане затирали лица христианских святых, следуя традиции, запрещающей изображение людей, а порой шедевры христианской живописи становились жертвами обыкновенных вандалов, следы и надписи которых можно видеть в древних неохраняемых храмах и сейчас.
Росписи христианских храмов на территории Каппадокии весьма разнообразны по стилям. Многие из них появились в эпоху иконоборчества и отражают характерную для того времени аскетичность, особенно в орнаментах. Этого периода не было на Руси, т.к. христианство пришло к нам поэже. А период иконоборчества относится примерно к 8-9 вв.
Источник: https://ru-travel.livejournal.com/18670518.html
Выводы:
Иконопочитание существовало у христиан с древнейших времен:
крест в Геркулануме, керамический черепок (остракон) с изображением креста в Помпеях – не позднее 79 года н.э., фреска Благовещения в христианском храме Дура - Европос (Сирия) 3 век н.э., фрески Христа и Богоматери в катакомбах Присциллы в Риме – начало 2 века н.э., многочисленные фрески в горных храмах Каппаддокии 2 - 4 века н.э.
Так кому – же следует покаяться в искажении древнего Христианства: Православным, или Протестантам?
06 марта 2023 г. 16:03
Юрий Мосцеев
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
- Очень просто:
1.И Библия, и икона несут по существу одно и тоже служение человечеству, возвещая о Боге, и домостроительстве нашего спасения, совершенного Иисусом Христом. Разница между ними лишь в способе хранения и передачи информации: в Библии эта информация кодифицируется в буквах, в иконе – в красках и символах. Заметим, что у протестантов, отрицающих иконы, есть иллюстрированные детские Библии с теми – же иконами, предназначенные для наглядной проповеди.
2.И Библия и икона являются плодом действия Духа Божьего на человека. Например, пророк и псалмопевец Давид, один из земных авторов Библии, так характеризует своё служение: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» (2 Цар.23:2). А вот что Бог сказал Моисею о человеке, назначенном Им изготовить скинию и первые рукотворные иконы - херувимов: «смотри, Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина; и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством» (Исх.31:2-3).
3.И чтение Библии, и молитвенное «чтение» иконы рождает в сознании человека определённый образ Бога: Его характер, Его любовь, Его отношение к миру и человечеству. Следовательно, их предназначение идентично.
4.Библия и икона достойны почитательного поклонения (праскинесис): протестанты, например, (как впрочем, и православные) никогда не бросят Библию на пол, не будут в её страницы заворачивать пирожки. Если протестант из любви ко Христу поцелует дорогую ему страницу Евангелия со словами Христа, думаю, другие протестанты вряд ли его за это осудят. Почему – же подобное действие предосудительно для православного по отношению к иконе Христа?
24 мая 2022 г. 01:55
Эдуард
Отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
Здравствуйте, Эдуард. Спасибо за вопросы. Видно, что Вы не равнодушны к Истине.
Теперь – к Вашим вопросам.
Хорошо. К сожалению, Вы не представились: к какой христианской конфессии Вы принадлежите? Если Вы – не свидетель Иеговы и не Мормон, то наверняка признаёте, что Иисус Христос – Бог. Теперь, спрошу Вас словами мусульман, обращённых к христианам: «Покажите мне в Библии, слово в слово, где Иисус говорит: Я – Бог, поклоняйтесь Мне?» Тексты, типа восклицания Фомы: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28), - не принимаются, ведь я просил Вас привести слово в слово: «Я – Бог, поклоняйтесь Мне». Чувствуете проблему? Она состоит в Вашем требовании в строго определённой форме показать из Писания, что Иисус повелел Себя изображать: «Так почему Его (Иисуса) изображают, если нет прямых повелений?». Но если Вы не найдете слов Иисуса: «Я – Бог, поклоняйтесь Мне», точно так – же Вы не найдете и прямого повеления Спасителя делать Его изображения. Вообще, Вы не найдете в Евангелиях много чего, например: повеления Иисуса записывать Его слова, а так – же повеления их читать! Значит – ли это, что читать Евангелия запрещено?
То – же самое относится и к изображениям Иисуса: в Новом Завете нет прямого повеления делать иконы Христа, но эта идея на его страницах выражается в других формулировках. Например: в посланиях апостола Павла, Иисус неоднократно именуется «образом Бога невидимого» (2 Кор.4:4; Кол.1:15). Слово «образ» в греческом тексте звучит как «икона». Если невидимый дотоле Бог - Воплотился, и стал видимым Человеком, если в Иисусе запечатлена икона невидимого Отца, значит заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения» (Исх.29:4), - исчерпала себя. Это в Ветхозаветный период евреям было сказано: «что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня» (Втор.4:15). А о Воплощении Сына мы читаем: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.1:18). Бог во Христе стал видим, а значит – и изобразим. Поэтому, православные, изображая Спасителя, свидетельствуют о событии Боговоплощения, и тем исполняют слова Христа: «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Ин.6:40), а так - же повеление апостола Павла: «С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр.12:1). Иконы у истинных христиан будут употребляться вплоть до пришествия антихриста, которого апостол Павел характеризует так: он – «человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес.2:4). Вопрос: что такое святыня, называемая Богом, и находящаяся в храме Божием? Апокалипсис так – же свидетельствует, что антихрист будет пытаться обольщать своих современников через свой чудотворный образ (греч. «икону») (Откр.13:15). Если он будет пытаться использовать для обольщения анти икону (образ зверя), значит, к тому времени у христиан будут употребляться и подлинные иконы. Далее. В том – же Апокалипсисе апостол Иоанн созерцал небесный храм, в котором были… иконы: «И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его» (Откр. 11:19). А ковчег завета, как Вы помните из Писания, имел на своей крышке изображения ангелов. Если так, то и храмы земные, устроенные по образу храма небесного, тоже должны иметь иконы.
Приведу ещё одну аналогию: и у протестантов есть… иконы. Это, во – первых, Библия. Во – вторых, сами протестанты.
Библию можно со всей определённостью назвать иконой Бога, ибо она изображает нам Творца, Его свойства, его отношения к людям, но только при помощи букв. Икона делает то – же самое при помощи красок и образов. Библия у протестантов – почитается: её не бросают на пол, а хранят в достойном месте. В её страницы не заворачивают пирожки. Так – же и икона почитается у православных. Скажите: если протестант, из любви к словам Христа поцелует Библию, обвинят – ли его в идолопоклонстве?
Сами протестанты являются живыми иконами Бога в том смысле, что вообще, любой человек – образ Божий (опять слово «образ» в кн. Бытие звучит как «икона»). Потому, и для протестантов, и для любого другого человека нормально приветствовать друг друга при встрече кивком головы. Если следовать протестантскому пониманию Библии, надо объявить войну всем поклонам, ибо в этом случае человек чествует кого – то помимо Бога, нарушая заповедь: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф.4:10). Вопрос: готовы ли Вы бороться с поклонами и объявлять их нарушением заповеди?
Это – ошибка. Православные не молятся иконам и не покланяются им. Вот цитата из Ороса 7 Вселенского Собора, догматически обосновавшего иконопочитание: «чествовати повелеваем их (иконы) лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был.» https://www.liveinternet.ru/users/sergeydn82/post147718358
Другими словами, на основании Писания, мы признаем два вида поклонения: Богопоклонение (греч. «латрио»), и почитательное поклонение (греч. «праскинесис»). Поклоняемся мы Богу: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (λατρεύω – «латрио»)» (Мф.4:10) а иконы и другие священные предметы – почитаем. Как пророк и псалмопевец Давид воздавал почитательное поклонение храму, а значит, и иконам херувимов (да, да!), находившемся в нем: «А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь (προσκυνήσω – «проскинэо») святому храму Твоему в страхе Твоем» (Пс.5:8). Вопрос: Давид, поклонившийся храму, по – вашему, идолопоклонник?
Итак, поклонение – лишь Богу, почитание – предметам, напоминающим о Боге (храм, ковчег, иконы, и проч.). Поэтому, иконы мы почитаем, и молимся мы не самим иконам, а Богу через посредство иконы.
Отвечаю:
«раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас (Иов. 42:8).
Ибо он (Авраам) пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив (Быт. 20:7).
Симон: помолитесь вы за меня Господу, дабы меня не постигло ничто из сказанного вами (Деян. 8:24).
Здесь Вы спрашиваете Библейские основания для почитания Богоматери. Вот они:
Сотворил Мне величие Сильный (Лк. 1:49). Если сам Бог возвеличил Деву Марию, то кто мы, чтобы не возвеличивать Её?
Отныне будут ублажать меня все роды (Лк. 1:48).
Слово «ублажать» греч. μακαρίζω - «макаридзо», может иметь два значения: 1.считать счастливым. 2.прославлять, превозносить https://manuscript-bible.ru/S/D/6D61.htm#makar%u042Bzv Именно в этом втором значении Православная традиция и понимает слова Богоматери: Её будут превозносить все народы (кроме протестантов, не входящих в народ Божий).
Больше не буду Вас, Эдуард, утомлять. Надеюсь, на первый раз этого достаточно. Рад буду продолжить диалог.
19 февраля 2022 г. 00:35
Олег
Отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
Через икону Православная традиция выражает истину о том, что Сын Божий, Совечный и Единосущный Отцу и Духу, Воплотился в Иисусе Христе, став совершенным Человеком. Бог стал видим во Христе, а потому и изобразим.
Что касается отсутствия изображений в Иудаизме, здесь всё очевидно: вторая заповедь Декалога гласит: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4-5). Период Ветхого Завета Отцы Церкви именуют Откровением Бога через слово: Бог в этот период не Воплощался, и большинство евреев Его не видели: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого - либо кумира, представляющих мужчину или женщину» (Втор. 4:15-16). Поэтому, действовал запрет на изображения Бога, который актуален и в современном Иудаизме, поскольку иудеи до сих пор не признают Иисуса Христа.
В Исламе похожая ситуация: Аллах лишь посылал на землю Своих пророков, но Сам никогда не Воплощался. Между Богом и человеком, согласно Исламу, остаётся бесконечная и непреодолимая пропасть. Поэтому, мусульманские богословы учат: если лишь Аллах является Творцом, а художник не может вдохнуть жизнь в нарисованный им портрет, то нельзя изображать не только Бога, но и людей. Разрешаются изображения низших форм жизни – растений.
Протестантизм отвергает иконопочитание на основании двух моментов:
1.По причине провозглашенного им принципа: «Sola scriptura» - «Только – Писание». Если в Новом завете, говорят протестанты, Иисус прямо не повелевает изображать Себя, значит, священные изображения остаются под запретом. При этом, протестанты не замечают такого парадокса: Иисус нигде на страницах Нового Завета не дает повеления записывать и читать Его слова! При этом, Он и Сам ничего не писал.
2.На основании позаимствованных из Нового времени, в которое протестантизм зародился, представлений об отсутствии связи между символом и той Реальностью, на которую он указывает. А так – же, отрицании возможности освящения Богом материи.