Спрашивает: Юрий Мосцеев
Вопрос:
Вопрос задан:
06 марта 2023
На вопрос отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
- Очень просто:
1.И Библия, и икона несут по существу одно и тоже служение человечеству, возвещая о Боге, и домостроительстве нашего спасения, совершенного Иисусом Христом. Разница между ними лишь в способе хранения и передачи информации: в Библии эта информация кодифицируется в буквах, в иконе – в красках и символах. Заметим, что у протестантов, отрицающих иконы, есть иллюстрированные детские Библии с теми – же иконами, предназначенные для наглядной проповеди.
2.И Библия и икона являются плодом действия Духа Божьего на человека. Например, пророк и псалмопевец Давид, один из земных авторов Библии, так характеризует своё служение: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» (2 Цар.23:2). А вот что Бог сказал Моисею о человеке, назначенном Им изготовить скинию и первые рукотворные иконы - херувимов: «смотри, Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина; и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством» (Исх.31:2-3).
3.И чтение Библии, и молитвенное «чтение» иконы рождает в сознании человека определённый образ Бога: Его характер, Его любовь, Его отношение к миру и человечеству. Следовательно, их предназначение идентично.
4.Библия и икона достойны почитательного поклонения (праскинесис): протестанты, например, (как впрочем, и православные) никогда не бросят Библию на пол, не будут в её страницы заворачивать пирожки. Если протестант из любви ко Христу поцелует дорогую ему страницу Евангелия со словами Христа, думаю, другие протестанты вряд ли его за это осудят. Почему – же подобное действие предосудительно для православного по отношению к иконе Христа?