27 октября 2024 г. 16:44
Нина
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Здравствуйте, Нина. Сочувствую и соболезную Вашему горю.
Теперь к Вашему вопросу. В настоящее время в Русской Православной Церкви введена единообразная практика касательно поминания самоубийц: их отпевание не совершается, а служится особый чин «Утешения родственников самовольно живот свой скончавших». Это чинопоследование можно вполне заказать. В нем нет заупокойных молитв за усопшего, оно содержит молитвы об утешении родственников покойного. Многие родственники, однако, хотят, чтобы звучали именно молитвы за усопшего, было совершено его отпевание. В этом проявляется не правильный подход к заупокойному священнодействию: оно не является какой – то панацеей, гарантирующей лучшее загробное состояние усопшему. Да, отпевание полезно. Это молитва к Богу. Однако, для церковной молитвы за человека есть определённые границы. Апостол Иоанн об этом пишет: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и [Бог] даст ему жизнь, [то есть] согрешающему [грехом] не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» (1 Ин.5:16). Так называемые, смертные грехи к числу которых, к сожалению, относится и самоубийство, не позволяют за такого человека совершать церковные молитвы, и отпевание в том числе. Что – же теперь делать?
Если Вы по – настоящему хотите оказать помощь усопшему сыну, последуйте примеру блаженной Ксении Петербургской, и посвятите свою жизнь Христу. Род человеческий, будучи единым живым организмом, состоит из клеток – отдельных людей. Как между клетками происходит взаимообмен: больные клетки могут заражать здоровых, но и здоровые могут содействовать излечению больных, так и в человеческом сообществе. Но пока я сам болен страстями, чем я могу помочь такому – же больному, как и я? Только в той мере, в какой я сам свободен от страстей и близок к Богу, я могу поделиться своим здоровьем с другими. Поэтому, начните деятельную жизнь по Евангелию, станьте частью конкретного прихода, участвуя в его праздниках, богослужениях и Таинствах. И по мере Вашего духовного очищения, и усопшему сыну будет становиться легче. Свою христианскую жизнь сопровождайте домашним чтением молитвы преп. Льва Оптинского о не крещёных и самоубийцах:
«Взыщи́, Го́споди, поги́бшую ду́шу (и́мя), а́ще возмо́жно е́сть, поми́луй! Неизследи́мы су́дьбы Твои́. Не поста́ви мне во гре́х сей моли́твы мое́й, но да бу́дет свята́я во́ля Твоя́»
Бог в помощь.
11 августа 2024 г. 03:18
Евгения
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Здравствуйте, Евгения. У святых Отцов есть такое высказывание: «Поставь Бога в своей жизни на первое место, и тогда всё прочее встанет на своё». К чему я привел эту цитату? – Ваш вопрос нужно перефразировать: «БУДУ ЛИ Я вместе с Богом, когда придёт мой срок?» Вот что принципиально важно, ибо вечной жизни для человека не может быть вне Бога. Он – Источник жизни, и вне Бога – вечная смерть. И если мы в земной жизни имеем с Богом спасительные отношения, то и в вечности мы будем жить в Боге, и с теми из наших близких, которые тоже прожили жизнь, вступив с Богом в спасительные отношения. Что мешает нам с Ним соединиться? – Наши греховные привычки. Они разрушают отношения и с Богом, и между людьми. Поэтому, если Вы хотите жить с Богом и в Боге, Вам нужно очиститься от страстей, а для этого понадобится покаяние, деятельная христианская жизнь и воцерковление.
Но как быть, если и наши близкие ушли в вечность так и не очистившись от грехов, не познав своего Создателя? – В определённой степени мы можем оказать им помощь. Человеческий род в целом – это большой живой организм, а каждый из нас – клетка в нем (особенно, муж и жена: они в браке становятся единым целым). Как клетки в организме могут обмениваться между собой здоровьем или болезнью, так и люди: в той мере, в которой Вы, Евгения, сможете приблизиться к Творцу, исцелившись от греховных привычек, в той мере Вы сможете оказать благотворное влияние и на своего погибшего мужа. Так, к примеру поступила знаменитая святая Русской Церкви 19 века - блаженная Ксения Петербургская: когда неожиданно и без покаяния скончался её муж, она встала на путь подвижничества, чтобы спастись самой и вымолить у Бога своего супруга.
Начните этот процесс с самого простого: покайтесь перед Богом в молитве во всех своих грехах , начиная с семилетнего возраста и до сего дня; приучите себя к ежедневной молитве (для этого есть православный молитвослов); неопустительно приходите для молитвы в храм в воскресные дни; приготовьтесь к Таинствам Исповеди и Причащения и примите в них участие; дома открывайте ежедневно Евангелие с толкованиями Отцов и читайте https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-matfeja/ Выйдите в интернет на православные сайты и познакомьтесь с основами веры и духовной жизни в Православии (сайты «Азбука веры» и «Предание. ру», портал «Иисус»). Одним словом, начните деятельную христианскую жизнь, и тогда Вы сами будете жить с Богом и сможете помочь своему усопшему мужу.
Вы пишете, что чувствуете перед мужем вину за обидные слова и поступки. Это еще один повод раскаяться перед Богом в этих словах и поступках, ведь только Бог имеет власть прощать грехи, а за мужа взять на себя молитвенное делание, и помолиться о его упокоении. Например, ежедневно вечером открывать молитвослов, и после прочтения вечерних молив, прочитать и заупокойную молитву за мужа https://azbyka.ru/molitvoslov/molitva-vdovy.html
Как утешиться об утрате близкого человека? Наша жизнь в Боге, молитва за усопшего и есть важнейшее средство утешения, ибо смерть уже побеждена Воскресением Христовым, и нам нужно лишь приобщиться к этой победе. Могу посоветовать Вам так – же сайт «Мемориум» https://memoriam.ru Здесь Вы найдете ответы на интересующие Вас вопросы: «Человек умер. Что делать? Как пережить смерть близкого? Чувство вины перед умершими» Бог в помощь.
21 июля 2024 г. 01:04
Надежда
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Мне кажется, если мы точно не знаем о жизни наших близких, друзей, о том, были они крещены или нет, за них не только можно, но и нужно молиться Вам самой и просить священника молиться у Святого Престола.
Дело в том, что если Ваш одноклассник прямо не противился Богу, не отвергал Его, то кто мы такие, чтобы судить его, и о нем? Почему мы всегда думаем о плохом, но не хотим думать о хорошем? Мне кажется, что мы должны думать о людях лучше, чем они могли бы быть.
Меня часто волнует вопрос: а сможем ли мы навредить душе не крещённого человека, если будем молиться за неё? Ведь Христос принёс жертву за всех людей, а во время Его земной жизни вообще не было крещённых людей, кроме тех, кто крестился от Иоанна Предтечи в крещение покаяния... Христос сошёл во ад и забрал оттуда всех, кто НЕ ПРОТИВИЛСЯ Ему... Св. Игнатий Богоносец призывал: «И о других людях непрестанно молитесь, ибо есть им надежда покаяния, чтобы придти к Богу».
Конечно, душа противившаяся Богу при жизни, после смерти не сможет «пересмотреть» свою позицию. Но, если мы точно не знаем, противился ли при жизни человек Богу, то надо молиться за его душу, а там как Господь управит...
Уповаем на Него и верим Ему!
17 июля 2024 г. 01:01
Olga
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Здравствуйте, Ольга. В Православии есть такая традиция: если человек много лет не дает о себе знать, и мы не уверены, жив - ли он, и как за него молиться: за здравие, или за упокой, то в этом случае нужно подсчитать его текущий возраст, и если, по человеческим меркам он превышает средний прожиточный возраст, то за такого человека можно молиться, как за усопшего. Впрочем, даже если он еще жив, а мы, не зная об этом, молимся об его упокоении, то мы не согрешим, ибо, как говорит Господь Иисус: "у Бога все живы" (Мф.22:32).
12 июля 2024 г. 09:02
Елена
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Здравствуйте, Елена. Конечно, Вы можете заказать Отпевание Вашего усопшего отца. Единственное затруднение, с которым Вы, скорее всего, столкнётесь, это отсутствие Свидетельства о смерти, которое будут требовать у Вас в регистратуре храма для оформления Отпевания. Поэтому, подойдите к священнику, объясните ему ситуацию, и попросите совершить Отпевание без Свидетельства, поверив Вам на слово. Думаю, батюшка войдет в Ваше положение, и не откажет. Бог в помощь.
28 апреля 2024 г. 04:07
Анна
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Здравствуйте, Анна.
Пусть Господь дарует Вам утешение в потере дочери.
Вы задали три вопроса. Буду по порядку на них отвечать.
1. Дочка умерла ещё в утробе во время родов. Какова будет её судьба на небесах, ведь в рай попадают только крещеные?
Отцы Церкви, обсуждавшие вопрос загробной участи некрещёных младенцев, за исключением блаженного Августина, говорят о том, что эти младенцы – у Бога, в Его Царстве. Вот некоторые их высказывания:
Святитель Феофан Затворник:
"А дети – все ангелы Божии суть. – Не крещеных, как и всех вне веры сущих, надо предоставлять Божию милосердию. Они не пасынки и не падчерицы Богу. Потому Он знает, что и как в отношении к ним учредить. Путей Божиих бездна!"
Преп. Ефрем Сирин:
"Хвала Тебе, Боже наш, из уст грудных младенцев и детей, которые, как чистые агнцы в Эдеме, упитываются в Царстве! По сказанному Духом Святым (Иезек. 34, 14), пасутся они среди дерев, и Архангел Гавриил – пастырь сих стад. Выше и прекраснее степень их, нежели девственников и святых; они – чада Божии, питомцы Духа Святого. Они – сообщники горних, друзья сынов света, обитатели чистой земли, далекие от земли проклятий. В тот день, когда услышат они глас Сына Божия, возрадуются и возвеселятся кости их, преклонит главу свою свобода, которая не успела еще возмутить дух их. Кратки были дни их на земле; но блюдется жизнь им в Эдеме; и родителям их всего желательнее приблизиться к их обителям".
Свт. Григорий Богослов в слове о Крещении так - же говорит: «Не сподобившиеся св. крещения по малолетству, младенцы не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя не запечатлены св. крещением, однако же, и не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вред, ибо не всякий недостойный чести достоин уже и наказания».
2.Какими молитвами можно за неё молиться?
Молиться за некрещёного младенца – можно, хотя они и в Царствии Божием, ведь молитва – это золотая нить общения между живыми и усопшими. Молитва полезна, прежде всего, самому молящемуся: она привлекает благодать Божию в его сердце. Правда, поскольку ребенок не был крещён, за него возможна лишь частная, домашняя молитва. Молитва церковная: сорокоусты, отпевания и панихиды, проскомидия, не возможны. К сожалению, такое положение вещей подчас рассматривается, как свидетельство вечной гибели не крещеных младенцев, хотя, как видим, всё не столь однозначно. Родители могут читать за умершего некрещённого младенца следующую молитву:
«Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш, Боже духов и всякия плоти, Иже от Духа Свята и Марии Девы родивыйся и в вертепе и яслех возлегий ради спасения мира, Ты еси призвавый дети и объемый сия и рекий: «Оставите детей приходити ко Мне и не возбраняйте им, таковых бо есть Царствие Небесное». Ты еси пришедый и исцеляяй всякий недуг в людех, и Твоею смертию смерть поправый, даровав мирови жизнь. Тебе молимся и Тебе просим, призри на рабы Твоя и на достояние Твое, и плач их скорбный о безвременнем преселении новорожденнаго младенца их (имя) укроти и утешение им даруй. А иже от них рожденнаго младенца и не приемшаго Святаго Крещения благости Твоея сподоби.
Яко Ты еси покой душам и телесем нашим, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне, и присно и во веки веков. Аминь.»
3. Мог ли Бог наказать меня за мои грехи смертью дочки?
Для начала нужно выяснить, что Христианство подразумевает под словами «наказание Божие»?
Вот что по этому поводу пишут святые Отцы:
Святитель Григорий Нисский:
«Ибо что неблагочестиво почитать естество Божие подверженным какой-либо страсти или удовольствия, милости или гнева – этого никто не будет отрицать… Но хотя и говорится, что Бог веселится о рабах своих и гневается яростию на падший народ… но в каждом из таковых изречений слово учит нас, что посредством наших свойств Провидение Божие приспосабливается к нашей немощи, чтобы наклонные ко греху под страхом наказания удерживались от совершения его…»
Святитель Иоанн Златоуст:
«Когда ты слышишь слова ярость и гнев в отношении к Богу – то не разумей под ними ничего человеческого. Это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного. Говорится же так для того, чтобы приблизить предмет разумения для людей более грубых».
Преподобный Антоний Великий:
«Бог благ и бесстрастен, и неизменен. Если кто, признавая благословенным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает, однако же, как Он (будучи таковым) о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним; то на это надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается, ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом – по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога – по несходству с Ним. Живя добродетельно – мы бываем Божиими, а делаясь злыми – становимся отверженными от Него; а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах, то это не значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы способными вкушать Божию благость; так что сказать: Бог отвращается от злых, – есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения».
Вывод из приведённых цитат таков: человек может наказывать другого человека по страстям: из злобы, ради мести, но Бог бесстрастен, и действует как Врач: наказывает не ради удовлетворения злобы или мщения, но для врачевания человека от страстей, чтобы он стал способен быть причастным Богу. Св. Антоний Великий пишет, что Бог благ и никому не вредит, а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом – по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога – по несходству с Ним, с демонами же мучителями соединяемся.
Теперь, возвращаясь к Вашему вопросу, можно ответить, что под наказанием Божиим понимается наша неспособность, в силу живущих в нас страстей, приобщиться к Богу. Страсти соединяют человека с демонами – мучителями. Это страдание и называется у Отцов наказанием Божиим. Однако, как мы видим из высказываний людей святых, не Бог здесь является причиной страдания, а человеческий грех. Вот в этом смысле и можно говорить о наказании Божием. И чтобы избегать его, следует не нарушать объективные духовные законы, выраженные в Божественных заповедях. А если таковые нарушения бывают, в них необходимо покаяться. Господь Вам в помощь.
17 марта 2024 г. 18:27
Елена
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Здравствуйте, Елена. День смерти человека, даже если он не полный, уже считается за день. Поэтому, 9 дней усопшему будет 21 марта, а 40 дней – 20 апреля.
P.S. Однако, вопрос, заданный Вами, не совсем актуален. Действительно важным было – бы поинтересоваться: как свою земную жизнь прожить согласно воле Божией, как приобрести спасительную веру в Иисуса Христа? Мы, пастыри Церкви, особенно ожидаем от Вас важнейшего вопроса, который однажды Иисусу задал один богатый юноша: «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф.19:16). Ведь даты 9, 40 дней для усопшего подразумевают следующее: в течение этого времени его душа будет сдавать экзамен Богу за всю свою жизнь, экзамен на причастность добру и злу. А это значит, что вовремя озаботиться вышеперечисленными вопросами для нас с Вами жизненно необходимо. Иначе, в своё время нам нечего будет показать Христу. Помоги Господь Вам в этом разобраться.
20 апреля 2023 г. 20:27
Сергей Ч.
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Обычай совершать поминальные трапезы по усопшим своими корнями уходит ещё в эпоху Ветхого Завета. Например, пророк Иеремия, предсказывая иудеям за их отступничество гибель и разрушение Иерусалима, говорил, что «не будут преломлять для них хлеб в печали, в утешение об умершем» (Иер.16:7). Однако, поминание на кладбищах в современном виде, безусловно, отдают язычеством. Это и раскладывание на могилы продуктов питания, чтобы «покормить» души усопших. Это и распивание спиртных напитков. Это полное отсутствие со стороны родственников усопших молитвы о них. Поэтому, полагаю, что продукты на кладбище приносить можно, но используются они по – другому: не раскладываются на могилы, а раздаются нуждающимся как милостыня в память об усопших.
10 апреля 2023 г. 12:09
Олег
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
- Безусловно, можно. Именно так на эти переживания смотрят весьма многие исследователи околосмертных опытов, например, Сэм Парния - доктор медицины, ученый, руководитель нескольких проектов по изучению сознания человека. Работая врачом-реаниматологом, он провел несколько научных исследований. Результаты его работ Парния представил в докладах, которые были опубликованы в ведущих мировых медицинских журналах. В 2014 году Сэм Парния зафиксировал случай полного сохранения сознания 57 – летним человеком, в течение трех минут пережившим остановку сердца. Этот случай соответствовал всем критериям эксперимента и является примером научного подтверждения продолжения жизни сознания человека после смерти тела. Можно посмотреть на эту тему ролик священника Георгия Максимова: «Что говорит наука о жизни после смерти?» https://www.youtube.com/watch?v=WSM44PsMmys
31 марта 2023 г. 19:42
Олег
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Да, такие доказательства есть, но суть дела заключается в том, что сами по себе они далеко не всегда могут убедить человека поверить в собственное бессмертие. Самих рациональных доказательств в данном случае оказывается не достаточно. Необходим духовный опыт Встречи с Богом, и иным миром. А этот опыт приобретается лишь в русле деятельной христианской жизни. И если человек не собирается что – либо менять в своем мировоззрении и жизненном направлении, но при этом хочет рациональных доказательств, то они всегда оказываются для него легковесными и неубедительными. Будь они 100% убедительности, они загоняли – бы человека в угол, по сути, заставляя его поверить в Бога и вечную жизнь. Но таких доказательств Бог нам не предоставляет в силу того, что не хочет лишать свободы самоопределения: из под палки нельзя заставить любить…
Что касается самих доказательств, то вот некоторые из них:
«Доказательства бессмертия души человеческой»
Священник Григорий Дьяченко
Представляя доказательства в пользу истины бессмертия души человеческой, мы имеем в виду раскрыть и оправдать ее разумность, показать, что она не только не противоречит ни одной здравой человеческой истине, напротив того, вполне гармонирует с разумным взглядом на мир и человека и служит прекрасным и возвышенным его завершением.
а) Психологическое доказательство (свидетельство непосредственного сознания). Мысль о бессмертии души не дается нам опытом. Ежедневный опыт представляет нам, напротив того, смерть, тление и разрушение. В каждую секунду темная могила поглощает по одному сыну земли; каждая секунда отнимает у кого-либо из нас дорогое существо. И для каждого из нас настанет в свое время эта ужасная, ничем непредотвратимая секунда...
Откуда же в нас, в противность столь очевидному и подавляющему опыту, мысль о бессмертии, о вечной жизни? Как нам пришло в голову думать о бессмертии и желать его? Это может быть объяснено только тем, что человек носит идею о своем бессмертии в своем духе: она присуща ему непосредственно. Она служит в нем выражением голоса природы, который никогда не обманывает. С другой стороны, почему человек так отвращается смерти, зная ее полнейшую неизбежность. Если бы смерть была естественным, нормальным явлением, в таком случае она не возбуждала бы в нас такого ужаса и отвращения, мы не считали бы ее таким великим злом, таким страшным бичом, не видели бы в ней самого непримиримого нашего врага. Но дело в том, что смерть есть противоречие нашей бессмертной природе, и сознание этого противоречия служит сильнейшим, невольным свидетельством о нашем бессмертии.
Здесь нельзя не припомнить характеристически-верного изречения одного из древних христианских апологетов: «Душа – по природе христианка». Вот почему мы находим в ней свидетельство об одной из существеннейших христианских истин, с которой неразрывно связано все дело восстановления природы человеческой в ее истинном и чистом виде, – об истине бессмертия души человеческой.
б) Метафизическое или онтологическое доказательство. Что такое душа человеческая? Душа человеческая есть единичное, т. е. простое и невещественное самостоятельное и самодеятельное существо, и притом существо самосознательно-личное, одним словом, она есть духовный атом. Из этого понятия о душе человеческой с необходимостью вытекает невозможность ее уничтожения, потому что только сложное разлагается на составные части, или ее бессмертие157.
в) Телеологическое доказательство. Зачем мы живем на земле? Какая цель и какое назначение нашего существования? И осуществляется ли наше назначение вполне в здешней жизни? Вот вопросы, с которыми тесно связан вопрос о бессмертии человека.
Все в этом мире имеет свое назначение и все достигает своего назначения – сообразно с законами и пределами, указанными каждому роду предметов и существ. Никто не может сказать, чтобы солнце, чтобы дерево, чтобы животное не исполняли, не хотели или не могли исполнить своего назначения: они не могут не исполнять его, они исполняют его по необходимости.
Посмотрим на человека – высшее в видимом мире существо, венец творения на земле. Подобно всем прочим существам в мире, и он, конечно, имеет свое назначение: он должен сделаться и быть тем, чем ему следует быть – человеком, то есть он должен развить все силы своего существа, раскрыть все содержание своей природы, исчерпать полноту своего существования до последних возможных пределов. Теперь спрашивается: достигает ли он этого своего назначения на земле, как достигают своего назначения все прочие твари?
1) Человек есть прежде всего существо разумное. Итак, первая цель его жизни – развитие его ума. Более двух тысяч лет назад философ Аристотель в одном из своих знаменитых творений сказал: «Всякий человек имеет естественное желание знать» (Метафиз. 1, 1). А между тем, чем более расширяется перед ним горизонт знания, тем более встречает он неизъяснимых тайн, недоступных его уму. Только самодовольно мелкие умы не хотят ничего знать о тайнах природы, тогда как величайшие и серьезнейшие исследователи истины всегда сознают, что тайна повсюду составляет начало и конец, что самое существование мира и последнее основание всех законов остается и останется навсегда величайшей тайной. «Я знаю одно, – что ничего не знаю», – повторит вслед за Сократом всякий серьезный изыскатель истины, сопоставляя результаты, достигнутые человеческой мыслью, с бесконечной областью еще неисследованного и неисследимого.
И так мы приходим к тому признанию, что развитие человеческого ума не знает пределов, не имеет остановки, что жажда знания не столько удовлетворяется, сколько возбуждается только и раздражается теми познаниями, какие человек приобретает и может приобретать на земле, что самой продолжительной жизни не хватает ему не только на то, чтобы читать и понимать, но чтобы только разбирать по складам великую книгу природы, что, одним словом, человек как разумное существо не достигает на земле своего назначения.
Что же из этого следует? Следует одно из двух: или человек есть аномалия в великом царстве природы, обнаруживая стремления, идущие далее пределов его земного существования и не могущие быть удовлетворенными, получив таким образом от щедрот природы, по какой-то странной ошибке или слепому капризу, более, нежели сколько ему требуется для земного его назначения; следует, одним словом, что «человек слишком широк для этого мира, – его нужно бы сузить». (Но мы не имеем никакого основания допускать такие аномалии, потому что природа представляет везде и во всем гармонически целесообразный порядок, мудрую экономию, строгую бережливость); или же следует допустить, что истинное назначение человека не ограничивается земной жизнью, что оно восходит за пределы его земного существования, что развитие его ума будет продолжаться в другой жизни, где он будет созерцать Вечную Истину и при свете Ее преуспевать в уразумении всего сущего, что это развитие ума и это преуспеяние в дознании не будут иметь пределов. В противном случае, – если бы, то есть, назначение человека прекращалось с его смертью, – он представлял бы действительно аномалию: это значило бы, что природа его организована вопреки, несоответственно своему назначению и есть как бы отрицание самой себя.
Таким образом, бесконечное развитие человеческого ума требует бессмертия человека.
«Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а когда стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор.13:11–12).
2) Человек есть существо разумно свободное. Как ум его требует себе пищи – знания, точно так же и воля его стремится проявить себя в деятельности, сообразной с существом и достоинством человека – существа нравственно свободного. И как уму его постоянно предносится недосягаемый идеал истины, так воля его стремится к осуществлению добра. Что заставляло людей, «которых весь мир не был достоин, скитаться по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр.11:38)? Что населяло пустыни и леса подвижниками, убегавшими от мира и посвящавшими целую жизнь самоусовершенствованию, тяжелой и непрерывной борьбе с самими собой, борьбе, от которой они никогда не успокаивались? – Стремление к осуществлению нравственного идеала. Но чем ближе они были, по-видимому, к этому идеалу, тем выше видели его над собою. Все мы стремимся сделаться и быть добрыми и нравственными, но никогда не можем успокоиться в этом стремлении, дойти до сознания, что нам ничего уже не остается делать в этом отношении, что мы достигли нравственного совершенства. Напротив того, чем серьезнее наше стремление к нравственному совершенству, тем сильнее и больнее тяготит нас сознание, что достижение нравственного совершенства невозможно для нас. Да и как достигнуть нам в здешней жизни нравственного совершенства, когда, по признанию людей, стоявших на возможной для человека нравственной высоте, мы постоянно делаем не то, что хотим, а то, что ненавидим (Рим.7:15)? Как нам достигнуть нравственного идеала, когда наш нравственный идеал есть богоподобие. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48) – вот заповедь, данная нам Тем, Который один из всех людей осуществил в Себе нравственный идеал.
Таким образом, нравственное наше совершенствование предполагает и требует более широкого поприща, нежели какое отведено для нас в настоящей жизни. Остановка в начале пути, на исходном пункте развития, ненормальна точно так же, как ненормально пребывание в младенческом возрасте в течение всей жизни.
3) Обладая умом, жаждущим истины, и волей, стремящейся к нравственному совершенству, человек одарен еще сердцем, жаждущим счастья, блаженства. Все мы и ищем его от начала до конца жизни, так что жизнь человека едва ли не справедливо будет охарактеризовать, назвавши ее погоней за счастьем. Но сколько на свете несчастных! А где счастливые? Найдется ли хоть один человек, который мог бы сказать о себе чистосердечно, что сердце его вполне довольно и покойно, ничего не желает, ни о чем не тоскует? В конце концов мы приходим к тому же заключению, к которому пришел некогда премудрый царь израильский, имевший полную возможность узнать и оценить человеческое счастье: «Все – суета!» В чем же заключается тайна неудовлетворимости сердца человеческого ничем земным? Вся тайна заключается в том, что все земное непрочно и непостоянно, что на свете нет ничего такого, что могло бы само по себе и навсегда доставить и нам полное счастье. В здешней жизни мы можем иметь только предчувствие истинного счастья, предназначенного человеку, который тоскует по нем, не находя его. Мы будем наслаждаться им только по соединении с вечным Источником блаженства – Богом. Оно будет дано нам на новом Небе и новой земле: тогда «Бог отрет всякую слезу с очей наших, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо все прежнее пройдет» (Откр.21:4). «Ты создал нас для Себя, и сердце наше неспокойно до тех пор, пока не найдет покоя в Тебе» (Августин «Исповедь» I, 1). Тогда все труждающиеся и обремененные найдут для себя успокоение от земных скорбей, бед и треволнений.