18 января 2023 г. 13:25
Елизавета
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
С одной стороны, Таинство Евхаристии – это сердце жизни Церкви Христовой, и в древности христиане причащались несколько раз в неделю (кроме литургии, ещё и дома запасными св.Дарами). И на мой взгляд, частое причащение – то, к чему мы должны возвращаться, ибо евхаристическая жизнь современных христиан оставляет желать лучшего. С другой стороны, принятие любого Таинства лишь по форме, как видимого священнодействия, вовсе не гарантирует сообщение человеку его невидимой стороны: Даров Духа.
Вот два примера:
Крещение.
Господь наш Иисус Христос: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мр.16:16).
Св. Кирилл Иерусалимский: «Если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух не будет тебя крестить. А если пришел ты по вере, то люди служат в видимом, а Дух Святый дает невидимое».
Евхаристия:
Св. апостол Павел: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор.11:29-30).
Преп. Серафим Саровский: «Можно причаститься на земле, и остаться непричащенным на Небе».
От чего – же зависит действенность любого Таинства? – От правильного душевного состояния христианина, его принимающего. А в чем выражается это правильное состояние? Об этом мы можем прочитать, например, у святителя Игнатия Брянчанинова: «Начало обращения ко Христу заключается в познании своей греховности, своего падения; от такого взгляда на себя человек признает нужду в Искупителе и приступает ко Христу посредством смирения, веры и покаяния». «Не сознающий своей греховности, своего падения, своей погибели не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином. К чему Христос для того, кто сам и разумен, и добродетелен, кто удовлетворен собою, кто признает себя достойным всех наград земных и небесных?». Далее Святитель пишет: «Смирение и рождающееся из него покаяние – единственное условие, при котором приемлется Христос! Смирение и покаяние – единственная цена, которою покупается познание Христа! Смирение и покаяние – единственное нравственное состояние, из которого можно приступить ко Христу, усвоиться Ему! Смирение и покаяние – единственная жертва, которой взыскует и которую приемлет Бог от падшего человечества (Пс. 50, 18–19). Зараженных гордостным, ошибочным мнением о себе, признающих покаяние излишним для себя, исключающих себя из числа грешников, отвергает Господь. Они не могут быть христианами».
В свою очередь, видение своих грехов и рождающееся из него смирение и покаяние приобретаются, по словам преп. Симеона Нового Богослова, следующим образом: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи».
Теперь возвратимся к вопросу о частом причащении: «Может ли частое причащение нанести вред душе, если даже и приготовился, как положено? И вообще, может ли причастие наоборот усилить страсти?»
- Да, может, как видно из вышеприведённых слов апостола Павла, если человек не готов к его принятию. Ведь что происходит в любом Таинстве? - В нас входит огонь Божества: «Бог наш есть огнь поядающий» (Евр.12:29). Что будет, если этот Огонь встретится с соломой? Но что значит: приготовиться? – Значит, увидеть себя… недостойным причащения. В ту меру, что христианин познает себя, или опытно ощутит множество своих душевных недугов, смирится и покается, в той мере он и раскроет в себе спасительное действие принятой Евхаристии. В этом отношении показательным является случай из жизни преп. Сисоя Великого: Некоторый инок сказал преподобному Сисою Великому: "Я нахожусь в непрестанном памятовании Бога (т.е. в непрестанной молитве)". Преподобный Сисой отвечал ему: "Это не велико; велико будет то, когда ты сочтёшь себя хуже всей твари".
Вот то спасительное состояние души, которое делает человека способным принят Дар Духа в любом Таинстве, и в Евхаристии в том числе. И подготовка, или говение перед причастием (пост, молитвенное правило, посильная борьба со страстями, воздержание от зрелищ, и пр.) должно подвести его к такому состоянию. И если христианин в таком душевном состоянии приступает к Причащению, он причащается во спасение. Если – же он говел лишь по форме, то есть, если все перечисленные выше упражнения не привели его к видению своих грехов, к осознанию того, что он болен, и ему нужен Христос как Спаситель от этих болезней, то Причащение, редкое, или частое, может быть не только бесполезным, но и вредным: Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор.11: 30). Примеров тому можно привести немало. Приснопамятный протоиерей Дмитрий Смирнов как – то рассказывал, что один молодой человек причастился у него, а потом пришел домой и…повесился. Он оказался наркоманом. В моей практике был случай: однажды я причащал на дому одну женщину, и после причастия она на месяц ушла в запой, обвинив в этом…само Причащение. Впоследствии выяснилось, что она страдала алкоголизмом, отступничала от Православия и ходила к католикам, а на Исповеди об этом умолчала, и, как следствие, причастилась в осуждение себе.
Справедливости ради, нужно добавить, что разные святые имели разную частоту причащения: св. Иоанн Кронштадтский – служил литургию и причащался ежедневно, а преп. Мария Египетская за всю жизнь причастилась всего два раза, и оба они стали великими перед Богом. Однако, редкое причащение предполагает усиленную внутреннюю работу для сохранения в себе на протяжении столь длительного времени Дара единения со Христом, к которой большинство христиан не способны. Поэтому, на мой взгляд, для рядового верующего будет более приемлемым путь частого причащения, сопровождаемый, конечно, понуждением к стяжанию нищеты духовной, смирения и покаяния. В этом случае принятие Тела и Крови Христовых пойдут нам во спасение.
19 июня 2022 г. 19:32
Сарра
Отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
В данной ситуации, нужно обратить внимание на личное покаяние вне Исповеди, ибо грех – это рана души, и чем он серьёзней, тем дольше заживает образовавшаяся рана. Поэтому, Вы и не ощущаете одномоментного исцеления от данного греха на Исповеди: этот процесс – постепенный, и существенную помощь в его продвижении может оказать личное покаяние. Что это такое? Каждое утро мы умываемся, перед очередным приёмом пищи моем руки, а раз в неделю бываем в бане. Этот процесс должен протекать и в нашей душе: она ежедневно загрязняется грехами, и нуждается в ежедневном очищении покаянием. Осуществляется оно в молитве к Богу с просьбой простить очередное падение, очистить совесть, исцелить образовавшуюся от греха душевную рану. Таким образом, личное покаяние – это состояние души. Его отличие от Исповеди в том, что Исповедь – это Таинство, в котором покаяние получает своё завершение: здесь благодатью Христовой очищаются грехи кающегося. Но происходит это лишь в той степени, в которой человек подготовил покаянием почву своей для принятия врачующего Дара Таинства. Таким образом, ни Исповедь не действенна без покаяния, ни покаяние без Исповеди остаётся не завершенным.
Начните процесс исцеления своей души от последствий прежней греховной жизни с покаяния. Чтобы возбудить в себе это спасительное чувство, нужно упражнение в молитве. Почитайте по вечерам Покаянный канон Иисусу Сладчайшему, помолитесь Иисусовой молитвой. Только нужно не забывать: правильная молитва – это молитва, произносимая со вниманием (соединение ума с каждым словом молитвы), благоговением (поклоны, крестное знамение), с конечной целью покаяния. В течение дня, по примеру св. прав. Иоанна Кронштадтского, как только заметите в себе очередное падение в любой грех, тотчас в молитве покайтесь: попросите у Бога прощения и сил больше не повторять соделанное. Вечером, после прочтения вечернего правила, анализируйте прожитый день на предмет нарушения заповедей Христовых, и опять в молитве раскаивайтесь в этом перед Господом. Включайте сюда и покаяние в прежних грехах против 7 заповеди. Особенно, когда приходят воспоминания об этих падениях, начинает болеть душа, используйте личное покаяние.
Что касается вопроса о том, насколько подробно на Исповеди можно говорить о своих плотских падениях, раскрывать их подробно ни в коем случае нельзя, иначе, и душа кающегося, и душа священника будет поражаться и загрязняться греховными впечатлениями. Исповедовать эти грехи следует кратко, не вдаваясь в подробности. Если они продолжают беспокоить душу, можно исповедовать их на каждой Исповеди. Вот, примерно так двигаясь вперёд по пути покаяния, Вы сумеете очиститься от последствий прежде соделанных грехов. Бог в помощь.
20 февраля 2022 г. 00:17
Сергей
Отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
Да, Вы можете принести покаяние, очищающее душу от последствий греха. Начните с обращения к Богу своими словами с просьбой простить Ваше падение, и уврачевать образовавшуюся после него в душе рану. Можно почитать и канон Покаянный Иисусу Сладчайшему https://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-pokayannyj-ko-gospodu-nashemu-iisusu-xristu.html Причем, покаяться надо не единожды. Как физический порез на теле лечится не сразу, так и раны душевные требуют долгого лечения. Поэтому, как только в очередной раз Вы почувствуете укоры совести, прибегните к Богу с молитвой: «Господи! Я согрешил, прости меня!».
Как для излечения болезней физических существуют больницы и лекарства, так и для лечения болезней души Иисус Христос основал на земле Церковь, и установил в ней Таинства – лекарства от грехов. Поэтому, прибегните к Исповеди и Причащению. Для этого, наведайтесь в ближайший православный храм и разузнайте: в какое время там проводится Исповедь (Причащение обычно совершается в воскресные дни). Затем, подготовьтесь к Таинствам: запишите, хотя бы основные свои грехи на бумаге, которую потом прочитаете на Исповеди. Если будет возможность, посетите в субботу Всенощное бдение, помолитесь Богу о примирении с Ним и с супругой. Наутро в воскресенье придите натощак к началу литургии и причаститесь Тела и Крови Христовых, о которых Сам Спаситель сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин.6:54).
Затем, начните процесс примирения с женой: попросите у неё прощения за измену, хотя это сделать будет очень нелегко. Примите твёрдое решение не согрешать больше. Наконец, начните процесс воцерковления потому, что без помощи Божьей не возможно победить свои греховные позывы. Помоги Господь.
28 августа 2021 г. 19:46
Сергей
Отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
Конечно – нет. Целью христианской жизни является правильное свободное самоопределение каждого человека относительно Бога, и усвоение плодов Искупительной Жертвы Господа Иисуса Христа для подготовки к вечности. Лишь в рамках земной жизни мы можем, через Таинства Церкви, получать Дары Духа, соединяясь с Творцом. Перейдя порог телесной смерти, человек такую возможность теряет, поскольку потерял своё тело, и уже реализовал своё самоопределение. А Бог спасает нас – не без нас. Поэтому, ни Крещение, ни Венчание, ни какое другое Таинство, над умершим совершить невозможно.
29 июня 2021 г. 01:23
Наталья
Отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
Дорогая Наталья! А можно – ли отпраздновать свадьбу в сарае? Величие и важность события подразумевают и определённое место, где оно может совершиться. Крещение – это Таинство соединения с Иисусом Христом, Его воскресшей человеческой природой, победившей смерть. В этом Таинстве мы получаем Лекарство от греха и смерти. Потому Крещение совершается торжественно, и только в храме, либо - в баптистерии. Вне храма оно может быть совершено лишь в крайнем случае, например: над тяжело больным человеком в больнице.
«Подпольное» принятие Крещения, (сошлюсь ещё раз на высказывание Святителя Кирилла Иерусалимского: «Если ты лицемеришь, то человеки крестят тебя ныне, а Дух не крестит тебя» (Огласительное поучение 17. 36), не только не принесёт человеку пользы, но может навлечь на него наказание Божие.
29 июня 2021 г. 01:20
Наталья
Отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
Для человека, уверовавшего во Христа и принимающего Крещение, нет более важного дела, как получение спасения. «Важное дело», о котором Вы упомянули – ни что иное, как очередное суеверие (могу даже их перечислить: здоровье, удача, защита, снятие венца безбрачия, и пр.). Нельзя принимать великое Таинство ради таких нехристианских мотивов, иначе Бог не даст крещаемому благодать Святого Духа. Святитель Кирилл Иерусалимский пишет по этому поводу следующее: «Если ты лицемеришь, то человеки крестят тебя ныне, а Дух не крестит тебя» (Огласительное поучение 17. 36). Лицемерием Святитель называет здесь вышеперечисленные неправильные мотивы к принятию Крещения. Правильным, является лишь один: человек, понуждая себя к тщательному исполнению заповедей Евангельских, опытно познает повреждённость своей души грехами, и принимая Крещение, ищет в нем соединение со Христом для уврачевания своей души. Этот процесс и именуется спасением.
Что касается возможности вторичного Крещения, в Символе Веры мы «исповедуем едино Крещение во оставление грехов». Таинство Крещения, внешняя форма которого совершена правильно, не повторяется.
16 мая 2021 г. 16:24
Людмила
Отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
Если Вы чувствуете неудовлетворённость, когда сами не читаете по бумаге своей исповеди, то договоритесь со священником, и зачитывайте исповедь сами. Хорошим средством подготовки здесь служит и личное покаяние, которое нужно приносить Богу в молитве готовясь к Исповеди: идя по дороге в храм, стоя в очереди к священнику. Здесь можно в уме перечислить перед Богом самые основные свои падения, и искренно попросить Его разрешить Вас от этих грехов рукой пастыря.
Что касается чувств, то на мой взгляд, совсем не обращать на них внимания во время принятия Таинств, нельзя. Ведь они могут быть индикатором правильного, или не правильного состояния души. Но чтобы здесь не запутаться, нужно обращаться к опыту святых отцов, которые учат, что для спасительного участия в любом Таинстве Церкви, необходимо познание себя, то есть опытное видение своих нравственных недугов, приводящее к смирению и покаянию, или в состояние нищеты духовной. И чем глубже это чувство в нас, тем шире мы открываемся для спасающего действия Бога через Таинства.
21 апреля 2021 г. 15:27
Мээрим
Отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
Для этого Вам нужна живая вера в Иисуса Христа, которая не может возникнуть в человеке иначе, как через деятельную жизнь по заповедям Христовым, приводящую его к опытному познанию своих нравственных недугов – грехов, и к принятию Христа, как Спасителя от грехов. Теоретическое признание бытия Божия и Иисуса Христа, как исторической Личности здесь не в счёт, поскольку это признание не является спасительной верой. Сам Христос учит: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин.14:15). «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?», - учит апостол Иаков (Иак. 2:19-20). А вот что пишет по этому поводу русский святитель Игнатий (Брянчанинов): «Начало обращения ко Христу заключается в познании своей греховности, своего падения; от такого взгляда на себя человек признает нужду в Искупителе и приступает ко Христу посредством смирения, веры и покаяния». Но для приобретения такой веры, Вам необходимо начинать с теоретического знакомства с основами Православия, а затем и практического их воплощения в своей жизни. И лишь потом принимать Крещение.
Начните с ежедневного чтения Евангелий. Чтение это предваряйте молитвой к Господу Иисусу, чтобы Он Вам открыл Себя. Для знакомства с Православием рекомендую такие книги: А. И. Осипов: «Таинство Крещения» https://alexey-osipov.ru/books-and-publications/knigi/tainstvo-kreshcheniya/ протоиерей Геннадий Фаст: «Кто же Сей? Книга об Иисусе Христе» https://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-iisuse-xriste митрополит Иларион (Алфеев): «Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие» https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev/tainstvo-very-vvedenie-v-pravoslavnoe-dogmaticheskoe-bogoslovie/ митрополит Иларион (Алфеев): «Иисус Христос. Жизнь и учение. Начало Евангелия. Книга 1» https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev/iisus-hristos-zhizn-i-uchenie-nachalo-evangelija-kniga-1/
Для знакомства с основами правильной духовной жизни прочтите книги: свящ. Павел Гумеров: «Аскетика для мирян» https://pavel-gumerov.ru/book/asketika_dlya_miryan А. И. Осипов: «Жизнь духовная» https://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov/zhizn-duhovnaja/
После знакомства с основами православной веры и жизни, начинайте осуществлять прочитанное: учитесь со вниманием, благоговением и покаянием ежедневно читать утренние и вечерние молитвы, в воскресные и праздничные дни молиться в храме за литургией до возгласа: «Оглашенные – изыдите!» (пока Вы не крещены, Вы находитесь в разряде оглашенных, т.е. людей, готовящихся ко Крещению), начинайте борьбу со своими греховными привычками. При этом, Вы можете уже сейчас принимать активное участие в жизни своего прихода (христианской общины, в которую намереваетесь войти через Крещение): участвовать в субботниках, социальном служении, помогать в воскресной школе, и пр. Это укрепит Вашу веру и сблизит Вас с братьями и сестрами во Христе).
Как видите, будучи ещё не крещёной, Вы можете делать почти всё, что делают крещёные христиане, кроме участия в Таинствах Церкви: Исповеди, Причащении, Соборовании. Вот и начинайте трудиться, приобретёте спасительную веру в Иисуса Христа. Потом – можно думать и о принятии Крещения.
Формальное – же принятие Таинства Крещения, по суеверным мотивам: для здоровья, на удачу, для защиты, чтобы «числиться» в Церкви, не только ничего полезного не принесёт, но может вызвать и гнев Божий: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12: 43-45).
Поэтому, потрудитесь, чтобы Крещение было Вам во спасение души.
18 апреля 2021 г. 01:08
Маргарита
Отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
И да, и нет. Поясню: с одной стороны, обряд воцерковления, выражающийся в занесении младенца мужского пола в алтарь, должен быть совершён. Можно даже подойти к этому священнику в любой другой день, и после службы и попросить совершить воцерковление. Хотя, обращаю Ваше внимание на то, что в первые века Христианства, воцерковление совершалось до Крещения, и отдельно от него. Сначала, священник воцерковлял крещаемого, и он посвящался в катехумены (чин оглашаемых). После этого, человек становился некрещённым христианином. И начинался процесс его оглашения (научения истинам веры). Затем, через два, или три года, над ним совершалось само Крещение.
С другой стороны, обряд воцерковления лишь выражает истину о том, что через принятие Крещения человек входит в Церковь Христову, и ему открывается возможность достичь цели христианской жизни - вечного спасения, Царства Христова, символом которого является алтарь. И если внешняя форма Крещения - троекратное погружение крещаемого в воду, с призыванием Бога Отца, Сына и Святого Духа, совершилась, воцерковление ничего к этому не добавит. Поэтому, если вдруг над младенцем не удастся совершить воцерковление, не стоит особо переживать. Ведь обряд - лишь символически изображает то, что после Крещенич должны сделать родители и крёстные младенца: действительно ввести его в жизнь Церкви: регулярно приносить его в храм к Причащению, прикладывать к иконам и мощевикам. А когда он подрастёт, научить его истинам православной веры, подать образец христианской жизни, помогать бороться с греховными привычками, приучить к молитве дома, читать ему детскую Библию, водить в Воскресную школу. Одним словом, помочь выработать христианское мировоззрение и образ жизни. И если введение новокрещённого в христианскую жизнь не состоится, то совершённое по всем правилам Крещение, не принесёт ему никакой пользы: семечко вечной жизни, данное в этом великом Таинстве, так и останется не актуализированным..
11 марта 2021 г. 10:26
Евгений
Отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
Принятие Таинства Крещения, Евгений, серьёзное решение, которое может повлиять, как положительно, так и отрицательно, не только на Вашу земную жизнь, но и на жизнь вечную. Сам Христос Спаситель, по этому поводу говорит: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мр. 16:16). Поэтому, подготовка к этому Таинству для взрослого человека должна быть самой основательной. Она включает в себя интеллектуальную и духовную стороны.
Интеллектуальная сторона выражается в знакомстве человека с основами Православной веры, нравственности и духовной жизни для того, чтобы крещаемый, не просто слепо, или по традиции верил, но обоснованно принял истину бытия Божия, смог убедиться в Богооткровенном характере Православного Христианства по отношению к другим религиозным традициям, а так – же познакомился с основными законами правильной духовной жизни. Для достижения данной цели, Вам потребуется, во – первых, посетить Огласительные беседы перед Крещением, которые сейчас проходят при каждом православном храме. Было – бы хорошо заранее узнать, где их проводит наиболее опытный священник, или мирянин – катехизатор, и направиться именно туда. Во – вторых, дома самостоятельно прочитать четыре Евангелия, в которых повествуется о земной жизни, учении и Искупительной Жертве Господа Иисуса Христа (сейчас приобрести Библию целиком, или Новый Завет не представляет затруднений). В качестве подготовительной литературы могу посоветовать к прочтению следующие книги: А. И. Осипов: «Таинство Крещения» https://alexey-osipov.ru/books-and-publications/knigi/tainstvo-kreshcheniya/ А. И. Осипов: «Православие» (пособие по апологетике) https://alexey-osipov.ru/books-and-publications/knigi/ А. И. Осипов: «Бог» https://alexey-osipov.ru/books-and-publications/knigi/bog/ На этом же сайте, у Алексея Ильича есть много интересных лекций, на темы: «В чем смысл жизни?», «Есть – ли Бог?», «Почему Православие – истинная вера?», и многое другое. Думаю, эти материалы Вам пригодятся.
Духовная подготовка к принятию Крещения напрямую будет связана с интеллектуальной. Познакомившись с основами правильной христианской жизни в теории (см., например, книгу: «Носители Духа» https://alexey-osipov.ru/books-and-publications/knigi/nositeli-dukha/), Вам нужно будет эту жизнь проводить на практике: понуждать себя к исполнению заповедей Христовых, овладеть правильной молитвой, и прочее. Начинается практическая духовная жизнь с приобретения спасительной веры во Христа. Вот как об этом пишет великий русский подвижник 19 века, святитель Игнатий (Брянчанинов): «Начало обращения ко Христу заключается в познании своей греховности, своего падения; от такого взгляда на себя человек признает нужду в Искупителе и приступает ко Христу посредством смирения, веры и покаяния». Христианином, оказывается, является совсем не тот, кто верит по традиции, или кто убедился в бытии Бога какими-то доказательствами, и, конечно же, совсем не тот, кто ходит в храм и чувствует себя выше всех этих грешников, безбожников и нехристиан. Нет, христианин тот, кто видит свою духовную и нравственную нечистоту, свою греховность, страдает об этом, кто видит себя погибающим и потому внутренне способен к принятию Спасителя, к действительной вере во Христа http://nikolaos.pravorg.ru/2014/06/30/osnovy-duxovnoj-zhizni-po-tvoreniyam-svyatitelya-ignatiya-bryanchaninova/ Вот с приобретения этой спасительной веры и начните.
В христианской жизни, Вам не обойтись без храма, ибо здесь совершаются важные священнодействия, являющиеся пособием к победе над грехом – Таинства. Собственно, не крещёный человек может делать до Крещения почти всё, что делает и крещёный: он может молиться, бороться со своими греховными привычками, читать Библию и творения Отцов Церкви, посещать храм, прикладываться к иконам, мощам, помазываться св. Елеем, пить освященную воду. Не может лишь причащаться, и участвовать в других церковных Таинствах. Поэтому, Евгений, с этих элементов и начните свою христианскую жизнь. Период такой подготовки ко Крещению может продолжаться у Вас до тех пор, пока Вы не утвердитесь в вере и решимости следовать учению Христа, пока не полюбите Бога, не оцените Православие, литургию, молитву. Так что, не спешите. Тем более, не нужно спешить становиться крёстным для другого, ещё не крещённого человека, но сначала самому укорениться в вере и христианской жизни. Поэтому, скажите Вашим знакомым, что Вы ещё не готовы брать на себя ответственность за христианское воспитание младенца – крестника. Пусть возьмут кого –ни будь другого. А Вы займитесь собственной подготовкой.
Таким образом, идя путем деятельного познания Бога, воцерковления, и христианской жизни, можно будет принимать и решение о вхождении в Церковь Христову через Крещение, а там, Бог даст, со временем, и самому сделаться наставником начинающих, и стать крёстным.
Если – же всё предложенное выше проигнорировать, и принять Крещение лишь формально, по традиции, можно, погрузившись в купель, остаться не крещённым, как об этом предупреждает святитель Кирилл Иерусалимский: «Если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух не будет тебя крестить. А если пришел ты по вере, то люди служат в видимом, а Дух Святый дает невидимое».
30 января - 2 февраля 18:00