18 января 2023 г. 13:25
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
С одной стороны, Таинство Евхаристии – это сердце жизни Церкви Христовой, и в древности христиане причащались несколько раз в неделю (кроме литургии, ещё и дома запасными св.Дарами). И на мой взгляд, частое причащение – то, к чему мы должны возвращаться, ибо евхаристическая жизнь современных христиан оставляет желать лучшего. С другой стороны, принятие любого Таинства лишь по форме, как видимого священнодействия, вовсе не гарантирует сообщение человеку его невидимой стороны: Даров Духа.
Вот два примера:
Крещение.
Господь наш Иисус Христос: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мр.16:16).
Св. Кирилл Иерусалимский: «Если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух не будет тебя крестить. А если пришел ты по вере, то люди служат в видимом, а Дух Святый дает невидимое».
Евхаристия:
Св. апостол Павел: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор.11:29-30).
Преп. Серафим Саровский: «Можно причаститься на земле, и остаться непричащенным на Небе».
От чего – же зависит действенность любого Таинства? – От правильного душевного состояния христианина, его принимающего. А в чем выражается это правильное состояние? Об этом мы можем прочитать, например, у святителя Игнатия Брянчанинова: «Начало обращения ко Христу заключается в познании своей греховности, своего падения; от такого взгляда на себя человек признает нужду в Искупителе и приступает ко Христу посредством смирения, веры и покаяния». «Не сознающий своей греховности, своего падения, своей погибели не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином. К чему Христос для того, кто сам и разумен, и добродетелен, кто удовлетворен собою, кто признает себя достойным всех наград земных и небесных?». Далее Святитель пишет: «Смирение и рождающееся из него покаяние – единственное условие, при котором приемлется Христос! Смирение и покаяние – единственная цена, которою покупается познание Христа! Смирение и покаяние – единственное нравственное состояние, из которого можно приступить ко Христу, усвоиться Ему! Смирение и покаяние – единственная жертва, которой взыскует и которую приемлет Бог от падшего человечества (Пс. 50, 18–19). Зараженных гордостным, ошибочным мнением о себе, признающих покаяние излишним для себя, исключающих себя из числа грешников, отвергает Господь. Они не могут быть христианами».
В свою очередь, видение своих грехов и рождающееся из него смирение и покаяние приобретаются, по словам преп. Симеона Нового Богослова, следующим образом: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи».
Теперь возвратимся к вопросу о частом причащении: «Может ли частое причащение нанести вред душе, если даже и приготовился, как положено? И вообще, может ли причастие наоборот усилить страсти?»
- Да, может, как видно из вышеприведённых слов апостола Павла, если человек не готов к его принятию. Ведь что происходит в любом Таинстве? - В нас входит огонь Божества: «Бог наш есть огнь поядающий» (Евр.12:29). Что будет, если этот Огонь встретится с соломой? Но что значит: приготовиться? – Значит, увидеть себя… недостойным причащения. В ту меру, что христианин познает себя, или опытно ощутит множество своих душевных недугов, смирится и покается, в той мере он и раскроет в себе спасительное действие принятой Евхаристии. В этом отношении показательным является случай из жизни преп. Сисоя Великого: Некоторый инок сказал преподобному Сисою Великому: "Я нахожусь в непрестанном памятовании Бога (т.е. в непрестанной молитве)". Преподобный Сисой отвечал ему: "Это не велико; велико будет то, когда ты сочтёшь себя хуже всей твари".
Вот то спасительное состояние души, которое делает человека способным принять Дар Духа в любом Таинстве, и в Евхаристии в том числе. И подготовка, или говение перед причастием (пост, молитвенное правило, посильная борьба со страстями, воздержание от зрелищ, и пр.) должно подвести его к такому состоянию. И если христианин в таком душевном состоянии приступает к Причащению, он причащается во спасение. Если – же он говел лишь по форме, то есть, если все перечисленные выше упражнения не привели его к видению своих грехов, к осознанию того, что он болен, и ему нужен Христос как Спаситель от этих болезней, то Причащение, редкое, или частое, может быть не только бесполезным, но и вредным: Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор.11: 30). Примеров тому можно привести немало. Приснопамятный протоиерей Дмитрий Смирнов как – то рассказывал, что один молодой человек причастился у него, а потом пришел домой и…повесился. Он оказался наркоманом. В моей практике был случай: однажды я причащал на дому одну женщину, и после причастия она на месяц ушла в запой, обвинив в этом…само Причащение. Впоследствии выяснилось, что она страдала алкоголизмом, отступничала от Православия и ходила к католикам, а на Исповеди об этом умолчала, и, как следствие, причастилась в осуждение себе.
Справедливости ради, нужно добавить, что разные святые имели разную частоту причащения: св. Иоанн Кронштадтский – служил литургию и причащался ежедневно, а преп. Мария Египетская за всю жизнь причастилась всего два раза, и оба они стали великими перед Богом. Однако, редкое причащение предполагает усиленную внутреннюю работу для сохранения в себе на протяжении столь длительного времени Дара единения со Христом, к которой большинство христиан не способны. Поэтому, на мой взгляд, для рядового верующего будет более приемлемым путь частого причащения, сопровождаемый, конечно, понуждением к стяжанию нищеты духовной, смирения и покаяния. В этом случае принятие Тела и Крови Христовых пойдут нам во спасение.
Ссылка на вопрос