Спрашивает: Валентина
Вопрос:
Вопрос задан:
02 марта 2023
На вопрос отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
К любому Таинству христианин должен приступать, предварительно стяжав состояние видения грехов своих, то есть, опытное познание своих нравственных недугов – грехов. Приобретается это состояние, по слову святых, «тщательным исполнением заповедей Божиих», через что человек начинает видеть насколько он болен, и своими собственными силами не в состоянии от этих недугов избавиться. Он убеждается, что ему нужен Христос – Спаситель от грехов. Видение своих грехов должно привести человека к смирению, или нищете духовной. Именно смирение, по мысли Отцов, есть единственная дверь, через которую Христос может войти в нас и спасти от наших нравственных недугов. В этом состоянии и нужно приступать ко Причащению (и к любому Таинству). В какой мере человек смирится и признает себя больным, признает необходимость во Христе – Спасителе от грехов, в той мере и сделается способным воспринять Христа, входящего в нас через Причащение Его Телу и Крови. Отсутствие смирения называется не правильным душевным состоянием причастника, и делает принятый им Дар бесполезным, и даже вредным. Ведь апостол Павел говорит: «Бог наш есть огнь поядающий» (Евр.12:29). Что будет, если огонь столкнётся с соломой нераскаянных человеческих грехов? Поэтому, тот – же апостол и предупреждает христиан об опасности не правильного причащения: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор.11:29-30).