18 мая 2023 г. 22:35
Aibek
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Здравствуйте, Айбек. Спасибо за комментарии. Давайте будем в них разбираться.
1.Вы пишете: «Греческий язык - не язык первых апостолов и Исы сына Марьям. А арамейский семитский язык и пророчество исходило на арамейском. Вы же приводите в качестве доводов греческий, а это уже искажение».
Является - ли сам по себе факт существования какого – либо текста, написанного на родном языке автора, доказательством его Богооткровенного характера? Если к примеру, Гомер, родным языком которого был греческий, написал на этом – же языке свою «Илиаду», означает ли это, что божества греков, упоминаемые там – подлинные? Так – же обстоит дело и с Кораном: тот факт, что его написал Мухаммед на своём родном арабском языке, автоматически не придаёт ему Богооткровенного характера.
Кроме того, в тексте Корана встречается множество неарабских слов, и сюжетов, почерпнутых из немусульманских религиозных традиций. Много раз Коран объявлял, что ниспослан, как арабское Писание (суры 12:2, 13:37, 42:7), поэтому его учения будут понятны тем, кто слышал их на родном языке. Поскольку считается, что эта Книга является откровением Аллаха, ниспосланным Мухаммаду, то предполагают, что она — совершенное Священное Писание, основанное на всеведущей воле и знании. В ней нет ничего от человека и ничего, что было почерпнуто пророком из иных источников.
Однако существуют серьезные свидетельства в пользу того, что огромная часть Корана происходит из иудейских, христианских, зороастрийских и буддийских источников.
Например, кораническое повествование о детстве Иисуса, описывающее чудесное оживление Им глиняных птичек, явно позаимствовано из апокрифического евангелия от Фомы. Традиционные исламские 99 Имен Аллаха взяты из 101 зороастрийских имен Ахурамазды.
Те – же проблемы в Коране и с неарабскими словами.
Примеры:
Имя «Аллах» имеет иностранное происхождение. Арабское слово «Бог» звучит как Илах, а Аллах — это уникальный термин, используемый для определения Господа вселенной. Предполагается, что слово ал-Илах (Бог) встречается в некоторых раннеарабских текстах, однако нет достаточных доказательств того, что этот термин был трансформирован в имя собственное. Достоверно известно лишь то, что оно появляется в других арабских письменных работах, таких, как семь знаменитых поэм Муаллакат, объединенных в одну незадолго до рождения Мухаммада. Имя «Аллах» имеет непосредственную параллель с сирийским именем «Алаха», из которого наиболее вероятно и произошла (в транскрипции сирийского языка) арабская форма этого имени, изначально принадлежащего христианскому Богу. Концепция единобожия начала проникать в арабскую веру незадолго до того, как Мухаммад стал настаивать на нем. Имя было арабизировано.
В Коране для обозначения понятия «весы» существуют два слова — мизан и кистас. Оба они употребляются достаточно редко. Слово кистас используется для определения верной, точной, справедливой и беспристрастной меры, которой должен руководствоваться купец, взвешивая товар (сура 17:35). Мусульманские толкователи очень рано осознали, что это слово заимствованное и что оно не имеет арабских корней. Ученые ас-Суйути, ас-Саалиби и ас-Сиджистани полагали, что оно заимствовано из греческого языка, хотя достаточно непросто определить его непосредственное происхождение. Возможно, оно образовано от арамейского или сирийского слова, но нет никаких сомнений в том, что оно иностранного происхождения.
Слово мизан в Коране обозначает истинную меру весов. Это весы, на которые будут положены деяния людей с целью определить их окончательную судьбу в День Страшного суда. Они посланы с небес точно так же, как Коран был послан Мухаммаду:
И это — Бог, кто Книгу в истине тебе послал, и с ней — весы (для измерения добра и зла), что может вразумить тебя, что Час (Суда), возможно, близок!
(Сура 42:17)
Те, чьи весы «окажутся тяжелы», преуспели и будут отправлены в рай, но те, чьи весы «будут легки», лишатся своих душ в самых глубинах ада (сура 7:8–9). В данном случае слово мизан подлинно арабское, но концепция огромных весов Судного дня, несомненно, заимствована из иностранных источников. Старинная персидская книга, написанная на языке пехлеви, предшествовавшая Корану и известная как Рашну, учит, что Ангел правосудия и один из трех Судей мертвых держат весы, на которых взвешиваются дела людей после их смерти. Никому не будет оказано предпочтение или даровано прощение при решении их окончательной судьбы.
Ссылка на полный текст: https://studopedia.org/6-73622.html
Теперь вопрос к Вам, Айбек: наличие в Коране слов и сюжетов неарабского происхождения является - ли доказательством искаженности Корана? Если, по – Вашему мнению – нет, то зачем в аналогичном обвинять Евангелия?
2. Далее, Вы пишете: «На семитских языках святой дух АР РУАХ звучит так же, как и на арабском. В св. Коране слово Рух встречается 19 раз», и пытаетесь на этом основании приписать книгам Нового Завета свою интерпретацию данного термина, говоря, что в них подразумевается архангел Джабраил, принесший Мухаммеду Коран.
Однако, терминологическое сходство никак не может служить основанием одного и того - же смысла. Библейское учение о Духе раскрывает в Нем атрибуты Всевышнего:
Дух вместе с Отцом посылает Христа на земное служение:
«Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса … Приступите ко Мне, слушайте это: Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его» (Исаия 48:13-16).
Дух является Творцом:
«Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2).
Дух Святой - Личность Всеведущая: «Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? …Ты солгал не человекам, а Богу» (Деяния 5:3-4).
Дух Святой ставится Иисусом в один ряд с Богом Отцом: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». (Матфея 28:19-20).
Дух Святой может обитать внутри множества христиан:
«Не знаете ли, что тела́ ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога?» (1-е Коринфянам 6:19-20)
«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1-е Коринфянам 3:16)
«И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». (Деяния 2:3-4)
Теперь снова вопрос к Вам, Айбек: может ли архангел Джабраил, тварный дух, обладать Божественным атрибутом Всеведения, быть творцом мира; обладая Вездеприсутствием, одновременно жить внутри многих людей (христиан) по всему миру? Все перечисленные выше свойства Духа могут принадлежать лишь Богу.
3. «Мы принимаем все писания, как Тору Библию и т.д. но мы считаем они искажены людьми. Яркий пример этого вы приводите в качестве доводов – перевод, а не оригинал текста, и его у вас нет...»
Во - первых, говоря об искажении текстов Торы и Евангелия, мусульмане входят в противоречие со своим – же Кораном, где сказано:
Сура 6:34
До тебя посланников также считали лжецами, но они терпели то, что их называли лжецами и обижали, пока не являлась к ним Наша помощь. Никто не исказит слов Аллаха, и до тебя уже дошли некоторые вести о посланниках.
Сура 6:115. Слово твоего Господа исполнилось правдиво и справедливо! Никто не изменит Его Слов. Он – Слышащий, Знающий.
Если Всесильный Аллах позволил немощным людям исказить Своё слово, данное в Торе и Евангелии, то где гарантии, что Он сумел сохранить от искажений Коран?
Кстати, если даже овца могла съесть свиток Корана и Аллах был не в силах это предотвратить, о какой сохранности этой книги может идти речь?
Сунан ибн Маджах, 1944:
"Сообщается, что Аиша сказала: "аяты о побивании камнями и про десять больших кормлений, были ниспосланы и они были записаны в моём свитке, который лежал под моей кроватью. Когда же Посланник Аллаха умер, и мы были заняты по поводу его смерти, в дом зашёл ягнёнок и съел их""
Во - вторых, Вы пишете, что у христиан нет оригиналов Библии. А разве у мусульман сохранились оригиналы Корана? Те кодексы, что сейчас выдаются за оригинал Корана (Самаркондский кодекс, кодекс Топкапы, Йменский кодекс, и т.д.) не были записаны рукой самого Мухаммада (он был неграмотный), и его ближайших учеников, а были копиями с копий. Абдуллах ибн ‘Амр слышал, как Пророк сказал: «Берите Коран от четырёх людей: ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда, Салима, Му‘аза и Убаййа ибн Ка‘ба». Ни один из сохранившихся кодексов Корана не принадлежит руке этих авторов: они были сожжены Усманом. А Зейд, с кодекса которого написан современный текст Корана, не был назван Мухаммедом в числе знатоков Корана. Самые ранние, дошедшие до нас рукописи были написаны лишь через 150 лет после смерти Мухаммеда, и их не больше десяти.
В противовес этому, древнейшая копия Евангелия от Иоанна – папирус Райленда, относящийся к 120-130 гг. по Р.Х., сохранивший фрагмент 18-й главы Евангелия от Иоанна, передающий беседу Христа с Пилатом во время суда, найденный в Нижнем Египте, по времени написания отстоит от оригинала, написанного Иоанном в 95 г., всего на 25 – 30 лет. Данный фрагмент по содержанию текста ничем не отличается от современного. Всего - же сохранилось около 7 тысяч древних рукописей Нового Завета, в том числе и три полных кодекса Библии: Синайский (4 в н.э.), Ватиканский (середина 4 в. н.э.), Александрийский (5 в. н.э.).
Кроме того, самые древние рукописи Ветхого Завета – Кумранские манускрипты, найденные в 50 – е годы 20 века близ Мертвого моря, датируются 3 веком до Рождества Христова. Они содержат все книги Ветхого Завета кроме книги Есфири, и содержат неизменными пророчества об Иисусе Христе (например, в полностью сохранившемся тексте книги пророка Исаии). Значит, эти пророчества не могли быть написаны задним числом.
Очередной вопрос Вам, Айбек: готовы ли Вы, на основании того факта, что и оригинала Корана не сохранилось, признать Коран искаженным?
4. И последнее, о чем Вы пишете: «Поэтому, что - нормально, мы принимаем, что нет - отвергаем.
Я (Иса) крещу вас в воде в покаяние, НО ИДУЩИЙ ЗА МНОЮ СИЛЬНЕЕ МЕНЯ; Я НЕ ДОСТОИН ПОНЕСТИ ОБУВЬ ЕГО; ОН БУДЕТ КРЕСТИТЬ ВАС "ДУХОМ СВЯТЫМ" И ОГНЕМ
Лопата (лопата тут праведный суд) Его в руке Его, и Он очистит гумно (гумно -место вымолачивания семян) Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым"
Евангелие от Матфея 3, стих 10- 11-12 стих»
Здесь Вы искажаете текст из Матфея: Не Иисус говорит процитированные слова, а Иоанн Креститель: «Я (Иоанн) крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною (Иисус) сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф.3:10). Таким образом, крестить Духом Святым будет Иисус. Если понимать, что Дух (Руах) – это архангел Джабраил, то получается несуразица: Иисус будет крестить людей…архангелом?
Многие исламские апологеты учат, что Утешитель – Дух Истины (Ахмад) – это сам Мухаммед. Так кто же Он: пророк Ислама, или ангел Джабраил?
15 мая 2023 г. 08:05
Дмитрий
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
В Православной традиции вершиной брака является Венчание – сакраментальное действие, через которое Бог соединяет мужчину и женщину во образ единства Христа с Его Церковью. Поэтому, если через призму Православия рассматривать брак мусульман, совершаемый при помощи обряда «никах», то его можно сравнить с первой ступенью брака – браком ветхозаветной эпохи, когда Боговоплощение ещё не произошло, Таинств не было, и мужчина и женщина, вступая в брак лишь давали друг другу клятвы любви и верности, или заключали брачный контракт, и жили вместе: основывали семью, рожали и воспитывали детей. Таким образом, с точки зрения Православия, мусульманский брак – это не блудное сожительство, но образ брака ветхозаветного, не имеющего полноты, получаемой во Христе.
25 апреля 2023 г. 22:20
Сафина
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Здравствуйте, Сафина. Рад за Вас, что Вы слышите в сердце призыв Христа ко спасению, и готовы на него отозваться. Но для осуществления задуманного придётся потрудиться.
Начните со следующего. Неоднократно обратитесь в молитве к Господу Иисусу Христу и попросите Его открыться Вам, дать познание Истины, помочь стать христианкой, и достичь цели христианской жизни – спасения от греха, проклятия (разделённости с Богом), и смерти.
Далее. Вам понадобится интеллектуальная подготовка, которая заключается в знакомстве с основами веры и духовной жизни в Православии. Для начала приобретите Новый Завет, или откройте его в интернете и ежедневно читайте по несколько глав, начиная с Евангелия от Матфея https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-matfeja/ Далее, выйдите в сайт священника Павла Гумерова, и прочтите его книгу: «Крещение и воцерковление» http://pavel-gumerov.ru/download/Gumerov_Kreshhenie_i_vocerkovlenie.pdf Очень пригодится Вам знакомство с православном учением об Основателе Христианства - Господе Иисусе Христе. Об этом есть хорошая книга: «Кто же Сей? Книга об Иисусе Христе» https://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-iisuse-xriste Поскольку, природно Вы принадлежите к Исламу, Вам будет интересно и полезно познакомиться с тем, как Православная Церковь оценивает эту религиозную традицию, почему мы не можем признать Мухаммеда пророком? На эту тему есть хорошая книга священника Георгия Максимова: «Православие и Ислам» https://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksimov/pravoslavie-i-islam/ Очень советую зайти на сайт православного богослова – Алексея Ильича Осипова https://alexey-osipov.ru В его книгах, лекциях и беседах Вы сможете найти ответы на многие вопросы веры и христианской жизни. Обратите внимание на следующие лекции: «В чем смысл Жизни?», «Есть ли Бог?», «Почему именно Православие – истина?».
Кроме подготовки интеллектуальной Вам понадобится и подготовка духовная, которая заключается в следующем. Христос основал на земле Церковь – общину учеников, преемницей которой является современное Православие. Человеку, вошедшему в поместную православную общину через Крещение, открывается возможность усвоить плоды Искупительной Жертвы Иисуса Христа через правильную молитву, участие в Таинствах Церкви: Причащении, Покаянии, и других. Поэтому, важнейшим элементом христианской жизни является посещение храма и участие в богослужении, где Таинства и совершаются. Ещё не став христианкой и не приняв Крещения, Вы уже можете участвовать в жизни Церкви: бывать в воскресные дни на богослужении, молиться, осенять себя крестным знамением потому, что веруете в Искупительную Жертву Иисуса Христа, прикладываться к иконам, мощам святых, раскаиваться перед Богом в грехах и вести посильную борьбу с ними, исполнять заповеди Христовы. Пока что Вы не можете только одно: участвовать в Причащении и других Таинствах. Поэтому, начните вырабатывать в себе навык посвящать по заповеди Богу седьмой день недели – воскресенье. Это пригодится Вам в дальнейшем. Заодно, Вы сможете проверить свою решимость стать христианкой, посмотреть: как веруют и молятся христиане, и подойдет – ли такой образ жизни Вам?
Познакомьтесь со священником храма, в который Вы будете приходить. Думаю, он не откажет общаться с Вами, подсказывать: что и как? Если будет возможность, найдите себе друзей среди прихожан. Это поможет укрепиться в вере. Не отказывайтесь от участия в жизни прихода: субботники, Евангельский час, молодежный клуб (если есть). Всё это Вам очень поможет найти живые отношения с Богом, войти в жизнь общины.
И когда Вы достаточно утвердитесь в намерении стать христианкой, принимайте Крещение. Бог в помощь.
P.S. Что касается Вашего вопроса: «будет ли грех, если я поменяю религию?» Если изначальной Вашей верой было заблуждение, уводящее человека от Бога, то зачем этой веры придерживаться? Наоборот, принятие Христианства - угодно Богу, поскольку откроет Вам полноту Истины, и даст возможность достигнуть объективного предназначения – причастности Богу и вечного радостного бытия в общении с Ним.
«Смогу ли я в загробной жизни встретиться со своими родственниками - мусульманами?»
Вы сможете встретиться уже в своей земной жизни со своим Творцом и Спасителем – Господом Иисусом Христом, а это, согласитесь, самое дорогое и важное событие для человека.
05 апреля 2023 г. 16:30
Людмила
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
- Можно, но теперь за такого человека не возможна церковная молитва: за него нельзя подавать записку к проскомидии и заздравный сорокоуст, поскольку он перестал быть членом Православной Церкви. В случае кончины без присоединения к Церкви за такого человека не совершается отпевание, заупокойный сорокоуст, и панихиды. Но частная молитва в храме, или дома за него возможна.
P.S. "Еретики Царства Божия не наследуют", - апостол Павел, (Галатам 5:19-20).
20 марта 2023 г. 00:49
Алла
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Совместная молитва, согласно православной традиции, предназначена для соединения людей не только с Богом, но и друг с другом. Однако, молитва православного с протестантом – это попытка соединить не соединимое: между нами нет единства вероучения, нет общения в Таинствах, не возможно и общение в молитве, поскольку это попытка соединить неповрежденное Христианство с ересью. Да и сам опыт молитвы у православных и протестантов различен: различается, прежде всего критерии правильной молитвы, неизвестные протестантизму. Поэтому, Православная Церковь столь категорично относится к совместной молитве православных с инославными и иноверцами: 45 апостольское правило гласит, что если пресвитер, епископ или диакон молится лишь с еретиками, да будет отлучён. Если же разрешит им поступать как церковным служителям, то да будет извержен. В первом правиле святой Василий Великий говорит, что в старину еретиками называли людей, совершенно отторгшихся от Православной Церкви.
Поэтому, Алла, совместной молитвы с мужем – протестантом, Вам нужно избегать: корректно, с христианской любовью объясните ему причины невозможности такой молитвы, но сами почаще просите Господа вразумить Вашего супруга, открыть ему истину Православия, и помочь присоединиться к Церкви. Бог в помощь.
27 февраля 2023 г. 07:50
Амир
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Действительно, Дух Святой, или Дух истины (Ин.16:28), о котором пророчествовал Иисус, будучи третьей Личностью Троицы, со - вечен Богу Отцу и Богу Сыну. Он, вместе с Отцом и Сыном участвовал в сотворении мира и человека: "Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все воинство их" (Пс.32:6). Он, в период Ветхого Завета, сходил на отдельных праведников: Иосифа (И сказал фараон слугам своим: найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий? Быт 41:38), Веселеила (И сказал Господь Моисею, говоря: смотри, Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина; и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди Исх. 31:3), Давида (И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после 1 Царств 16:13).
Но большинство людей не имели в себе тогда Духа Святого. И пророк Иоиль предсказал, что настанет время, когда явится Мессия (Христос), и каждый верующий в Него человек получит Духа Божия: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоиль 2:28). Господь Иисус Христос в Евангелии подтвердил это пророчество, сказав ученикам: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин.14:16-17).
Пророчество Иоиля, подтверждённое Иисусом, исполнилось на пятидесятый день после Его Воскресения: «При наступлении дня Пятидесятницы все они (апостолы) были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян.2:1-4). «Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» (Деян.2:14-17).
Что касается слова «Утешитель» из Иоанна 14:16, которое мусульмане пытаются отождествить со словом из Корана: «Ахмад» (сура "Ряды" 61:6), под которым подразумевают «Мухаммад», это битый аргумент, несостоятельность которого уже давно доказана.
"Утешитель" - по-гречески звучит как “paracletos”. "Ahmad", или "Muhammad" - хвалимый, является почти переводом греческого слова “periclytos”. В существующем Евангелии Иоанна, 14:16, 15:26, и 16:7, слово " Утешитель", по-гречески " Paracletos ". Мусульмане утверждают, что “Paracletos” – это искаженное “Periclytos”, что является пророчеством Иисуса о пророке Ахмаде, названном по имени.
Но:
Во-первых, в греческом, в отличие от арабского языка, гласные буквы вписаны в текст. Таким образом, чтобы изменить написание от pErIclYtos до pArAclEtos, требовалось бы изменить написание аж трех букв.
Во-вторых, нет абсолютно никакого письменного свидетельства для такого прочтения. Ни одна копия Евангелия от Иоанна, от самой древней греческой копии около 200 года нашей эры до нашего времени не содержит написания “periclytos” вместо “paracletos”.
Приведенная фотография с папируса p75 от 200 года нашей эры показывает Евангелие от Иоанна 14:9-26. Последнее слово на странице ясно показывает "PARACLETOS" стиха 26. Стих 16 был частично разрушен, но в середине линии, отмеченной двумя стрелками, можно видеть "PARACL - N" для “paracleton”. В первом случае слово видно целиком, а во втором случае две из трех отличительных букв могут быть ясно прочитаны.
Фотография Евангелия от Иоанна 14:9-26 с папируса p75 от 200 года нашей эры, показывающая слово "PARACLETOS" в стихе 16 и в стихе 26, где это - последнее слово на странице.
В-третьих, хотя слово “periclytos”, что означает хвалимый, и использовалось Гомером в написании "Илиады и Одиссеи" на классическом греческом языке 10-ого столетия до н.э., НЕТ НИ ОДНОГО СЛУЧАЯ, где бы это слово, или любое из его производных, использовались бы в греческом оригинале Нового Завета или в переводе Ветхого Завета.
Таким образом, нет ни одного текстового или лингвистического обоснования "periclytos" в тексте Библии, а следовательно и пророчества о Мухаммаде в ней.
Оригинал статьи находится:
http://www.answering-islam.org/Campbell/s6c1.html
23 февраля 2023 г. 18:29
Кирилл
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
- Да, теоретически это вполне возможно. В Писании Господь говорит: «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: "пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им", - то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо [чрез] [сие] искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей» (Втор.13:1-3).
Однако, здесь стоит оговориться, что в Саудовской Аравии озеленение пустыни происходит отнюдь не при помощи сверхъестественного вмешательства Бога, а в результате использования новых технологий по засеванию облаков: в облака, при помощи самолётов впрыскивают частицы йодида серебра, вокруг которых скапливаются капли воды. Соединяясь между собой, эти капли тяжелеют, и выпадают на землю в виде ливней. Однако, эти вмешательства человека в природу отнюдь не безопасны: никогда нельзя с большой точностью предугадать интенсивность искусственно вызванных осадков. Но практика показывает, что, как правило, это штормовые ливни, сопровождающиеся сильным ветром и градом. Они идут по несколько дней подряд и становятся причиной наводнений. В результате затапливает целые районы городов. Такое событие радостным уже не назовёшь. Похожая технология используется в ОАЭ. На эту тему в ютубе есть достаточно материалов. https://yandex.ru/video/preview/634278010311885247 https://dzen.ru/a/YPXy1kOsvTLjCps1 Так что ничего сверхъестественного в этих события нет, и потому они никак не могут претендовать на исполнения «пророчеств» и Богооткровенный характер Корана.
А для оценки Богодухновенности того, или иного священного текста, в православной традиции разработаны критерии совсем другого уровня. 16.12.2005 в гостинице Россия впервые за последние несколько десятилетий состоялся диспут между свящ. Даниилом Сысоевым и имамом Али Полосиным на тему "Библия или Коран является откровением Бога". Предлагаю Вашему вниманию отрывок выступления о. Даниила:
«Вопрос, заявленный в заглавии, является одним из ключевых в исламо - христианском диалоге. Мы верим, что священное Писание Ветхого и Нового Завета (Библия) является откровением Бога, данным через пророков и апостолов для всех людей на все времена. Истинным Автором этой книги является Дух Божий, создавший мир. Главной особенностью Библии в отличие от Корана является то, что она не самодостаточна. Это не некая книга, образец которой зачем-то храниться у Бога. Бог вообще не нуждается в сосуществующих Ему текстах. – Ведь Он всезнающий и ничего не забывающий. Библия – это документ Завета (союза) между Творцом и творением. Поэтому Библия включает в себя не только слова Бога, но и реакцию на них человека. Как это и естественно при отношениях договора. В принципе мы можем себе представить, как это и было до Моисея, существование Завета между Богом и людьми и без письменной фиксации. Да и сейчас отношения Бога и человека не ограничиваются чтением Библии, хотя она и является одной из важнейших частей Откровения. Полнота же откровения живет в Церкви, ибо Бог Сам действует в Ней Своим Духом. Это действие называется священным Преданием. Именно благодаря Богу мы можем адекватно понимать Его слова. Посему всякая попытка дойти до глубинного смысла Писания, без Божественного вразумления не возможна. (Ведь и в исламе Коран можно постигнуть лишь помощью Аллаха). Однако же вполне возможна и даже приветствуется проверка: от Бога ли пришло это откровение или нет. Библия говорит: «испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире».
Коран же является монологом некоего духа, брезгующего общаться с людьми. Ведь даже передача этого текста поручена ангелу. Кстати, непонятно почему? Если человек не может выдержать откровения, потому что он не более чем раб Аллаха, то, как может выдержать это откровение ангел – такой же раб? Да и где гарантии, что он его не испортит при передаче?
«Какой религиозный текст может считаться откровением Самого Бога и как отличить его от человеческого творчества?"
Для начала нужно сказать, кого мы почитаем за Бога. Ведь само это понятие отличается в разных религиях. Одни верят в Шиву, другие – в Зевса, третьи – в Будду. Мы верим, что Бог – Творец, Сущий вне времени и пространства, всеведущий. Он благ и любящий. Он «не искушается злом, и Сам не искушает никого. Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью» (Иак. 1, 13-14). «Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен» (Втор. 32, 4), ибо Он свят (Пс. 98, 9). «Бог человеколюбивый и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий правду и милость» (Исх. 34, 6-7). Господь говорит: «не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и был жив» (Иез. 33, 11), потому что Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4). У Него «нет изменения и тени перемены» (Иак. 1, 17), ибо «Бог не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться Он ли скажет, и не сделать? Будет говорить, и не исполнит?» (Числ. 23, 19) Он «знает все» (1 Ин. 3, 20). Именно о Его откровении мы будем говорить. Итак, перед нами два текста. Оба претендуют на то, что они открыты Богом Творцом. Правда второй из них отвергает многие Его атрибуты (неизменность решений, любовь к творению, непричастность злу). Но какие мы будем предъявлять к ним требования: Очевидно, что текст должен возвещать высокое учение, свидетельствующее о том, что оно не могло быть изобретено разумом человеческим. Это признак «нетривиальности» используемый еще Нильсом Бором (отцом кантовой механики). Если некий текст полностью выводим из знаний бывших до него, то он заведомо не откровение Бога. Хотя при этом может быть и вполне истинным (например, «Христианский Катехизис» полностью истинен, но не является откровением Бога). Библия содержит множество доктрин, не выводимых из предыдущего религиозного опыта человечества. – Это и творение мира из ничего, и Триединство, и воплощение Бога Творца, и искупление грехов. Все эти говорит о нечеловеческом источнике Библии. Напротив Коран не имеет ни одного принципиального положения, которого не было бы уже высказано в религиозной жизни человечества. На вопрос, что нового открыл нам ислам, Али Полосин ответил перечислением ряда обрядовых особенностей, не открывающим ничего нового ни о человеке, ни о Боге (необязательность обрезания, изменение киблы и т.п.). Так что Коран не отвечает этому признаку.
Второе требование к откровению – это чистоту учения, показывающее, что оно происходило от чистейшего ума Божия. Ясно, что сам по себе этот признак не достаточен. Учебник этики не может быть откровением, ибо цель религии – в восстановлении общения с Творцом. Но раз Творец благ, (а иначе он не вложил бы в наши сердца голоса совести, отвергающей зло, и одобряющей добро), то и откровение Его должно быть вершиной нравственности. Да, может быть постепенное повышение нравственной планки (из-за духовного роста человеческой стороны Завета). Но не может Бог давать заповеди ниже тех, которые Он же дал прежде. Думаю, совести большинства людей очевидна высота нагорной проповеди Христа. Также, как наше сердце возмущается законом об обязательном промежуточном браке для жены, которая хочет вернуться к своему мужу (Коран). Не может быть откровением Творца тот документ, который содержит в себе лицеприятие (например, разрешение для Посланника жениться на жене своего приемного сына (Коран), или иметь неограниченное количество жен (Коран). Итак, тот Ум, Который дал Библию – является источником правды. Он ненавидит ложь, чужд лицеприятия, совершенно справедлив. И Его заповеди приводят к совершенству все человечество.
Третье свойство истинного откровения, если угодно его визитная карточка – это пророчества, точно сбывающееся спустя много веков после их произнесения. Бог говорит: «кто как Я? Пусть он расскажет, возвестит и в порядке представит Мне все с того времени, как Я устроил народ древний, или пусть возвестят наступающее и будущее» (Ис. 44, 7). Не случайно в Библии содержаться тысячи сбывшихся пророчеств, чье исполнение нельзя было предсказать человеческими силами. Например, в книге пророка Захарии сказано: «И скажу им (говорит Бог): если угодно вам, дайте Мне плату Мою; если же нет – не давайте. И они отвесят Мне в плату Мне тридцать серебряников. И сказал Мне Господь: брось их в церковное хранилище, - высокая цена, в которую они оценили Меня! И взял Я, и бросил их в дом Господень для горшечника» (11, 12-13). И как мы знаем, Иисус Христос был оценен именно в тридцать серебряников, которые предатель бросил в храм Божий. А первосвященники купили на них землю у горшечника для кладбища странников. Можно привести еще много примеров и из Нового, и из Ветхого Завета.
Напротив, в Коране нет никаких пророчеств. Сам Мухаммед сознавался, что он был в числе сомневающихся (10, 94-95) и признавался, что его рассказы о рае - лишь притча (2, 26), а он не знает, "что будет сделано со мною и с вами" (46, 8)). Единственно предсказание – это обещание победы римлян над персами (Коран 30, 1-2). Но по меткому слову императора Мануила, оно сравнимо с предсказанием, что после шторма будет штиль. Ко времени Мухаммеда история войны между римлянами и персами насчитывала уже несколько веков, причем перевес склонялся попеременно на ту или другую сторону. В том случае, когда шла речь о реальном предсказании, то Мухаммеду приходилось ошибаться. Так он предсказал победу при битве в Ухуде, но был разбит, и ему даже выбили зуб. По библейскому закону он должен был оцениваться как лжепророк.
Ибо Бог через Тору говорит: «пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти.
21 И если скажешь в сердце твоем: "как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?"
22 Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, - не бойся его» (Втор. 18, 20-22).
Следующим свидетельством богодухновенности данного текста являются Божественные чудеса, совершенные земным автором этого текста. Ясно, что тот, кто общается с Богом, должен как - то показать это. Как тепло в конфорке показывает наличие электричества, так и истинные чудеса, указывают на общение с невидимой силой. Но чудеса должны быть ни иные, как свойственные Творцу. Ведь и демоны, и с их помощью колдуны могут наводить некое зло на людей. Творец благ и чудеса Его – благи. Он всемогущ, и Его чудеса показывают сверхъестественную силу. Так Божье чудо – воскресить мертвого, исцелить прокаженного, дать зрение слепорожденному. Эти чудеса творил и Господь наш, и пророки, и апостолы (как признают это и евреи, и даже мусульмане). Но какие чудеса сделал Мухаммед? Кроме фокуса с луной, которого не видел никто, кроме его адептов, он не смог сделать ничего!
А Христос обещал ученикам: «10 Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. 11 Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам. 12 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин. 14, 10-12).
И эти слова и доныне становятся реальностью.
«Если бы действительно Мухаммед совершал различные чудеса, то они были бы описаны в Коране; усиливаетесь же вы Кораном подтвердить чудеса его: А в Коране, по словам Мухаммеда “ничего не опущено” и Коран “есть объяснение всему” (Кор. 12, III, 16, 91). Описаны в Коране требования знамений от Мухаммеда; почему-же не описаны знамения, который будто - бы совершал он? Мухаммед указывал на Коран, как на знамение: “подлинно, он (Коран) - знамение, ясное сердцам тех, которым дано знание; отрицают знамения наши только злочестивые. Они говорят: О, если бы ниспосланы были ему какие-либо знамения Господом его! Скажи: знамения в распоряжении одного только Бога, а я только прямой учитель. Не довольно ли для них того, что Мы ниспослали тебе это писание, которое читается им?” (Кор. 29, 48-50). И тем, которые не довольствовались его писанием, а требовали чудес таких, какие совершали древние пророки” (Кор. 6, 124), Мухаммед отвечал: “хвала Господу моему! не человек ли только я, избранный в посланники:” (Кор. 17, 95). А чтобы неверные не ожидали от Мухаммеда ничего подобного тому, что совершали прежние посланники, ему было объявлено такое откровение: “Не ждут ли они (неверные) чего-либо подобного тому, что было во дни тех, которые были прежде них и которых уже нет? Скажи: ждите, и я в месте с вами буду в числе ждущих” (Кор. 10, 102). Из этого видно, что Мухаммед не только не творил чудес, подобно древним пророкам, но и сам вместе с неверными ожидал чуда. “А тебя Мы послали только благовестником, и устрашителем” (Кор. 17, 106).
Наконец последний критерий того, что этот текст – слово Бога, это его могущественное воздействие этого учения на сердца человеческие, свойственное только Божьей силе. Ведь слова Бога охраняются им и не могут исчезнуть. И они – живые слова, озаряющие смысл людей. То, что Библия оживляет людей очевидно, учитывая то, как христиане, движимые силой Бога обратили к Богу множество народов, несмотря на лютейшие гонения направленные против них. Напротив, Мухаммед не смог словом своим обратить даже жителей Мекки и ему потребовался меч». https://orthodox-islam.okis.ru/odaniil3.html
20 января 2023 г. 13:39
Bilal
Отвечает: Священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Здравствуйте, Билал. Отвечая на Ваш вопрос замечу, что в нем отражена проблема двойных стандартов мусульманского богословия. С одной стороны, для объяснения исламского учения об Аллахе, мусульмане используют самые возвышенные о нем представления говоря, что Аллах ни с чем тварным не сравним, он отличен от всего, что есть в материальном мире, он непостижим рационально (например, нельзя объяснить, как Аллах, будучи вездесущим, садится на престол, или встаёт с него). С другой стороны, полемизируя с христианским учением об Иисусе, как Воплощенном Сыне Бога, мусульмане пытаются применить к Аллаху аналогии земной семьи и чувственного рождения ребенка от брака: Бог + жена (Мария) = рожденный сын Иисус. На каком основании мусульманские богословы в одних случаях говорят, что Аллаху ничто не подобно в материальном мире, а в других случаях проецируют на Бога земные отношения между мужем и женой, и земное рождение детей? Это уже проблема не христианского, а Исламского богословия.
Христиане – же, на Ваш вопрос: «если у Бога есть сын, то не получится ли, что существует два Бога?», отвечают: если от солнца рождается свет, то не разделяется ли оно на два солнца? Или: если человеческий ум рождает слово, то не появляются ли в результате из одного человека два? Понятно, что солнце и рождаемый от него свет, а так – же человеческий ум, порождающий слово, существуют, как единое целое. Вот Вам слабый аналог христианского учения о Боге, Рождающем Сына.
Далее, из ложной предпосылки, Вы делаете соответствующий ей вывод: «Если у Боге есть сын, то это значит, что христианство не является монотеистической религией».
По настоящему, здесь есть проблема для Ислама. Это - мусульманское учение о не сотворённости Корана. Согласно данному учению, рядом с Аллахом существует некая книга, которая не сотворена им и со вечна ему, что неизбежно приводит к выводу, что Коран – второй бог. Правы были мутазилиты, справедливо указывавшие на это противоречие, в корне разрушающее мусульманский таухид.
Отсюда вывод: именно Ислам, а не Христианство, содержит учение о двух богах: Аллахе и не сотворённом им Коране. И именно Ислам, вследствие этого учения, теряет таухид – Единобожие.
06 января 2023 г. 10:51
Павел
Отвечает: Священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
И Вам доброго здравия. Покажите, пожалуйста, ссылки на документы, или исторические факты, из которых это явствует.
Церковь же, в свою очередь готова предоставить Вам обратные факты. Первое писменное упоминание термина " Ортодоксия", переведенного как "Православие" встречаем в труде христианского учителя Климента Римского, именуемого "Строматы". Далее, во все последующие столетия аутентичное Христианство именовалось Православным, и никогда правоверным. Этот "аргумент" используют современные неоязычники. Его неосновательность хорошо показал священник Георгий Максимов в книге: "Православие и неоязычество: где правда?"
Приведу выдежку из этой книги:
Полные текст по ссылке: https://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksimov/pravoslavie-i-neojazychestvo-gde-pravda/#0_5
Как я уже упоминал, в произведениях неоязычников тонны лжи, и, чтобы не быть голословным, в конце книги я приведу ссылки на тексты в открытом доступе, из которых любой желающий может найти указания конкретных фактов лжи и ее разоблачения. Наша же книжка маленькая, поэтому ограничимся разбором одного примера, для самих неоязычников весьма существенного. Они утверждают, что христиане будто бы украли у них термин «православие».
Якобы по представлениям древних славян мир делится на три части: Правь (мир богов), Явь (человеческий мир) и Навь (загробный мир), и вот, собственно, славянскую языческую религию и называли изначально «православие», подразумевая под этим «славить Правь». А христианство на Руси будто бы изначально называлось только «правоверие», а потом уже, в XVII веке, патриарх Никон заимствовал слово «православие» для обозначения веры христианской Церкви.
Приведу цитату из популярного у неоязычников фильма «Игры богов»: «Когда существовала христианская церковь ортодоксальная греческого обряда и существовало славянское православие, то есть, когда правь славят, то есть старая дохристианская вера. И этот период двоеверия он просуществовал до 1666 года, то есть до времен Никона. Когда Никон захотел приписать христианам все победы православия. Он приказал написать новые богослужебные книги, в которых заменить слова „правоверная“ вера христианская на „православная“, однако же последователи старого обряда отказались переписывать свои богослужебные книги, и их тоже начали физически уничтожать».
А в радиодиспуте Александра «Коловрата» утверждается, что заимствование произошло еще позже – буквально при жизни наших дедушек и бабушек: «Они присвоили в 45-м году, в 1945-м название „православие“. Ортодоксия переводится как „правоверие“… До революции христианская церковь в государстве называлась как? Российская ортодоксальная церковь греческого обряда» 21.
Неоязычники восприняли это с полнейшим доверием, и то и дело с апломбом спрашивают христиан: «зачем правоверные ортодоксы украли термин „православие“»? Прямо как в «Бриллиантовой руке», где незнакомец сурово спрашивает главного героя: «Ты зачем, дурик, сбрил усы?»
Вообще эта неоязыческая идея – своего рода тест на тотальное невежество. Чтобы принять ее за чистую монету, нужно быть невежественным сразу в семи разных областях.
Невежество в сфере древнего славянского язычества. Этому могут поверить только те, кто не в курсе, что древние славяне вообще не знали никакую «правь», и сами названия этих «трех миров» не находят подтверждения в источниках о реальном славянском язычестве, а основаны лишь на такой фальсификации XX века как «Велесова книга».
Невежество в сфере русского языка. Поскольку по правилам словообразования в русском языке если бы основой было слово «правь», то выходило бы правЕславие, потому что слова с окончанием на мягкий знак соединяются с глаголом через «е» («мышь» – «мышеловка», «сталь» – «сталевар», «пыль» – «пылесос» и т. д.).
Невежество в сфере греческого языка. Поскольку слово δόξα переводится с греческого именно как «слава», а не «вера». Понятно, что целевой аудитории неоязычников влом сходить в ближайшую библиотеку и посмотреть любой древнегреческо-русский словарь. Но уж проверить этот факт хотя бы по онлайн-переводчику google любому по силам и займет всего минуту.
Можно сравнить с переводом других слов – например русское «тщеславие» является переводом с греческого «κενοδοξία», точно так же и «ορθοδοξία» переводится как «православие».
Невежество в сфере древнерусской текстологии. Множество древних славянских текстов используют слово «православие» именно для обозначения христианской веры. Например, в написанном около 1040 года «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона Киевского читаем: « Хвалит же гласом хваления Римская страна Петра и Павла, коими приведена к вере в Иисуса Христа, Сына Божия; <восхваляют> Асия, Ефес и Патмос Иоанна Богослова, Индия – Фому, Египет – Марка. Все страны, грады и народы чтут и славят каждые своего учителя, коим научены православной вере».
Это содержится в рукописи Синодального собрания № 591 (ГИМ), датируемой второй половиной XV века – то есть не только текст, но и рукописи, хранящие его, относятся ко времени более раннему, чем XVII и тем паче XX век.
Невежество в сфере русской истории. О том, что староверы или старообрядцы, у которых случился конфликт с патриархом Никоном, были христианами, и что причинами конфликта было нежелание принимать изменения в христианских обрядах, бытовавших на Руси, общеизвестно. В том числе сохранились до нашего времени тексты вождей «староверов», как например, протопопа Аввакума, которые показывают, что он отнюдь не «славил Правь» и «родных богов», а считал себя христианином. Эта литература раскольников, оппозиционная патриарху Никону и Русской Православной Церкви, жестко критикует их, но она тоже свидетельствует, что это был внутрихристианский спор. Есть, наконец, и современные старообрядцы, сохраняющие свои традиции, но искать у них в домах идолы Перуна – дело напрасное. Надо быть тотально невежественным в истории русского народа, чтобы поверить, что старообрядческий раскол – это будто бы борьба язычников и христиан. Ну а уж про 1945 год и говорить нечего. В сети выложена масса отсканированных дореволюционных книг, в том числе выложенных противниками христианства, и все они показывают, что до революции Церковь в России называлась Православной, а не «Российская ортодоксальная церковь греческого обряда».
Книга «Православное исповедание» митрополита Петра Могилы. Издание 1743 года.
Невежество в сфере восточноевропейской истории. Ведь не только русская, но и Сербская и Болгарская Церкви называются православными и используют термин «православие» с древнейших времен (серб.: «православтье», болг.: «православието»). Московскому патриарху они никогда подчинены не были и находились на территории других государств, а болгары даже раньше стали православными.
Невежество в сфере современных церковных реалий. Дело в том, что бежавшие после революции за рубеж священнослужители создали Заграничную Церковь, которая не подчинялась Москве ни в 1945 году, ни до него. В 2007 году большая часть ее воссоединилась с Церковью во отечестве, а часть отказалась соединяться и осталась в расколе. При этом и те и другие называют себя «Православная Церковь», и их документы еще с 1920-х годов используют то же слово «Православие». Это уже не история, не предания старины глубокой, это наши современники, с которыми можно познакомиться и задать прямой вопрос. Элементарный поиск в интернете за пять секунд выдает и сайт «Русской Православной Церкви Заграницей» и сайт «Русской Православной Старообрядческой Церкви». Но не смотря на это, неоязычники утверждают, что «не принявшие новую церковь эмигранты церковники остались старообрядцами и до сей поры продолжают за рубежом служить в правоверной церкви, которая называется Российская Греко-Кафолическая Ортодоксальная церковь греческого обряда» 22.
Я не знаю, кем надо быть, чтобы купиться на семикратную ложь, которая элементарно проверяется и опровергается просто сходу. Но я точно знаю, что лишь тот осмелится так нагло врать, кто считает своих слушателей полными лохами и абсолютными невеждами.
28 декабря 2022 г. 19:35
Ирина
Отвечает: Протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
Для начала нужно уточнить у хирурга один нюанс: является – ли обрезание, совершаемое им религиозным действием, или это чисто медицинская процедура? Если оно совершается по медицинским показаниям, то для медсестры - христианки нет ни какого греха принимать в нем участие. Если – же обрезание происходит именно для инициации в Ислам, то от участия в этом действии нужно уклониться. Попробуйте, помолившись Богу, корректно объяснить врачу ситуацию. Возможно, он с пониманием отнесется к Вашей позиции, и не станет принуждать к действию, противному Вашей христианской совести. Что делать, если этого не произойдёт?
Христианство – это религия Жертвы. Его центр – Сын Божий, ради спасения людей ставший Человеком. Он «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:8). Но и христианин ради Христа должен учиться приносить в своей жизни малые жертвы: жертвовать своим временем, своими силами, своим комфортом, и т.д. Вы пишете, что для отказа от участия в обрезании нужно либо увольняться, либо вступить в конфликт с врачом. Если ситуация будет развиваться столь радикально, и ни каких других вариантов её урегулировать не останется, это и будет моментом, когда Господь поставит Вас перед выбором: принести такую жертву ради Него. И Вам нужно будет определяться: либо, потерпеть неудобства и поискать себе другое место работы дальше от дома, но при этом не поступаться своей христианской совестью. Либо, оставить всё, как есть, но терпеть её укоры. Прежде, чем сделать свой выбор, призовите Бога на помощь. Возможно, видя Вашу христианскую твердость быть верной Ему, Он устроит всё, и эта конфликтная ситуация благополучно разрешится.