23 сентября 2024 г. 23:41
Нурислам
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Здравствуй Нурислам.
Пока ты не достиг совершеннолетия, тебе придётся подчиняться воле родителей, но это не помешает тебе стать христианином. Конечно, вести речь о Таинстве Крещения и о полноценной жизни в приходе до 18 лет нельзя, так как твои родители категорически против. Однако, ты уже сейчас можешь жить христианской жизнью: ежедневно призывать в молитве Господа Иисуса Христа и Его святых (можно сначала молиться своими словами, а затем через интернет онлайн читать православный молитвослов https://azbyka.ru/molitvoslov/ ); ежедневно читать Евангелие (опять – же, выходить в интернет, и на сайте: «Азбука веры» читать онлайн Писание с толкованиями блаженного Феофилакта Болгарского
https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-matfeja/ ). Вообще, сайт «Азбука веры» тебе очень пригодится. Далее. Ты можешь проанализировать свою прожитую жизнь на основании Евангелия на предмет соответствия Божественному замыслу о человеке, и в молитве принести Иисусу Христу покаяние в тех грехах, которые на сегодняшний день стали тебе очевидны. И продолжать дисциплину покаяния в случаях новых грехопадений. Тебе доступно упражняться в борьбе со своими греховными привычками, и совершать Евангельские поступки: учиться любить Бога и окружающих людей. Кроме того, обязательно познакомься с основами веры, нравственности и духовной жизни Православной Церкви. На сайте «Азбука веры» огромный выбор нужных тебе материалов. Ежедневно занимайся чтением с этого сайта и обогащай себя духовными знаниями.
Как видишь, уже сейчас ты можешь стать не крещёным христианином, и вести христианский образ жизни тебе никто не сможет помешать. Остальное – дело времени: достигнешь совершеннолетия, станешь самостоятельным, и сможешь принять Таинство Крещения, стать частью поместной Церкви Христовой, посещать храм, участвовать в богослужениях, праздниках, а самое главное: Причащаться Тела и Крови Христовых, соединяясь со Спасителем в жизнь вечную. Бог тебе в помощь.
01 сентября 2024 г. 05:43
Ася
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Здравствуйте, Ася.
Не крещеному человеку, особенно если у него есть поиск Истины, посещать храм не только можно, но и необходимо. Где, как не в храме человек может получить духовный опыт Встречи с Богом? Где, как не в храме он услышит чистое и не поврежденное учение Христа, сохраняемое Церковью? Где, как не в храме, он духовно – телесно может соединиться со Спасителем в великом Таинстве Евхаристии? Где, как не в храме он становится частью общины последователей Христа, именуемой Церковью?
Что можно и что нельзя не крещеному человеку? Вам доступно, как в храме, так и за его пределами практически всё, что и крещеным людям. Вы можете: молиться в храме за литургией до возгласа: «Оглашенные – изыдите!». На вечерней службе Вы можете присутствовать от начала и до конца. В Воскресенском соборе и во Владимирском соборе в Асанбае Богослужения совершаются ежедневно: Вечерня – с 16:00, литургия – с 8:00. В приходских храмах Богослужения бывают в субботы (Вечерня с 16:00), и воскресенья (литургия, чаще всего с 8:00, или с 9:00). Во время Богослужения, если Вы уже уверовали во Христа, можете осенять себя крестным знамением (это самое краткое исповедание Христианской веры: три пальца вместе – символ нашей веры в Бога Троицу, два к ладони – две природы во Христе, изображение на себе креста – свидетельство веры в Искупительную Жертву Спасителя). Можете прикладываться (целовать в знак почитания) к иконам, мощам, кресту, ставить свечи. Вне храма Вам доступно домашнее чтение утренних и вечерних молитв, Евангелия. Вы можете упражняться в борьбе со своими греховными привычками и строить свою жизнь по заповедям Христовым. Единственное, что Вам пока не доступно, это участие в Таинствах Церкви (их – семь, и они предназначены лишь для верных, т.е. для крещёных людей). За литургией совершается главное из них – Причащение. В этом Таинстве христиане под видом хлеба и вина соединяются со Христом, Его Человеческой и Божественной природой, получая Лекарство от страстей и смерти. Причащаться Вы пока не можете. Так же Вам доступно участие в молодежном клубе, Евангельских чтениях, Огласительных беседах перед Крещением. Эти мероприятия существуют при многих храмах для религиозного образования людей. Бог в помощь.
23 августа 2024 г. 04:14
Никита
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Всё просто: первое тысячелетие Церковь в Западной и Восточной частях Римской империи была единой и Православной: там был один Символ веры, одни Таинства, одно священноначалие, ведущее цепь рукоположений от Апостолов, одни принципы духовной жизни. Общение между Западом и Востоком было окончательно разорвано лишь в 1054 году, и в последующее тысячелетие в Западной Церкви появились многочисленные ереси: оформился Папизм, а затем и учение о папской непогрешимости, Мариальные догматы, чистилище, сверхдолжные заслуги святых, индульгенции, глубоко искажённая аскетика новых Католических мистиков.
Именно в период неразделённой Церкви и жил святитель Григорий Двоеслов (6 век). Он был подлинно святым человеком, то есть, исповедовал неповреждённые догматы веры, практиковал не искаженную аскетику, и потому до сего дня одинаково почитается, как Православной, так и Римо – Католической Церковью.
14 августа 2024 г. 20:04
Владимир
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Поскольку подрясник является символом покаяния, скорби о грехах, его ношение может в определённой степени дисциплинировать христианина: помогать мыслью отрешаться от земного и устремляться к небесному. Напоминать о Боге, о цели христианской жизни, настраивать на духовную жизнь.
С другой стороны, любое доброе дело/вещь можно испортить. Так, можно носить подрясник и ради тщеславия, славолюбия, и прочих страстей. Поэтому, дорогой Владимир, имея в виду подлинное предназначение одежд клирика, нужно бороться с греховными помыслами и желаниями, если таковые побуждают носить подрясник, и стремиться получать духовную пользу от его ношения. Плодом любого христианского подвига/делания, в том числе и ношения подрясника должно стать приобретение смирения и христианской любви. Бог Вам в помощь.
21 июля 2024 г. 04:26
Темирлан
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Здравствуйте, Темирлан. В настоящее время, среди священнослужителей Бишкекской епархии нет ни одного этнического кыргыза. Были ли таковые в прошлом? Насколько мне известно, нет. С чем связано такое положение вещей? С тем, что с самого момента присоединения Кыргызстана к Российской империи, у Церкви сложились особые отношения с коренным населением: она не пыталась обратить кыргызов в Христианство, а занималась окормлением лишь православных переселенцев. Это позволяет нам до сего дня иметь добросердечные отношения с местным населением.
06 мая 2024 г. 23:00
Никита
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Дело в том, что слово «ангел» в Священном Писании употребляется в двух значениях: общем, и частном.
В общем значении все девять чинов ангельской иерархии именуются ангелами. Например: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий» (1 Кор.13:1). «Кому когда из Ангелов сказал [Бог]: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр.1:13-14). В этих текстах ангелами именуются все святые бесплотные небесные силы.
В частном значении к некоторым ангелам прилагается термин «Архангел», что означает «главный ангел». В этом, втором значении, речь идёт о семи высших ангелах (Тов.12:5), наиболее близко предстоящих к Богу, и начальствующих в ангельском мире. Так например: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: 'да запретит тебе Господь'» (Иуд.1:9). Или: «потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба» (1 Фес.4:16).
Так вот, когда в Евангелии от Луки говорится: «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария» (Лк.1:26-27), то слово «ангел» прилагается к Гавриилу в первом, общем значении, как к одному из бесплотных небесных сил.
Архангелом Гавриил стал именоваться у Отцов Церкви, во втором, частном значении этого слова, как один из семи главных ангелов. Вот что по этому поводу написано в Православной энциклопедии:
Архангел Гавриил - чьё имя описывает его как "мужа Божия" или "силу Божию" - говорил о себе: "Я Гавриил, предстоящий пред Богом" (Лк. 1, 19). Предание видит в нём одного "из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго" (Тов. 12, 15). Среди семерых он называется вторым после Михаила. Древний обычай твёрдо закрепил за ним наименование архангела, но высота его служения заставляет многих святых отцов усомниться в его принадлежности к восьмой, предпоследней, степени небесной иерархии, каковой считаются архангелы. По соображению святителя Андрея Критского:
Одному из первейших ангелов Бог повелевает возвестить таинство. Если же он был из первейших, то, конечно, из семи духов, всегда предстоящих Богу; и если из семи духов, то из серафимов. Ибо кто из ангелов выше серафимов? Кто ближе их к престолу Божию? Итак Гавриил есть серафим, высший в сем чине
Полный текст по ссылке: https://drevo-info.ru/articles/18981.html
21 апреля 2024 г. 15:31
Ден
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Здравствуйте. Патриарх не от себя обещает прощение грехов и жизнь вечную тем, кто по – христиански исполнит свой воинский долг. Это – учение Священного Писания, и Отцов Церкви. Давайте будем разбираться.
Ответ на заданный Вами вопрос даёт священник Георгий Максимов в своей брошюре: «Православное отношение к войне и воинскому служению». Приведу из неё выдержку:
Что говорит Библия
Господь Иисус Христос предупреждал, что войны будут сопровождать всё время земного существования человечества: Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец (Мф. 24:6).
Вот что говорит об этих словах преподобный Иустин (Попович): «Грехолюбие и злолюбие а через них самолюбие создает войны между людьми. Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? (Иак. 4:1)... Спаситель говорит о войнах как о чем-то, что Его последователи не вызовут, но от чего они будут страдать. Им не следует вызывать войны» 1.
В качестве главной причины войн, возникающих против верующих, Библия во многих местах называет их тяжкие прегрешения против Бога и нарушение верности Ему. Война является возмездием народу за всенародные грехи. Вот как о том говорит Дух Святой через Иудифь: когда уклонились от пути, который Он завещал им, то во многих войнах они потерпели весьма сильные поражения, отведены в плен, в чужую землю, храм Бога их разрушен, и города их взяты неприятелями (Иудиф. 5:18).
Однако если верующие верны Богу, и против них выступили враги, то в таком случае Господь помогает одержать победу, даже несмотря на многократное численное превосходство неприятеля. Вот как говорит пророк Захария о благочестивых воинах: И они будут, как герои, попирающие врагов на войне, как уличную грязь, и сражаться, потому что Господь с ними, и посрамят всадников на конях (Зах. 10:5).
Смиренное осознание своих сил и вклада в победу, подаётся в Писании как единственно правильное для верующего воина: ибо не от множества войска бывает победа на войне, но с неба приходит сила (1Макк. 3:19).
Это относится и к каждому солдату в отдельности. Бог сохраняет верных Ему – Во время голода избавит тебя от смерти, и на войне – от руки меча (Иов. 5:20).
Некоторые протестанты утверждают, что Бог будто бы запрещает христианам участвовать в законной войне и даже просто служить в армии, но таким образом они свои мысли приписывают Библии.
Писание Нового Завета неоднократно упоминает о воинах – например, о римском офицере сотнике, который просил Господа исцелить своего слугу, и который удостоился похвалы от Спасителя: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры (Лк. 7:9).
А позднее Писание приводит другой пример: муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога... он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия (Деян. 10:1–3). И ни первому, ни второму сотнику, ни Господь, ни апостолы не сказали ни слова в осуждение его воинской службы и не заповедали оставить её. Точно так же и воины, которые приходили к святому Иоанну Крестителю и спрашивали: «что нам делать?», в ответ слышали не повеление о дезертирстве, а призыв воздерживаться от греха во время своей службы: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем (Лк. 3:14).
А из истории Церкви мы знаем, что с времен первых христиан «общепризнанное апостольское правило – каждый оставайся в том звании, в котором призван (1Кор. 7:20), давало возможность находиться в римских войсках и солдатам-христианам» 2.
Воин, благодаря таким своим качествам как стойкость и отказ от житейских дел по первому же приказу, берётся как образ христианина: Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа (2Тим. 2:3).
Говорится в Писании также о духовной подготовке воинов перед битвой. Она заключается, во-первых, в правильном устремлении мыслей к Богу – Они надеются на оружие и на отважность, а мы надеемся на Всемогущего Бога, который одним мановением может ниспровергнуть и идущих на нас и весь мир (2Мак. 8:18), а во-вторых, в усиленной молитве перед битвой: И собрался сонм, чтобы быть готовыми к войне и помолиться, и испросить милости (1Макк. 3:44).
Писание учит милосердию к побежденному и обезоруженному неприятелю, предостерегая от чувства озлобления и злорадства (см.: Притч. 24:17–18). Борясь с грехом, важно не приобщиться к нему, не впустить зло в свое сердце.
Что говорят святые
Война прежде всего – великое бедствие, поэтому, говоря о предпочтительности мирной жизни перед войной, святитель Григорий Нисский (†394 г.) писал: «О какой ни заговоришь приятности в жизни, чтобы ей быть приятною, нужен мир... война пресекает наслаждение всеми благами». Поэтому святитель называет предотвращение войны величайшим благодеянием, за которое Господь дарует двойную награду, «ибо сказано: блаженны миротворцы, а миротворец тот, кто дает мир другим» 3.
В свою очередь преподобный Исидор Пелусиот (†435 г.) говорил о необходимости различать участников войны в зависимости от характера их в ней участия: «Войны воспламеняются больше всего ради приобретения чужой собственности. Но не должно обвинять всех ведущих войну; положивших начало или нанесению обиды, или хищению справедливо называть губительными демонами; отмщающих же умеренно не надлежит и укорять, как несправедливо поступающих, потому что делают дело законное» 4.
Критикуя пацифистское учение толстовцев, святитель Феофан Затворник (†1894 г.) пишет, что «на воинах часто Бог являл видимое благословение и в Ветхом, и в Новом Завете. А у нас, сколько князей прославлены мощами, кои, однако ж, воевали. В Киево-Печерской Лавре в пещерах есть мощи воинов. Воюют по любви к своим, чтобы они не подвергались плену и насилиям вражеским. Что делали французы в России? И как было не воевать с ними?» 5.
Благословение Божие проявляется в виде чудесной помощи от Бога во время войны. Подробно эту тему раскрывает святитель Николай Сербский (†1956 г.) в «Письме воину Иоанну Н.»: «Ты пишешь о чудесном случае, который приключился с тобой на войне. Кто-то перед началом битвы раздавал солдатам Евангелие... ты едко заметил:
“Здесь требуются сталь и свинец, а не книги. Если сталь нас не спасет, то книги и подавно!” Вот какое замечание ты сделал тогда, ибо до того дня ты веру Божию полагал за ничто... Но все же ты взял книжечку и положил ее во внутренний карман с левой стороны. И что же случилось? Ты сам говоришь: чудо Божие, и я подтверждаю это. Вокруг тебя падали раненые; наконец, был повержен и ты. Попало в тебя стальное зерно. Ты схватился рукой за сердце, ожидая, что хлынет кровь. Позже, когда ты разделся, то нашел застрявшую в твердом переплете книжечки пулю: она метила прямо в сердце. Ты задрожал, как в лихорадке. Перст Божий! Святая книга спасла твою жизнь от смертоносного свинца. Тот день ты считаешь своим духовным рождением. С того дня ты стал бояться Бога и внимательно исследовать вероучение... Господь милостью Своей открыл тебе глаза... Одни на войне погубили тело, а иные – душу. Первые потеряли меньше. А некоторые душу свою обрели, и они истинные победители. Были и такие, кто ушел на войну как волки, а вернулись как агнцы. Я знаю много таких. Это те, кто, как и ты, благодаря какому-то чудесному случаю ощутил, что невидимый Господь ступает рядом с ними» 6.
Святые отцы указывали, что убийства врагов, совершаемые воинами в бою, а также убийства преступников, оказывающих сопротивление, сотрудниками правоохранительных органов (в древности эту обязанность также исполняли воины), не вменяется в грех убийства.
Святитель Афанасий Великий (†373 г.) в «Послании к монаху Амуну», которое было утверждено как общецерковное учение на VI и VII Вселенских Соборах, пишет: «Убивать непозволительно, но истреблять неприятеля на войне и законно, и достойно похвалы; поэтому отличившиеся в бранях удостаиваются великих почестей, и им воздвигаются памятники, возвещающие об их заслугах» 7.
Но, с другой стороны, это дело не называлось и совсем чистым и безвредным для души солдата. На это указывает святитель Василий Великий в 13-м правиле: «Убиение на войне отцы наши не вменяли за убийство, мне кажется, из снисхождения к защитникам целомудрия и благочестия. Но, может быть, не худо было бы посоветовать, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года воздержались от приобщения святых Таин» 8. О том же более подробно, говорит преподобный Исидор Пелусиот: «Хотя умерщвление неприятелей на войнах кажется делом законным и победителям воздвигаются памятники, возвещающие их заслуги; однако же, если разобрать тесное сродство между всеми людьми, то и оно (умерщвление на войне) не невинно; поэтому Моисей и предписал убившему человека на войне пользоваться очищениями и кроплениями» 9. Действительно, пророк Моисей, согласно откровению Божиему, требует от воина, вернувшегося из битвы, семь дней находиться вне стана, очищаясь от пролитой крови (см.: Чис. 31:19).
Тем не менее, стоит обратить внимание на то, что данное правило о 3-х годах выражено святителем Василием скорее в рекомендательном ключе. Возможно поэтому, как пишут авторитетные канонисты Зонара и Вальсамон, «этот совет как будто не исполнялся» 10, и период покаяния для воинов перед причастием обычно сокращался. Стоит упомянуть, что на Руси был благочестивый обычай вернувшимся с войны какое-то время жить в монастыре в качестве трудников, чтобы там как бы привести своё душевное настроение в порядок.
Святитель Амвросий Медиоланский (†397 г.) утверждает, что «не воином быть грех, но воинствовать для хищения – беззаконие». Он также призывает проявлять милость к врагам безоружным и покорным, просящим пощады, «ибо сила военная не на зло, не для обиды и своеволия, а для защиты и добра» 22. Таким образом, святитель призывает православных воинов оказывать милость к врагам, сдающимся в плен, и к мирным жителям, не оказывающим сопротивления. Использование военного времени для грабежа и насилия над мирным населением является грехом и беззаконием.
Святые отцы разбирают также вопрос о том, можно ли подчиняться заведомо преступным приказам, предписывающим, например, убийство мирных, безоружных людей, убийство пленных и другие нарушения заповедей Божиих. Как в таком случае поступать православному солдату, ясно говорит святитель Тихон Задонский (†1783 г.): «Что не противное закону Божию приказывают, слушай и исполняй: в противном не слушай, так как подобает больше повиноваться Богу, чем человекам (ср. Деян. 5:29.) Так поступали мученики святые... если [командир] велит неправду делать, обидеть, украсть, солгать и прочее, – не слушайся. Если грозит за это наказанием, – не бойся» 23.
Действительно из житий святых мучеников известно много примеров, когда командиры-язычники приказывали солдатам-христианам приносить жертвы идолам, или казнить таких же христиан, не желающих приносить жертвы идолам – и христиане оказывали неподчинение таким приказам, сохраняя верность Богу до мученической смерти.
Однако, если приказ не противоречит заповедям, то непослушание ему со стороны солдата вовсе не одобрялось Церковью.
Святой Иоанн Златоуст призывал свою паству молиться о помощи Божией воинам: «Разве не было бы ни с чем несообразно, если бы, в то время как другие выступают в поход и облекаются в оружие с той целью, чтобы мы пребывали в безопасности, сами мы за тех, которые подвергаются опасностям и несут бремя военной дружбы, не творили даже и молитв. Таким образом, это вовсе не составляет лести, а делается по требованию справедливости... Они составляют, как бы некоторого рода оплот, поставленный впереди, который охраняет спокойствие пребывающих внутри» 27.
Действительно, Церковь непрестанно молится о христолюбивом воинстве своей страны, своего государства, о спасении плененных, об упокоении погибших воинов. Помимо молитв, Церковь оказывала также помощь в виде духовно-нравственного воспитания воинства. Среди творений святых мы можем встретить те, которые написаны полководцам и посвящены разъяснению того, каким должен быть православный воин.
Так, например, святитель Макарий Московский (†1563 г.) написал в 1552 году послание царю Иоанну Грозному и его войскам, находящимся в Казанском походе. В нём святитель призывает царя «со всем своим христолюбивым воинством хорошо, храбро и мужественно подвизаться с Божьей помощью за святые Божии церкви и за всех православных христиан, – против супостат твоих... всегда проливающих кровь христианскую и разоряющих святые церкви».
В этом послании святитель предостерегает воинов от прегрешений душевных и телесных, увещевает царя подвизаться с «воинством в чистоте и покаянии и в прочих добродетелях», что привлекает помощь Божию в сражениях. Он также пишет: «Если случится кому из православных христиан на той брани до крови пострадать за святые церкви и за святую веру христианскую и за множество людей православных и потом живым быть, и те поистинне пролитием своей крови очистят прежние свои грехи» 29.
Ещё одним способом поддержки армии были полковые священники, которые с древности сопровождали в походах христианские войска. Среди них были и знаменитые святые, например, императора Никифора Фоку (†969 г.) сопровождал во время победоносного похода на Крит преподобный Афанасий Афонский.
Сам император Никифор, который почитается святым на Афоне и который был одним из выдающихся полководцев в истории, в своей «Стратегике» отводит особое место вопросу духовно-нравственного воспитания воинов, в частности, через установление обязательных регулярных молитв: «следует же командиру заранее постановить... чтобы в лагере, в котором всё войско разместилось, во время славословия и на вечерних и на утренних молитвах армейские священники совершали усердные моления, а всё войско восклицало «Господи, помилуй!» вплоть до сотни раз со вниманием и страхом Божиим и со слезами; чтобы никто не отваживался в час молитвы каким-то трудом» 30. О мужестве и подвигах полковых священников в дореволюционной России известно ещё больше.
Иногда святые отцы, не ограничиваясь духовными вопросами, считали возможным давать даже советы стратегического характера, что мы можем видеть на примере писем святителя Игнатия (Брянчанинова) к своему другу Н.Н. Муравьеву, который во время Крымской войны командовал русской армией, наступающей в Турции.
Жития и богослужебные тексты
С древности Церковь прославляла святых воинов, из которых особенно большой любовью пользовались великомученики Димитрий Солунский и Георгий Победоносец, а также сорок мучеников Севастийских. Множество святых воинов, как полководцев, так и рядовых, было причислено к лику святых и в Русской Церкви. Например, благоверные великие князья: Мстислав Киевский (†1132 г.), Андрей Боголюбский (†1174г.), Александр Невский (†1263 г.), Димитрий Донской (†1389 г.), благоверные князь Мстислав Храбрый (†1180 г.), Довмонт Псковский (†1299 г.), преподобный Илия Киево-Печерский (†1188 г.), мученик Меркурий Смоленский (†1239 г.) и множество других. Это наглядным образом «свидетельствует о том, что воинское звание действительно не являлось препятствием к добродетели и святости. При этом прославление воинов в лике святых происходило не столько по причине участия их в справедливых, освободительных войнах, а явилось следствием их благочестивой жизни, трудов и подвигах до самопожертвования ради блага ближних, родной земли и святой Церкви» 32.
Сами богослужебные тексты Православной Церкви свидетельствуют в пользу тех, кто с оружием в руках стоит на защите своего отечества. Например, в Акафисте Казанской иконе Божией Матери Пресвятая Богородица называется помощницей православных воинов: «Яко воинству православному в щит и победное знамение Твоя икона даровася...».
Советы русских полководцев
Указанные выше христианские принципы были взяты в основу для многих русских воинских руководств. Например, так учит Суворов в «Науке побеждать»: «Враг прикладывает фитиль на картечь, бросься на картечь: летит сверх головы, пушки твои, люди твои! Просящего в бою пощады – помилуй, кто мститель – тот разбойник, а разбойникам Бог не помощник! Они такие ж люди: грех напрасно убить: Обывателя не обижай, он нас кормит и поит; солдат – не разбойник. Товарищ товарища обороняй!., работать быстро, храбро, по-русски! В дома не забегать; неприятеля, просящего пощады, щадить; безоружных не убивать; с бабами не воевать; малолетков не трогать. Умирай за дом Пресвятой Богородицы: Церковь Бога молит! Кого из нас убьют, – Царство Небесное! Живым – слава, слава, слава!» 33
Полный текст находится по ссылке: https://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksimov/pravoslavnoe-otnoshenie-k-vojne-i-voinskomu-sluzheniyu/
12 апреля 2024 г. 19:11
софья
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Здравствуй, Софья. Принимать Христианство тайно нет никакого смысла потому, что в большинстве стран, и в Кыргызстане в том числе, христиане не подвергаются гонениям. Что касается родителей, чтобы креститься без их согласия, тебе стоит подождать совершеннолетия (18 лет), и тогда ты можешь принять Христианство безпрепятственно. Ну а пока у тебя есть прекрасная познакомиться со своей будущей религиозной традицией - Православием: его вероучением и духовной практикой. Для чего это нужно? – Для того, чтобы проверить свою решимость стать ученицей Иисуса Христа: а вдруг тебе не понравится Его Личность, учение, и тот путь, что Он предлагает человеку?
Начни с практической стороны: обратись с молитвой к Иисусу, и попроси Его открыться тебе, помочь познать Истину, войти в Его Церковь (Православие) через Крещение, и достичь цели христианской жизни – святости (причастности Богу). Апостол Павел заповедует христианам непрестанно молиться (1 Фес.5:17), поэтому и ты приучи себя к ежедневной молитве. Как и о чем следует молиться? Об этом ты узнаешь из книги митрополита Илариона (Алфеева): «О молитве» https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev/o-molitve/ Далее. Приобрети, или найди в интернете главную книгу христиан – Евангелие с комментариями святых Отцев, и ежедневно читай по главе https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-matfeja/ Наведывайся на православные ресурсы в интернете, и ежедневно что – то смотри, читай. Вот некоторые из них: сайт «Азбука веры» https://azbyka.ru портал «Иисус» https://jesus-portal.ru Начни приучать себя к жизни и поступкам по Евангельским заповедям Христа. Поборись со своими плохими привычками, мешающими быть христианкой. Принеси Иисусу покаяние в прежде сделанных грехах, и положи твёрдое намерение исправиться. И когда Спаситель войдёт в твою жизнь, которая начнет преображаться, родители это обязательно заметят, и, возможно, перестанут препятствовать твоим намерениям. В этом случае, ты сможешь бывать в свободное время в православном храме. Еще до Крещения, ты можешь делать здесь почти всё, что и уже крещёные, православные верующие: осенять себя крестным знамением, молитсь в храме за литургией до возгласа: «Оглашенные, изыдите!», прикладываться к иконам, кресту, святым мощам. До Крещения ты не можешь лишь причащаться, и участвовать в других Таинствах Церкви. При некоторых храмах есть молодежные клубы, и у тебя появится возможность войти в один из них: общаться с православными сверстниками, священником, ближе знакомиться с Православной верой. Это тебе очень поможет самой стать православной. Если же понимания со стороны родителей так и не будет, придется пока ограничиться чтением, молитвой, и подождать совершеннолетия. Тогда ты с полным правом сможешь креститься самостоятельно. Бог тебе в помощь.
20 марта 2024 г. 09:11
Анатолий
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Здравствуйте, Анатолий.
Вы задали три вопроса. Постараюсь дать на них ответы.
1.Человеческое естество до и после грехопадения по природе смертное. Поэтому в раю и было насажено древо жизни.
Это не совсем верно. Адам до грехопадения, по словам святителя Иринея Лионского, не был, ни смертен, ни бессмертен, но способен и к тому, и к другому образу бытия. Привильно реализовав свою свободу в послушании Богу, человек мог поддерживать единение с Ним (отсюда древо жизни, как образ приобщения к Богу). Поскольку Бог – Источник Жизни, Адам в Нем становился бессмерным. Но не правильная реализация дара свободы через совершение греха могла стать причиной разрыва связи человека с Творцом, от чего человек обретал смертность, ибо, как тварное существо, он не имел в себе автономного от Бога бессмертия. И, к сожалению, Адам выбрал последнее, став родоночальником смертного человечества.
2.Размышляя далее, прихожу к выводу, что и Господь наш Иисус Христос по человеческому естеству до Своего воскресения из мертвых тоже был смертен (в том случае, если бы Он не принял крестную, добровольную смерть, Он умер бы как и другие люди, но возможно не старея).
По словам преп. Иоанна Дамаскина, Сын Божий в Воплощении воспринял человеческую природу «страстную, тленную и смертную», и через страдания на кресте, смерть и Воскресение соделал её в Себе «бесстрастной, нетленной и бессмертной». Следовательно, человеческая природа Спасителя была смертной, как и природа всякого человека. И если - бы не произошло Воскресения, можно предполагать, что Христос, как Человек, со временем состарился - бы и умер.
3. И ещё, выходит, что после второго Христова пришествия мы получим бессмертие как дар, но не для всех он будет в радость.
Христос, по словам апостола Павла, Новый Адам. Он – «первенец из умерших» (1 Кор.15:20) в том смысле, что Воскреснув из мертвых, победив в Своей человеческой природе смерть, Он становится Источником Всеобщего воскресения всех умерших. Но, действительно, как Вы рассуждаете, для одних это восересение станет воскресением в жизнь, для других – в осуждение. Это будет зависеть от реализации людьми своего свободного самоопределения по отношению ко Христу в рамках нашей земной жизни. Христос – Спаситель от грехов. Не воспользовавшись Плодами Его Искупительной Жертвы, и не получив Лекарства от греховного повреждения природы, многие люди окажутся не способны в жизни будущего века приобщаться к нетварной энергии Божественной Любви. И эта Любовь, по словам преп. Исаака Сирина, для праведных станет источником радости, а для грешных, не очистившихся от страстей, бичём, который будет вечно поражать их.
19 марта 2024 г. 14:57
Сергей
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
- Да, это так. Например, до грехопадения в мире не было смерти. Следовательно, физическая природа, и живая и не живая, функционировала по другим законам. Энтропия во вселенной так – же является следствием падения человека. Значит, до этого момента её не существовало. Именно поэтому Бог в последний день в огне преобразит этот мир, ибо он повреждён, и глубоко болен.
Святоотеческая мысль говорит, что Воскресший Христос стал прототипом всего человечества после всеобщего воскресения. В писании мы читаем: «В тот же первый день недели вечером, когда двери [дома], где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!» (Ин.20:19). Это значит, что тело Спасителя по Воскресении сделалось более одухотворённым. Поэтому, Он проходил сквозь затворённые двери, являлся ученикам на пути в Эммаус и исчезал (Лк.24:13-33). Ел перед учениками рыбу и сотовый мёд, однако не потому, что теперь нуждался в физической пище, а чтобы уверить их в истине Своего телесного Воскресения (Лк.24:42). Всё это говорит, о действии в теле Христа иных физических законов, пока ещё не доступных нашим тленным телам.
Из сказанного можно сделать вывод о том, что и до грехопадения Адама, и после всеобщего воскресения умерших, действовали, и будут действовать иные законы физики, не доступные нынешнему миру и человеку, искажённым падением прародителя.