17 сентября 2023 г. 10:45
Сергей Г.
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
- Можно, и Церковь делает это, составив специальный молебен о сохранении творения Божия. Животные - наши младшие братья. Они тоже нуждаются в освящении Божественной Благодатью, ибо вместе с падшим человеком подверглись тлению и смерти. Вот что по этому поводу пишет апостол Павел: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим.8:19-22).
Но молиться о животных следует разумно и с рассуждением: нельзя их приравнивать в молитве к человеку; для них не возможна полнота Богопознания, доступная нам; отношение к домашним животным не должно перерастать в идолослужение и неразумное к ним отношение. Можно испрашивать у Творца исцеления заболевшего питомца, защиту от хищников и болезней, возвращение пропавшего домашнего животного, но нельзя молить о прощении грехов животного (их просто нет) и даровании умершим собаке или коту Царствия Небесного. Нельзя подавать за животных записки и заказывать требы в храме.
В целом хотел бы предостеречь от двух крайностей: как от очеловечивания домашних любимцев, попытки наделить их человеческим разумом, чувствами и душой, так и от уничижения животных, приписывания им функций служения бесовским силам, или объяснения их поведения одними инстинктами. Звери и птицы не лучше и не хуже нас, они просто другие. Но тоже могут испытывать на себе и Божью благодать, и Божью милость.
Святые отцы неоднократно на это указывали. Феофан Затворник писал: ««...У животных есть иное, похожее на действия нашей души, а у нас иное, похожее на действия животных... У животных есть душа, но животная».
А Иоанн Златоуст отмечал, что Господь воскресит не только людей, но и все Божьи создания: «Как тварь сделалась тленною, когда тело твое стало тленным, так и тогда, когда тело твое будет нетленным, и тварь последует за ним и сделается соответственною ему».
Однако, очень важно правильно расставить приоритеты ценностей. Сначала любовь к Богу, потом – к ближним и в целом к людям, а лишь потом – любовь к животным. Иной порядок может свидетельствовать о глубоких духовных и психологических проблемах.
10 сентября 2023 г. 14:45
Андрей
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Поскольку гора Афон находится в юрисдикции Константинопольского Патриарха, в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре за Божественной литургией поминают как Патриарха Константинопольского Варфоломея, так и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Свято-Пантелеимонов монастырь не признал раскольническую ПЦУ, и продолжает поддерживать братские отношения с канонической Православной Церковью Украины, возглавляемой митрополитом Онуфрием. Поэтому, паломнические поездки православных в этот монастырь и совместное с монахами участие в Таинствах возможны.
Что касается последнего вопроса: «что ждёт в будущем пребывающих сейчас в нем монахов?», ничего сказать об этом не могу, поскольку пока ещё не приобрёл дара прозорливости.
02 сентября 2023 г. 00:01
Юрий
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Здравствуйте, Юрий. Судя по Вашему вопросу, предполагаю, что Вы принадлежите к Протестантизму, который, (как и Римо католичество), придерживается юридического прочтения Искупительной Жертвы Христа. И в подтверждение этой концепции, Вы приводите массу библейских текстов, которые, на первый взгляд, говорят именно за неё. В пользу Онтологической концепции Искупления тоже есть тексты в Писании. Например, это слова апостола Павла из послания к Евреям, где он пишет: «Ибо надлежало, чтобы Тот (Бог Отец), для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их (Иисуса) совершил через страдания» (Евр.2:10). Здесь слово «совершил» в греческом тексте звучит как τελειῶσαι «тэлиосэ», «сделать совершенным». Что во Христе было не совершенным и нуждалось в усовершении: Божество, или человечество? – Конечно, человеческая природа, воспринятая Им со всеми последствиями падения Адама: страстной, тленной и смертной.
Давайте будем подробнее разбираться с этим принципиально важным вопросом, от решения которого зависит, какие средства необходимы для усвоения спасения: только ли вера во Христа, или и онтологическое единение с исцелённой человеческой природой Христа, происходящее в Таинствах?
Для начала, коротко объясню читателям суть нашей полемики:
В рамках Христианства существуют два прочтения Искупительной Жертвы Христа: Юридическая концепция, которой придерживаются Католики и Протестанты, и Онтологическая концепция, которую исповедует Православие.
Юридическая концепция рассматривает первородный грех как виновность Адама и всех его потомков перед Богом, как оскорбление Божества. Поскольку человек ограничен, а Бог бесконечен, виновность Адама и всех его потомков становится бесконечным долгом, который люди не в силах оплатить.
Но вот Воплощается Сын Божий, безгрешный Богочеловек Иисус Христос, и Своими невинными страданиями на кресте «оплачивает» виновность всего человечества, удовлетворяя Божественному Правосудию. Спасение, в рамках этой концепции мыслится как «амнистия» грешного человека Богом Отцом через веру в Иисуса Христа, вменение ему праведности Христовой и освобождение от наказания за грехи.
Онтологическая концепция видит в грехе Адама иное последствие – повреждённость природы человека: разрыв с Источником Жизни – Богом, отсюда - склонность к совершению грехов, физические болезни, старение и два вида смерти: телесная и вечная. Сын Божий, с этой точки зрения, Воплощается, как - бы одеваясь в человеческое естество, хотя и чистое (отсутствие личных грехов у Христа), но с безукоризненными страстями – последствиями падения Адама (Христос испытывал голод и жажду, уставал, нуждался в сне, как Человек боялся смерти и пр.). Сын Божий через страдания, смерть и воскресение исцеляет в Себе Самом воспринятую Им в Воплощении человеческую природу, соделав её, по словам преп. Иоанна Дамаскина, бесстрастной, нетленной и бессмертной, как у Адама до грехопадения. И эту исцелённую природу Христос возвращает людям через Церковь в Таинствах для приобщения. Эта природа, соединяясь с нашей больной природой, делается для неё лекарством от греха, проклятия (разъединённости с Богом), и смерти. Таким образом, с точки зрения Православия, спасение усваивается через веру во Христа, в лоне Его подлинной Церкви, благодаря правильной христианской жизни, и участию в Таинствах Крещения и Евхаристии.
Теперь, Юрий, давайте выясним вот какой вопрос: в Писании есть тексты, как в пользу Юридической, так и в пользу Онтологической концепций спасения. Как это видимое противоречие разрешить: какое из толкований библейских текстов является верным? Для этого нам нужно выявить критерий правильного понимания Писания. Православие этот критерий имеет: это – традиция. Слово «традиция» в переводе с латыни звучит как «Предание», а по – гречески «парадосис». Апостол Павел заповедует христианам стоять и держаться предания (1 Фес.2:15). Что такое Предание с точки зрения Православия? – Это не добавление чего – либо к Библии, а способ правильного истолкования самой Библии. Христос обетовал Церкви послать Духа Утешителя, Который наставит её на всякую истину (Ин.16:13), научит её всему и напомнит ей все, что Он говорил (Ин.14:26), и истина «будет с нами вовек» (1 Ин.1:1). Дух Святой пребывает в Церкви, и приобретают Его те христиане, что победили свои страсти и достигли сердечной чистоты: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5:8). Это состояние на языке Православия называется святостью, как причастность Духу Святому, и люди достигшие его получают дар правильного истолкования Писания «А нам Бог открыл это Духом Своим» (1 Кор.2:10), которое составлено по внушению того – же Духа: подобное познаётся подобным. Итак, люди, достигшие духовной свободы, чистоты сердца и причастности Духу способны верно понимать Слово Божие. Это и есть Предание.
Теперь обратимся к тому, как святые древней Церкви понимали существо Искупительной Жертвы:
Ириней Лионский (2 век): «Итак, один Бог Отец и один Христос Иисус, Господь наш, имеющий прийти ко всеобщему устроению и все восстанавливающий в Себе, во всем же есть и человек, создание Божие. Поэтому и человека восстановляя в Себе Самом, Слово стало человеком».
Григорий Нисский (4 век): «…уничтожил в Себе Самом грех в природе человеческой».
Афанасий Великий (4 век): «Поскольку естество человеческое претерпело изменение, оставило правду и возлюбило беззаконие, Единородный сделался Человеком, чтобы в Себе Самом восставить сие».
Григорий Богослов (4 век): «Главное – одно: мое совершение, воссоздание и возвращение к первому Адаму».
Кирилл Иерусалимский (4 век): «А кроме того, благополезно возбуждались во Христе человеческие состояния (например, из страха, как в молении о Чаше, или молится до кровавого пота, чтобы побежденною силою Логоса прекращались в преобразованием природы в первом Христе в некое лучшее состояние, таким именно образом, а не иначе, образ исцеления мог перейти и на нас, ибо во Христе как в начатке природа человека возводилась в обновлении жизни, почему и вторым Адамом назван в Божественных Писаниях».
Максим Исповедник (7 век): «Чтобы совершенно истощив в Себе пагубный яд их злобы, как то истощает огонь, полностью уничтожить его в естестве человеческом и совлечь с Себя во время крестной смерти начала и власти».
Он же: «Он был не просто человек, а Бог вочеловечившийся для того, чтобы чрез Себя и в Себе обновить естество человека».
Он же: «Непреложность произволения во Христе вновь вернула этому естеству чрез воскресение бесстрастность, нетление и бессмертие».
Иоанн Дамаскин (8 век): «Он потому что уделил нам лучшее, и мы не сохранили, принимает худшее, - разумею наше естество - для того, чтобы чрез Себя и в Себе восстановить бывшее по образу и по подобию».
Григорий Палама (14 век): «…облекаясь же во Христа, нового Адама, который наше повинное естество, соделал новым в Себе».
Игнатий Брянчанинов (19 век): «Искуплением обновлено человеческое естество. Богочеловек обновил его Собою и в Себе».
Как видите, Юрий, Церковь в лице своих Отцов изначально понимала Искупительную Жертву Христа как исцеление в Себе Самом воспринятой Им человеческой природы.
Что же можно сказать о текстах Писания, приведённых Вами в пользу Юридической концепции Искупления? Эти тексты были обращены к иудеям и язычникам, принимавшим Христианство. Их понимание взаимоотношений человека и Бога были насквозь пропитаны юридизмом. Поэтому и апостолы говорили с ними на их языке. Это всё равно, что рассуждения на тему антропоморфизмов: текстов Библии, приписывающих Богу человеческие части тела, а так – же гнев, раскаяние, наказание. Святитель Иоанн Златоуст пишет об этом следующее: «Когда ты слышишь слова ярость и гнев в отношении к Богу – то не разумей под ними ничего человеческого. Это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобному. Говорится же так для того, чтобы приблизить предмет разумения для людей более грубых». Вот так же обращаясь к иудеям и язычникам, чтобы донести им идею Искупления, апостолы снисходя к их грубому мировосприятию, предлагали учение о выкупе и уплате долга, то есть понятия знакомые им. Но существо Искупления гораздо более глубоко, как было показано выше.
И если понимать юридические приёмы апостолов буквально, неминуемо возникнут серьёзные противоречия. Например, Юридическая концепция:
1) произвольно экстраполирует правовые отношения, существующие в человеческом обществе, на отношения между Богом и человеком, тогда как Бог не является членом человеческого общества и на Него не распространяется действие законов человеческого общежития;
2) основывается на понятиях («оскорбление», «удовлетворение», «заслуга» и пр.), которые не имеют основания в Священном Писании и редко встречаются у отцов Церкви, а если и встречаются, то, как правило, не в строго догматическом смысле;
3) редуцирует искупление к единственному событию земной жизни Господа Иисуса Христа – к смерти на Кресте, лишая тем самым все остальные события земной жизни Спасителя сотериологической значимости;
4) создает представление о Боге, несовместимое с данными Откровения, ибо по нравственным основаниям невозможно принять, что смерть Единородного Сына могла доставить удовлетворение правосудию Отца;
5) основывается на противопоставлении свойств Божественной природы – милости и любви, с одной стороны, правды и справедливости – с другой, а также и действий этих свойств, что в Боге, как Существе абсолютно простом, представляется совершенно невозможным;
6) противопоставляет свойства Божественной природы (правду и справедливость) самому Богу, превращая их в некую превосходящую Его реальность, что несовместимо с представлением о Боге как о Существе абсолютно свободном;
7) рассматривает спасение как событие совершенно внешнее по отношению к человеку, драма искупления оказывается ограниченной отношениями между Отцом и Сыном, человек же со своей свободой никак в ней не участвует.
Надеюсь, Юрий, мне удалось ответить на Ваш вопрос.
23 августа 2023 г. 09:31
Сергей
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Чётки – определённое количество бусин или же зёрен, нанизанных на обычный шнур или ленту, концы которой замыкаются в кольцо. Четки, как атрибут молитвы с древности употребляются в разных религиях: Буддизме, в Православии и Католичестве, в Исламе. Самые древние в мире чётки были найдены в Индии и датируются вторым тысячелетием до нашей эры. Чётки помогают сохранить внимание молящегося: каждое звено возвращает к молитве, а так – же соблюдать правило – употребление определенного количества молитв в день.
1) Буддийские чётки - имеют 108 зёрен (бусин), после 36 и 72 идут разделители-привески или сами 36-я и 72-я бусины должны по форме отличаться от остальных. В тантрическом буддизме шнур для чёток состоит из 5 нитей разного цвета, символизирующих пять элементов: пространство, воздух, воду, землю, огонь (в некоторых источниках утверждается, что это степени просветления на пути к истине), а сами бусинки делаются из костей яка. Шнур замыкается в круг и его концы фиксируются особо крупной жемчужиной – знаком Будды. Также могут быть чётки меньшего размера – 54, 27, 21 или 18 зёрен (узелков). Их предназначение — для чтения мантр. Если человек произносит 10 раз по 108 мантр, счётчик передвигается на 1 зерно вперёд от центрального.
2) В Православном христианстве — первые чётки появляются в IV веке н.э., насчитывают 33 зерна — по количеству лет земной жизни Иисуса, и берут своё начало от палестинцев: по преданию их использовал уже преп. Пахомий Великий. C их помощью подвижники могли отсчитывать нужное количество молитвословий и поклонов в монашеском правиле. Постепенно использование четок тесно входит в жизнь Церкви. Сейчас они выдаются при постриге как непременный атрибут иноческой жизни, но могут использоваться и мирянами для упражнения в молитве Иисусовой.
Первые чётки на Руси представляли собой верёвку с навязанными узлами и назывались «вервица». Со временем увеличивается количество бусин – 100, к ним добавляется ещё 3 от узла, которым завязывались концы ленты, и крепилась кисточка. Есть чётки в 20,30,40,50, 120 и даже 150 зёрен, это зависит от их назначения. Особый вид – перстные, они носятся на пальце, в них 10 зёрен и они используются для упражнения в молитве и одновременном совершении какой - либо работы.
3) Католические чётки - называются розарий («венец веры» из роз), состоят из 50 бусин и разделены на 5 декад. У францисканцев розарий состоял из семи декад (70 бусин) в честь семи радостей Девы Марии. А баски сделали розарий в виде кольца, которое носилось на пальце и состояло из креста и десяти зёрен. При постриге их вручали монаху как «духовный меч», в средние века ношение их приветствовалось и у мирян.
4) В Исламе — различают два вида чёток: круглые и плоские (перекидные). Количество бусин в больших чётках всегда постоянно – 99. Считается, что именно столько «имён» (характеристик, атрибутов) у Аллаха: Творец, Создатель, Великий, Мудрый и т.д. В малых чётках может быть 33 или только 11 бусинок. В традиционных мусульманских чётках после каждых 11 зерен идёт специальная перемычка (например, плоский кружок). Такое деление обусловлено тем, что мусульманская молитва состоит из 11 обязательных частей.
19 августа 2023 г. 20:48
Олег
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Потому, что люди – не безвольные марионетки, которых кто - то дёргает за ниточки, и они послушно двигаются. Люди – носители образа Божия, и в силу этого обладают даром свободы самоопределения. И никто, даже Сам Бог, эту свободу у них не отнимает. Это первая причина существования нравственного зла в мире: Бог наделил нас свободой, Он дал нам нравственный закон в нашей совести и в Писании, чтобы мы могли отвергать зло и совершенствоваться в добре. Он предупреждает нас о последствиях неправильного нравственного выбора, но самой свободы выбора не отнимает.
Вторая причина заключается в повреждённости природы всех людей в Адаме, о чем хорошо сказал апостол Павел: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим.7:19). Другими словами, нравственная природа человека постоянна скатывается к греху, и если с этим не бороться, зло, грех совершенно овладевает им.
Третья причина, почему Бог попускает зло, заключается в понятии Божественного Промысла: Бог, не лишая человека свободы воли, однако, обращает его дурные поступки к благим последствиям. Как это может быть? Приведу пример: болезнь детей, то, что больше всего возмущает многих, и они говорят: «Где же Бог? За что страдают невинные дети?». Не «за что», а «почему». Неверующие родители порой впервые задумываются о смысле жизни, обращаются в молитве к Богу, приносят Ему покаяние, и становятся на путь христианской жизни именно потому, что страдают их дети. Благоденствие в земной жизни усыпляет человека, делает его неспособным к Богообщению. А существующие в мире страдания пробуждают от духовного сна, и побуждают упражняться в любви, помогая и сочувствуя страдающим. Земная жизнь в Христианстве так и рассматривается: это подготовительная ступень к Вечности, и школа любви. Вы правильно сказали, что «Бог есть любовь» (1 Ин.4:8). Вот мы и должны за время короткой земной жизни научиться любить Бога и друг друга, иначе в будущей жизни нам делать нечего: там живут по закону любви. И с Источником этой любви – Богом, мы соединиться не сможем, ибо лишь «подобное соединяется с подобным».
18 июля 2023 г. 12:00
Сергий
Отвечает: Священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
О месте, в которое были низринуты падшие духи во главе с диаволом, мы знаем из Откровения. Спаситель сказал: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк.10:18). Святой апостол Иоанн Богослов созерцал, как «произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр.12:7-9). У апостола Павла есть выражения, которые указывают местом обитания падших духов поднебесье, воздушное пространство: «...князя, господствующего в воздухе» (Еф. 2:2); «наша брань... против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12).
Теперь давайте разберемся: что такое небо, и поднебесное пространство?
Согласно Православной традиции толкования, слово «небо» имеет три значения: небо, как земная атмосфера; небо, как межзвёздное пространство, или космос; и небо, как духовный мир, мир небожителей (ангелов, и душ праведных людей). Именно в третьем значении этого слова, оно употребляется, когда речь в Писании идёт о месте жительства святых ангелов: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф.18:10). Отсюда, из высшего духовного мира после своего отпадения от Бога и были низвержены мятежные ангелы во главе с Денницей (см. Откр.12:7-9). После чего, новым местом их обитания стало поднебесное пространство. Ориген, блж. Иероним Стридонский, свт. Афанасий Великий, свт. Иоанн Златоуст, блж. Феодорит, блж. Августин, свт. Феофан и другие церковные авторы объясняют, что поднебесье (воздух) – это наш видимый мир. Здесь можно говорить о поднебесном пространстве, и как о земной атмосфере, и как о материальной вселенной в целом. Именно она стала местом обитания, как падшего человека, так и падших ангелов.
Кроме этого, ещё одним местом обитания злых духов является преисподняя, или бездна, где со времени Боговоплощения был заключен Господом Иисусом Христом диавол: «И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время» (Откр.20:1-3). После Страшного суда все злые духи будут заключены здесь навечно.
30 июня 2023 г. 11:33
Сергей
Ответ:
На этот вопрос уже давался ответ ранее. Что касается хранения крови животного, не вижу в этом никакого смысла.
Попадут ли животные в вечность?
свящ. Константин Пархоменко
…У одной девочки, моей прихожанки, умерла любимая собака. Девочка много плакала, а через несколько дней во сне увидела свою собаку – здоровой и жизнерадостной. Самое интересное то, что от собаки исходило сияние. Как эта девочка потом мне сказала – «Я перестала плакать, потому что поняла, что моя собачка находится в лучшем мире». Как относиться к этому сну? Как к фантазии, или как к какому-то знаку от Бога?.. В любом случае он поднимает огромную и важную тему: Какова судьба животных? Прожить отведенный им, иногда весьма краткий срок, и кануть в небытие? Тогда зачем они вообще были созданы Богом? Чтобы развлекать людей, быть для человека игрушкой и пищей?
Об этом сегодня и поговорим. Но сначала мы должны усвоить одну важную вещь: Церковь никогда не пряталась от таких вопросов. Их ставили богословы и святые отцы всех времен. Другое дело, что наверняка решить эти вопросы мы не можем. Нам не открыто это! Лишь иногда Священное Писание и Предание деликатно касаются этой темы.
Итак, судьба животных, или более широко – вечная судьба природы… Какова она?
Напомню, что согласно православному богословию, наш нынешний мир находится в состоянии поврежденности, отпадения от Бога. Виной всему – Грехопадение прародителей. Если мы вспомним библейский рассказ об Адаме и Еве мы увидим, что в Эдеме, прекрасном райском саду, они жили в любви со всем живым творением. Так и было задумано Господом, чтобы и человек и все творение жили в любви и единстве друг с другом и с Ним, Творцом и любящим Отцом всяческих.
Грехопадение явилось катастрофой космического масштаба, и оно имеет последствия не только для человека, но и для всего мироздания. Повредился человек, повредился весь мир… «Падение человека было в то же время и падением природы, проклятие человека, стало проклятием природы. И с тех пор человек и природа, как два неразделимых близнеца, ослепленные одним и тем же мраком, омертвленные одной и той же смертью, нагруженные одним и тем же проклятием, рука об руку идут через историю по бесконечным беспутьям греха и зла; вместе спотыкаются, вместе падают, вместе и поднимаются, непрестанно стремясь к далекому концу своей печальной истории» (преп. Иустин Сербский).
В мир вошли смерть, злоба, взаимное уничтожение. Духовной задачей человека стало вернуть утерянный Рай! Возможно ли это? В большей или меньшей степени многие ветхозаветные герои духа (да и язычники, вспомним хотя бы праведного язычника Иова) старались жить по-Божьи. Пророки укрепляли людей, говорили, что в рамках этого мира подлинное богообщение и не достижимо. Оно возможно лишь тогда, когда на землю придет посланник Божий, Его Сын.
И вот тогда наступит время примирения всего творения с Богом. Правда, произойдет это за горизонтом здешнего бытия, после преображения мира. Тогда наступит Царство Небесное, в которое войдут не только люди, но и животные. И в этой вечности, как некогда, при начале бытия, в Раю, человек и животные будут жить в мире и дружественном общении. «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому». И далее: «И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на святой горе Моей…» (Ис. 11 гл.).
И действительно, новым этапом, или вернее эрой в судьбе человека и мира стало пришествие в наш мир Сына Божия – Иисуса Христа. Христос примиряет мироздание и человека с Богом. И вносит в начертанную ветхозаветными пророками картину некоторые коррективы. Да, преображение мира нами еще только ожидается, оно в будущем, но уже сегодня всякий желающий может задышать его воздухом, ощутить его аромат…
Однажды, когда Иисуса спросили, когда придет Царствие Божие, Он ответил: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 20-21). Это значит, что Царство Божие начинает проявляться уже в этом мире, среди нас, людей века сего, – внутри нас! Когда мы видим чудеса, происходящие по молитвам подвижников веры, как мы называем их – святых людей, когда мы видим, как законы мироздания как бы смиренно уступают некоей высшей воле и силе, что это, как не обнаружение в нашем мире каких-то иных законов?.. Законов Царствия Божия…
Знакомство с жизнью святых людей показывает нам, что ветхозаветные пророчества о дружбе животных и людей уже как бы осуществляются. Всем известны рассказы о дружбе преп. Сергия Радонежского, преп. Серафима Саровского с дикими зверями – медведями. О преп. Германе Аляскинском читаем у его биографа и очевидца его духовных подвигов: «Около его келий жили горностаи. Эти зверьки отличаются своей пугливостью. Но они прибегали к преподобному Герману и ели из его рук. Видели, как преподобный Герман кормил медведя». Тоже известно и о древних отцах пустынниках, к которым приходили за помощью и которых охраняли дикие звери.
Почему это происходит? Можно предположить, что благодать Божия, действующая через подвижника, ощущается зверями. И нам, людям, хорошо быть рядом со святым, и животные чувствуют, что этот человек принадлежит тому миру (Царству Небесному), в котором нет вражды и взаимоуничтожения. В известной дореволюционной книге «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» описывается случай с намоленными четками старца. Отмахнувшись этими четками от разъяренного волка, странник спасся от растерзания хищным диким зверем. Чудесному происшествию книга дает такое объяснение: «Когда первосозданный человек Адам был в невинном святом состоянии, тогда все животные и звери были ему в покорении, они со страхом подходили к нему, и он нарицал им имена. Старец, чьи сии четки, был свят: а что значит святость? Не что иное, как через подвиги возвращение невинного состояния первого человека в грешном человеке. Когда освящается душа, освящается и тело. Четки всегда бывали в руках освященного; следственно, чрез прикосновение к ним рук и испарений его, привита к ним святая сила, — сила невинного состояния первого человека».
Замечательный современный русский мыслитель Татьяна Горичева, автор книги «Святые животные» пишет: «Животные не только “стенают и мучатся” вместе с человеком. Не только ждут усыновления и искупления… они уже способны, вслед за святыми и мучениками проникнуть в новый эон, войти в Церковь, дерзнем сказать — обожиться. В житии св. Великомученика и целителя Пантелеймона рассказывается, что дикие звери не хотели нападать на юношу. Тогда были убиты и они. Их трупы были брошены на съедение птицам. Но птицы до них не дотронулись. Трупы животных долгое время лежали на солнце и оставались нетленными. Итак, мы имеем дело с мощами животных».
Очевидно, – животные чувствуют духовную атмосферу Рая…
Сложнее тема вечной судьбы животных. Бессмертны ли их души (а у животных есть душа, как набор психических свойств)? Может быть, свидетельство ветхозаветных пророков понимать как поэтическую аллегорию?..
Апостол Павел пишет об этом конкретно: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8, 19-23).
Откровение сынов Божиих – это время прославления человека в Царствии Божием. Значит, по мысли ап. Павла, тварь ждет этого времени? И ждет в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы. Частное мнение ап. Павла? Едва ли. То же читаем и у многих святых отцов. Так, толкуя слова ап. Павла – сама тварь освобождена будет…св. Иоанн Златоуст говорит: «Что значит сама? Не ты один [человек], но и то, что ниже тебя, что не имеет ни разума, ни чувств – и то будет с тобою участвовать в благах. Освобождена будет, – говорит апостол, – от рабства тлению, то есть не будет уже тленною, но делается соответственною благообразию твоего тела. Как тварь соделалась тленною, когда твое тело стало тленным, так и тогда, когда тело твое будет нетленным, и тварь последует за ним и сделается соответственной ему».
А вот что об этом говорит св. Симеон Новый Богослов: «Все твари, когда увидели, что Адам изгнан из рая, не хотели больше повиноваться ему, преступнику. Но Бог… сдержал все эти твари силою Своею, и по благоутробию и благости Своей не дал им тотчас устремиться против человека и повелел, чтобы тварь оставалась в подчинении ему, и сделавшись тленною, служила тленному человеку, для которого создана, с тем, чтобы когда человек опять обновится и сделается духовным, нетленным и бессмертным, и вся тварь, подчиненная Богом человеку в работу ему, освободилась от сей работы, обновилась вместе с ним и сделалась нетленною и духовною».
О грядущем преображении твари вдохновенно пишет в своем учебнике «Догматика Православной Церкви» преп. Иустин Сербский: «Богочеловеческая истина о преображении природы непрестанно живет в Богочеловеческом теле Православной Церкви Христовой и будет жить вовеки… Воскресение мертвых будет концом смерти не только для людей, но и для видимой природы, которая подверглась смерти и тлению по грехолюбивой воле своего надменного господина – человека… Восстановлением человека в изначальном состоянии Господь и природу вернет в ее изначальное безгрешное состояние. Тогда не только христолюбивые люди древнею добротою возобразятся, но и вся природа…»
Каким образом это произойдет? А вот это нам не открыто. То, что живое творение каким-то образом войдет в вечность, приобщится грядущим благам вечного и блаженного бытия – истинная вера Православной Церкви. Как это будет? – мы не знаем.
Некоторые мыслители высказывали на этот счет свое мнение, но будем помнить, что это всего лишь частное богословское мнение, хотя и уважаемого лица.
Некоторые говорили, что войдут в вечность лишь те животные, которые общались с человеком. Через общение с бессмертной человеческой душой и животная душа прикоснулась к вечности, восприняла в себя благодатные силы, которые не дадут ей исчезнуть со смертью тела, а позволят жить в ином мире…
Иначе считал, например, святитель Феофан Затворник. Он писал, что возможно, Бог сотворил некую «мировую душу». В эту-то душу и вливаются после смерти души всех живых существ, кроме человека. «Есть градация душ: «некая химическая душа», и выше — растительная, затем — животная. Все эти души, низшие духа, в свой черед «погружаются в душу мира», растворяются в своем первичном субстрате. "А душа человека не может туда погрузиться, но духом увлекается горé, — это по смерти"» Духовные чада известного подвижника, исповедника и прозорливого старца архимандрита Бориса (Холчева) рассказывали, что он придерживался такого же мнения: «Не раз задавался вопрос о душе собак, что будет с ними после их смерти. Отец Борис говорил, что их души сольются с душой "мировой собаки"».
Есть и иные, менее известные теории, но все это лишь теории. Как и что будет на самом деле – знает лишь Бог. А мы и вся природа, предадимся Ему, – Отцу и Спасителю, с любовью и доверием.
19 июня 2023 г. 14:53
Алексей
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Да, в Кыргызстане есть мужской монастырь, находящийся в Кара - Балтах, и женский - в Балыкчах.
01 июня 2023 г. 21:59
Олег
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Дело в том, что Божественная логика и человеческая – не одно и тоже. Если бы Бог был лишь Справедливостью, тогда – да, мы все не имели бы ни единого шанса на спасение. Но Бог есть Любовь, и эту любовь к людям Он максимально выразил в Воплощении Своего Сына, Его кресте и Воскресении. Приобщаясь к Плодам Искупительной Жертвы через правильную духовную жизнь и Таинства, человек примиряется с Богом, очищается и исцеляется от живущего в нем греха. Следовательно и ветхозаветное правило: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем - нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак.2:10), перестаёт быть актуальным, упраздняется.
10 мая 2023 г. 09:34
Елизавета
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Начнём с Господа нашего Иисуса Христа. Будучи не только совершенным Богом, но и совершенным Человеком, Спаситель имел все соответствующие человеческой природе свойства. Он испытывал голод и жажду, усталость, переживал страх смерти, а значит, Его человеческой природе было присуще и ощущение боли и страданий. Об этом так пишет апостол Павел: «Он (Христос), во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за [Свое] благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию» (Евр.5:7-8).
Точно так – же и христианские мученики испытывали страдания от совершаемых над ними пыток и истязаний. Однако, они получали от Бога такой мир, что страдания за Христа становились для них радостью. Подробнее об этом можно прочитать интересную статью по ссылке: https://www.pravmir.ru/arximandrit-luka-anich-mucheniki-poluchayut-ot-boga-takoj-mir-chto-stradanie-za-xrista-dlya-nix-eto-radost/