Спрашивает: женя
Вопрос:
Вопрос задан:
08 февраля 2025
На вопрос отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
«Почему с грехопадением вся тварь поразилась тлением?»
Причины здесь две.
Первая причина: человек был поставлен Богом во главе всего тварного материального мира, как его царь, как посредник между Богом и тварным миром в деле обо́жения последнего. Пал царь, повредилось и всё его царство: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих».
Вторая причина: здесь проявил себя один из фундаментальных законов бытия человека, установленный Богом: сотворив первую супружескую чету по образу Своему, Господь дал нашим прародителям свободу самоопределения. И эту свободу Он не отнял у них после, хотя и предупредил о возможных последствиях не правильного выбора: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» Быт.2:16-17).
Итак, Царственное достоинство первого человека, а так – же не правильно реализованный дар свободы и стали причинами того, что все потомки Адама, и мироздание в целом оказались в состоянии глубокого повреждения: оторвались от Создателя, подпали под власть тления.
Что – же касается второй части вопроса: «почему с Воскресением Иисуса Христа не каждый человек обо́жился, но лишь получил возможность снова уподобиться Богу?», то здесь действует другой фундаментальный духовный закон, сформулированный святителем Афанасием Великим: «Бог спасает нас – не без нас». Бог, со Своей стороны, создал все условия для спасения человека: Он явился в наш мир в лице Иисуса Христа, принес Себя в Искупительную Жертву, основал на земле Церковь, учредил в ней Таинства, оставил Евангелие, как средство руководства. Человек – же, со своей стороны должен откликнуться на Божественный призыв к спасения, и, предприняв ряд конкретных шагов, усвоить Плод Искупления, сделать своим тот Дар, что оставил Церкви Сын Божий.