08 декабря 2024 г. 12:33
Отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Здравствуйте, Олег.
Для решения возникшей проблемы с Вашей дочерью необходимо сначала определить её причины. Это довольно часто встречающаяся картина: дети из православных семей, даже из семей священников, достигнув совершеннолетия, покидают Церковь. Почему это происходит?
Наша христианская жизнь зачастую носит формальный, внешний характер: мы ходим в храм, постимся молимся, участвуем в Таинствах, но при этом не происходит нашего внутреннего преображения: мы не становимся добрее, не излучаем радости от встречи со Христом. Одним словом, в нас не проявляется христианская любовь, в которой мы должны возрастать. И для наших детей, посещающих храм и воскресную школу, церковная жизнь предстаёт как система запретов. Поэтому, при первой – же возможности, они стараются этот груз с себя сбросить. Причина происходящего заключается в отсутствии у нас, родителей, внутренней духовной жизни: правильной молитвы, борьбы со страстными помыслами, ощущениями и желаниями. И нехватка деятельной христианской любви, радости, приводит к тому, что наши дети не чувствуют, что христианином быть хорошо. В них тоже не налаживается живое общение со Спасителем. От того и происходит разрыв с Церковью.
Вариант решения проблемы через общение дочери с протестантской молодёжью, предложенный Вами, отнюдь не из лучших. Это может привести к её отпадению от Церкви. Не зря канонические правила так строги к совместной молитве православного с раскольниками и еретиками. Это приводит выходу человека за границы Церкви:
45-е правило святых Апостолов: «епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям Церкви, да будет извержен».
10-е правило святых Апостолов: «Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен».
65-е правило святых Апостолов: «Аще кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолитися: да будет и от чина священнаго извержен, и отлучен от общения церковнаго».
33-е правило Лаодикийского Cобора: «Не подобает молитися с еретиком, или отщепенцем».
В нашем сознании существует такой ложный стереотип: если протестанты не пьют и не курят, не ругаются матом, значит, в общении с ними нет ничего плохого. А если они заразят человека своими еретическими мудрованиями, и этим закроют ему возможность спасения, разве это будет хорошо?
Мне думается, что выход из сложившейся ситуации может быть таков: Вам, как отцу, нужно овладеть внутренней духовной жизнью, критерием которой являются христианская любовь и смирение (нищета духовная). Для этого придётся потрудиться: пообщаться со священниками, или мирянами, которые сами ведут такую жизнь; почитать святых Отцов, в частности, творения святителя Игнатия (Брянчанинова). И пробовать осуществить прочитанное на практике. Начинать нужно с правильной молитвы, и в особенности, с приобретения навыков в молитве Иисусовой.
По мере Вашего духовного преображения, это состояние не останется скрытым от Ваших домашних. И оно может положительно повлиять на дочь: пробудить в ней угасший интерес к Православию. Тогда можно будет помочь ей научиться перейти от внешних форм христианской жизни, к её сути: живой встрече со Христом, очищению души от страстей. Но передать можно лишь то, чем мы овладели сами. Так что, начните процесс с себя. Бог в помощь.
Ссылка на вопрос