Спрашивает: Марк
Вопрос:
Вопрос задан:
15 февраля 2024
На вопрос отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Здравствуйте, Марк. Отвечая на Ваши вопросы, поясняю:
В эпоху Ветхого Завета в скинии Моисеевой, а позже - в храме Соломона, были священные изображения: херувимы, ковчег завета. В этом мы с Вами согласны. Перед священными изображениями возжигались светильники, воскурялся фимиам, а праведники Ветхого Завета приносили почитательное поклонение: «Поклоняюсь святому храму твоему» (Пс.5:8). «Поклоняюсь пред святым храмом Твоим» (Пс. 137:2). «Поднимаю руки мои к святому Храму Твоему» (Пс. 27:2). «Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его» (Пс. 131:7). Иисус Навин падал ниц пред ковчегом (Нав. 7:6). «Давид скакал из всей силы пред Господом» (2 Царств 6:13-14).
Согласно пророчеству Малахии, служение Иерусалимского храма должно распространиться по всему миру: «Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф» (Мал.1:11). Следовательно, и почитание священных изображений распространится повсеместно, что мы и наблюдаем в Православной Церкви, и не только.
Вопрос: а перед чем протестанты совершают каждение фимиамом, если у них нет икон, и приносят – ли они Богу чистую жертву?
Теперь хочу разобрать Ваши возражения по поводу ковчега завета. Вы пишете:
«Но Давид плясал возле ковчега. Но во-первых, он плясал действительно перед Богом, но возле ковчега».
Здесь Вы хорошо раскрываете… православные принципы иконопочитания: мы в молитве обращаемся ко Христу, но молимся перед Его изображением. Почитание воздаем Спасителю, но через икону, так – же как Давид, по Вашим словам плясал действительно перед Богом, но возле ковчега. Тогда в чём наши разногласия?
Далее.
«Ковчег в Ветхом Завете был инструментом для общения с Богом потому, что Бог находился в ковчеге. Теперь Бог находится в нас и говорит нам на прямую, так причём здесь иконы?»
Почему Бог мог присутствовать Своими энергиями в ковчеге и других святынях лишь в Ветхом Завете? Что сейчас мешает Ему сделать это? Уже в Новом Завете описываются священные предметы и места, которые явно были пронизаны благодатью: Силоамский источник: «и сказал ему Иисус: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (Ин.7:9); одежда Христа: «ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею» (Мф.9:21); платки и опоясания с тела апостола Павла: «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян.19:11-12). Интересно, а как бы вели себя протестанты, если бы им в руки попала одежда Спасителя: выбросили её, сожгли, вытирали бы ей туфли, или оказали знаки почитания? А о храме Иерусалимском Сам Спаситель сказал: «клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем» (Мф.23:21). Следовательно, Бог и сейчас может действовать через освященные предметы, которые достойны почитания уже потому, что пронизаны особым присутствием Духа Божия. Поэтому, зачем противопоставлять присутствие Бога в священных предметах (иконы), или местах (храм, Силоамский источник), и Его присутствие в Вашей душе? Разве второе исключает первое? – Напротив, священные предметы помогают человеку стать причастным Богу, как видно из вышеприведённых примеров.