Спрашивает: Андрей
Вопрос:
Вопрос задан:
19 апреля 2023
На вопрос отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Здравствуйте, Андрей. В предыдущем ответе https://pravoslavie.kg/answers/2629 мною было приведено достаточно аргументов, особенно исторических, в пользу того, что иконопочитание - это библейская практика, и первые иконы у христиан появились очень рано. Но раз Вы продолжаете возражать, вернусь к этой теме.
Вы пишете:
1«Бог в Своём Слове прямо запретил изображения для поклонения».
Во – первых, сами иконы Бог благословил изготовить, повелев Моисею: «сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки» (Исх.25:18).
Эти – же иконы изготовил в Иерусалимском храме пророк Соломон: «И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне» (3 Царств 6:29).
Бог повелел Моисею сделать ковчег завета – символическую икону Господа: «Сделайте ковчег из дерева ситтим» (Исх.25:10).
Во – вторых, перед этими святынями, так – же и перед храмом, в котором они стояли, поклонялись Моисей, Иисус Навин, Давид, и апостол Павел:
Зачем при молитве обращаться к Иерусалиму и храму?
(3Ц.8,48; Дан.6,10) «Поклоняюсь святому храму твоему» (Пс.5,8). «Поклоняюсь пред святым храмом Твоим» (Пс.137,2). «Поднимаю руки мои к святому Храму Твоему» (27,2). «Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его» (131,7). Иисус Навин падал ниц пред ковчегом (Нав.7,6).
Апостол Павел молился в храме до исступления (Дн.22,17), ходил в Иерусалим для поклонения (24,11). Иаков... поклонился на верх жезла своего (Ебвр.11,21). Христос есть образ Бога невидимого (2Кор.4,4) (Кол. 1,15). Образ ипостаси Его (Евр.1,3). Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его (Ин.5,23). Писание запрещает измену Богу. (Пс. 105,20-21; Дн.7,39,41; Ис.44,17; Иер.2,27-28;). У нас нет вопроса Кому поклоняться!
Чем был ковчег для Израиля? Ковчег - предмет поклонения: перед ним приносили
всесожжения (3Ц.3,15), воспевали (Пс.137,1;2), кадили (Исх.40,26-27), возжигали лампады (37,17;23). Жертвенник стоял перед завесою (Исх.30,1;6-8; Исх.40,5). Ковчег даже именовался Господом. (Числ. 10,35-36; 2Ц.6.14)
ЧУДЕСА: ковчег в храме Дагона (1Ц.5,1-12); медный змей; ковчег при переходе Иордана (Нав.3,5), обнесение вокруг Иерихона (6,5-7). Исцеляющая тень Петра тоже изображение (Дн.5,15).
Вывод: Бог священных изображений не запрещал, изображениям поклонялись. Следуя Вашей логике Моисей, Иисус Навин, Давид, и апостол Павел – идолопоклонники.
2. Далее Вы пишете: «Моисей, Давид и не поклонялись херувимам и храму, а только Богу и только потому, что в то время Слава Божья пребывала в скинии и храме».
Так ведь и православные поклоняются не веществу иконы, а Богу через икону, так – же как и протестанты поцеловав любимую страницу Библии, воздают почитание не бумаге и краскам, а Богу – Автору Писания!
Для того, чтобы понять это, проведите эксперимент: возьмите фотографию дорогого Вам человека, и… бросьте её в грязь, разорвите. Вам это будет не приятно, но почему? Ведь не любимого человека Вы бросили, а всего лишь фотобумагу! Значит, между образом и первообразом есть связь, и воздавая почитание изображению, мы чтим изображаемую Личность, и наоборот: воздавая знаки небрежения изображению, мы оскорбляем и Того, кто изображен.
Вы пишете, что храму поклонялись ради славы Божией, почивавшей на нем. Куда – же эта слава подевалась потом? Вы можете возразить, что Иерусалимский храм был разрушен, а значит и слава Божия покинула его. На это скажу, что храмы будут у христиан вплоть до пришествия антихриста, который описывается, как «противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в Храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес.2,4). Скиния земная была создана по образу небесной (Евр.9,24). В Новом Завете описан небесный храм (Откр. 11,19; 15,5). Почему же не должно быть земного?
3 «В настоящее время Бог не живёт в рукотворных храмах и нарисованных картинках».
Стефан обличал иудеев, говоря, что Бога невозможно заключить в стены, как думали язычники, ограничивая храмом Его местопребывание (или в нарисованными картинками). Подобных воззрений в Православной Церкви нет.
А о присутствии Бога в храме говорит Христос: «Клянущийся Храмом клянется им и Живущим в нем» (Мф.23,21); Он признавал освящение от храма: «что Больше: золото, или храм, освящающий золото?» (ст. 7). Если чаша причастия - свята, то храм не может быть иным, ибо в нём она преподаётся.