Спрашивает: Олег
Вопрос:
Вопрос задан:
19 февраля 2022
На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
Через икону Православная традиция выражает истину о том, что Сын Божий, Совечный и Единосущный Отцу и Духу, Воплотился в Иисусе Христе, став совершенным Человеком. Бог стал видим во Христе, а потому и изобразим.
Что касается отсутствия изображений в Иудаизме, здесь всё очевидно: вторая заповедь Декалога гласит: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4-5). Период Ветхого Завета Отцы Церкви именуют Откровением Бога через слово: Бог в этот период не Воплощался, и большинство евреев Его не видели: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого - либо кумира, представляющих мужчину или женщину» (Втор. 4:15-16). Поэтому, действовал запрет на изображения Бога, который актуален и в современном Иудаизме, поскольку иудеи до сих пор не признают Иисуса Христа.
В Исламе похожая ситуация: Аллах лишь посылал на землю Своих пророков, но Сам никогда не Воплощался. Между Богом и человеком, согласно Исламу, остаётся бесконечная и непреодолимая пропасть. Поэтому, мусульманские богословы учат: если лишь Аллах является Творцом, а художник не может вдохнуть жизнь в нарисованный им портрет, то нельзя изображать не только Бога, но и людей. Разрешаются изображения низших форм жизни – растений.
Протестантизм отвергает иконопочитание на основании двух моментов:
1.По причине провозглашенного им принципа: «Sola scriptura» - «Только – Писание». Если в Новом завете, говорят протестанты, Иисус прямо не повелевает изображать Себя, значит, священные изображения остаются под запретом. При этом, протестанты не замечают такого парадокса: Иисус нигде на страницах Нового Завета не дает повеления записывать и читать Его слова! При этом, Он и Сам ничего не писал.
2.На основании позаимствованных из Нового времени, в которое протестантизм зародился, представлений об отсутствии связи между символом и той Реальностью, на которую он указывает. А так – же, отрицании возможности освящения Богом материи.