Спрашивает: Артем
Вопрос:
Вопрос задан:
30 августа 2018
На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
Отвечая на Ваш первый вопрос, скажу: да, человек, не уверовавший во Христа, не может быть очищен от последствий первородного греха (естественно, под словом «вера» подразумевается не рациональное признание историчности Иисуса и Его Искупительного подвига, но усвоение себе, через правильную духовную жизнь и участие в Евхаристии, плодов Его Жертвы). Логика здесь проста: Христос – Врач, всё человечество – больные. Если больной не чувствует своей болезни, или, чувствуя, не хочет призвать Врача, воспользоваться Лекарством, Им предложенным, он так и останется болен. По этому поводу, Сам Спаситель говорит: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3: 36).
Теперь по поводу второго вопроса о возможности спасения Сократа. Православная Церковь содержит учение о том, что в момент Крестной смерти, Христос Своей человеческой душой, соединённой с Божеством, сошёл во ад, разрушил его, и вывел оттуда в Горнее Царство всех, кто принял Его благовестие и уверовал в Него. Вот как об этом пишет апостол Пётр: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1 Пет.3: 18-20).
Преп. Иоанн Дамаскин следующим образом комментирует этот текст: «Некоторые говорят, что Христос вывел из ада только веровавших, каковы суть отцы и пророки, судьи, а вместе с ними цари, местные начальники и некоторые другие из народа еврейского – немногочисленные и известные всем. Мы же на это ответим думающим так, что нет ничего незаслуженного, ничего чудесного и ничего странного в том, чтобы Христу спасти уверовавших, ибо Он остается только справедливым Судией, и всякий уверовавший в Него не погибнет. Так что и должно было им всем спастись и разрешиться от уз ада сошествием Бога и Владыки – что и произошло по Его Промыслу. Теми же, кто только по человеколюбию Божию спаслись, были, как думаю, все, которые имели чистейшую жизнь и совершали всевозможные добрые дела, живя скромно, воздержно и целомудренно, но веры чистой и божественной не восприняли, потому что не были наставлены в ней и остались вовсе не наученными. Их-то Управитель и Владыка всех привлек (в аду), уловил божественными сетями и убедил их уверовать в Него, воссияв им божественными лучами и показав им свет истинный» (О скончавшихся в вере (PG 95, 257 AC). Цит. по: Игумен Иларион (Алфеев). Христос победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. СПб., 2001. С. 325).
А вот что об античных философах пишет св. Иустин Мученик: «Мы научены, что Христос есть перворождённый Бога, и мы выше объявили, что Он есть Слово, Которому причастен весь род человеческий. Те, которые жили согласно с Словом, суть христиане, хотя бы считались за безбожников: таковы между эллинами – Сократ и Гераклит и им подобные, а из варваров – Авраам, Анания, Азария и Мисаил, и Илия и многие другие» [Св. Иустин Философ. Соч. Апология 1, § 46. М. 1892 (переизд. 1995)]. В другом месте он говорит: «Поскольку те, которые делали всеобщее, естественное и вечное добро, приятны Богу, то и они, подобно прежде их жившим праведникам Ною, Еноху, Иакову и другим, во время воскресения спасутся через Христа нашего вместе с теми, которые этого Христа признали Сыном Божьим» [Св. Иустин Философ. Разговор с Трифоном Иудеем, § 45].
Подводя итог вышесказанному можно говорить, что из ветхозаветного человечества, не принадлежавшего к народу Израильскому, были выведены Христом из ада и спаслись те, кто «которые имели чистейшую жизнь и совершали всевозможные добрые дела, живя скромно, воздержно и целомудренно, но веры чистой и божественной не восприняли», как учит преп. Иоанн Дамаскин. Таковые были «христианами до Христа», - говорит святой Иустин Философ.