Спрашивает:
Вопрос:
Вопрос задан:
06 сентября 2018
На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
Для ответа на поставленный вопрос, нужно сначала прояснить учение Церкви о том, что такое рай, и какое значение в его стяжании занимают, так называемые, добрые дела.
По словам известного современного подвижника благочестия, архимандрита Бориса (Холчева), рай – это жизнь в Боге и с Богом. Другими словами, рай не есть какая-то автономная, изолированная от Бога область бытия, связанная с чувственными удовольствиями его обитателей, как нередко это понимают люди. Рай – это Сам Бог. Бог – Источник величайшего блага для всех творений, и для человека, в особенности. Чтобы достичь познания Бога и единения с Ним, человек должен полюбить Его, и войти, через Крещение, в Церковь, и для спасения от грехов, воспользоваться плодами Искупительной Жертвы Его возлюбленного Сына, Господа нашего Иисуса Христа.
Добрые дела, или, исполнение заповедей Божиих, для достижения Богообщения, имеют следующее значение: по мысли святых Отцов, добрые дела должны привести человека к познанию себя, то есть, к опытному видению своих нравственных недугов, или грехов, и неспособности собственными силами, без помощи Божией, без участия в Искупительной Жертве Христовой, избавиться от них.
Резюмируя всё вышесказанное, теперь дадим ответ на вопрос: может ли войти в рай добродетельный атеист? - К сожалению, не может потому, что, НЕ ХОЧЕТ. Во-первых, он не признаёт бытие Бога, Который и является раем для принявших Его. Не ищет Его полюбить, исполнить Его волю, соответствуя своей жизнью Его замыслу о нас. Во-вторых, сами по себе добрые дела, для соединения с Богом и для вхождения в рай, могут быть полезны лишь в той степени, в которой они дают человеку видение своих грехов, и познание того, что своими силами, без помощи Христа, как Спасителя от грехов, человек от них не способен исцелиться. Если же добрые дела не приводят человека к такому познанию и принятию Искупительной Жертвы Христовой, для достижения рая, или Царства Небесного, они оказываются бесполезными, сколько бы их человек не совершил.