Спрашивает: Анна
Вопрос:
Вопрос задан:
14 сентября 2018
На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
Проблема заключается здесь, дорогая Анна, не в Боге, а в человеке. Бог, через Своё Откровение ясно возвестил Свою волю о каждом из нас: «Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?» (Иез. 33:11). И не только возвестил, но и создал все условия для нашего спасения: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин.3: 16 – 17). Вы пишете о детях, выросших в семьях атеистов, о множестве людей, придерживающихся ложных религиозных представлений: как они могут познать своего Создателя и приобщиться к вечной жизни? – Бог, для этого даровал внешним, по отношению к Православной Церкви людям, два пути. Путь первый - окружающий нас мир, который является живой иконой своего Творца: он свидетельствует о Его бытии, Всемогуществе, Премудрости и Благости. Внимательно читая книгу природы, люди должны бы задуматься о Причине, её произведшей, приложить усилия для поиска и познания Бога. Но что мы видим в реальности? – Люди, глядя на окружающий мир, либо безразлично относятся к вопросу о бытии Божием, либо, как это делают воинствующие атеисты, изо всех сил стараются не замечать Творца в творении и опровергать существование Бога. Путь второй – Бог вложил в сердце каждого человека универсальный нравственный закон, выражающийся в голосе совести. Даже людям, выросшим в семьях атеистов, алкоголиков, или в джунглях Амазонки, ничто не препятствует прислушиваться к её голосу и исполнять её требования, соответствуя, таким образом, воле Божией. Но, опять, что мы видим в отношении к совести? – То, что весьма многие, не только не задумываются: а откуда в нас совесть, а о чём она меня предупреждает? Но и попирают её голос: к примеру, в России ежегодно убивается по пять миллионов нерожденных детей. Как граждане страны, столь цинично попирающие в себе нравственный закон, могут рассчитывать на счастливую жизнь на земле и в Вечности? И как они получат от Бога прощение своих грехов, если аборты и за грех то не считают?
Что касается людей, не православных, и не христианских убеждений, не принадлежащих к Церкви, то и для них не закрыт путь к Истине. В священном Писании сказано: «Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10:34 – 35). И если иноверец всем сердцем взыщет Бога, устремится к познанию Истины, Бог не оставит его в неведении. В качестве доказательства, предлагаю Вам посмотреть цикл интересных передач, размещённых на Ютубе, под названием: «Мой путь к Богу». На эти передачи приглашались люди, бывшие в прошлом атеистами, мусульманами, сектантами, родноверами, экстрасенсами, наркоманами. И они свидетельствовали, как из своих заблуждений, пришли в Православие.
Кроме того, в понимании Отцов Церкви, рай и ад – это ни что иное, как Сам Бог, действие Его Любви, которая будет различным образом усваиваться людьми, в зависимости от их нравственного состояния. Вот как, например, об этом учит преподобный Исаак Сирин: «Рай есть любовь Божия, в которой наслаждение всеми блаженствами». Но рассуждая об аде, он говорит почти то же самое: ад – это бич божественной любви. Он пишет: «Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви. И как горько и жестоко это мучение любви!» Блаженный Феофилакт Болгарский следующим образом объясняет, почему Любовь Божия одних людей (праведных) будет радовать, а для других станет бичом, вечно поражающим их: солнце одинаково освящает все предметы на земле, но каждый из них, в силу своего устройства, по-разному этот свет усваивает: воск – делается мягким и тает, глина, напротив, становится твёрдой. Поэтому, причина блаженства праведных будет заключаться в том, что, через христианскую жизнь, победу над грехом, они раскрылись для усвоения Божественной Любви. Напротив, причина страданий грешников в аду кроется в том, что они грехами сделались неспособны эту Любовь Божию усвоить, они, в течении земной жизни отвергали и попирали её, и эта Любовь станет для них огнём и будет жечь их.
Итак, мы видим и с этой точки зрения, что не Бог будет награждать праведных и наказывать грешных, а сами люди, в силу их нравственного состояния, происходящего от свободного самоопределения, либо станут способными приобщиться к Божественной Любви, либо – отвергнут её. И, как следствие, от этого будут радоваться, или страдать.