В текстах Евангелия указано, что никто не благ кроме Бога. Не противоречит ли это изречение канонизации некоторых святых людей к лику "Блаженных"?

Категория вопроса: Священное Писание и толкования

Спрашивает: Валерий

Вопрос:

Здравствуйте Батюшка! Вопрос у меня такой: В евангелие от Луки гл.6 написано: "1.Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. 2.Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. 3.Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. 4.Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах.", а в главе 18 того же Евангелия от Луки указывается такой текст: "18. И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? 19 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог." То есть в п.18 главы 18 Иисус указывает что никто не благ. В данном случае имеет ли место быть противоречие между словами о блаженных алчущих, плачущих, нищих духом и т.п. и указанным далее о том что никто не есть "благ" кроме Бога? И не противоречит ли это изречение канонизации некоторых святых людей к лику "Блаженных"? Например Блаженная Ксения Петербургская, Блаженный Августин и т.п., Церковь причислила их к лику "Блаженных", но в текстах Евангелия указано что никто не благ кроме Бога! Есть ли здесь противоречия или это имеет свое логическое объяснение?

Вопрос задан:
05 декабря 2018

На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов

Ответ священника:

Слово «блаженны», с которого начинаются заповеди Блаженств, переводится на русский язык, как «счастливы», то есть в этих заповедях Христос научает нас: что нужно сделать, чтобы стать по – настоящему счастливым. В тексте Евангелия от Матфея 19: 17 «Никто не благ, как только один Бог», слово «благ» подразумевает атрибут Иисуса Христа, как Сына Божия – Божественную благость, или любовь. Согласно толкованию этого текста Блаженным Феофилактом Болгарским: «Этот человек (богатый юноша) подошел не с целью искушать Христа, но с целью получить наставление, так как жаждал жизни вечной. Только он подошел к Христу, как простому человеку, а не как к Богу. Потому Господь и говорит ему: «что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог, «то есть если ты называешь Меня благим, считая в то же время за обыкновенного учителя, то ты ошибаешься: в действительности никто из людей не благ. Во-первых, мы очень легко уклоняемся от добра, во-вторых, самая доброта человеческая в сравнении с благостью Бога - не более как злоба». http://bible.optina.ru/new:mf:19:15#blzh_feofilakt_bolgarskij

Другими словами, речь здесь идет о том, что Христос усваивает Себе свойство благости, и на этом основании называет Себя Богом. Никакого противоречия между словами «блаженны» из заповедей Блаженств, и «благим» из беседы Христа со знатным юношей, нет. Бог – Обладатель – благости, все же люди призваны стать причастниками этой благости через нравственное совершенство в добродетелях, которые раскрываются в заповедях Блаженств. Каждый христианин должен стремиться так же и к блаженству, то есть подлинному счастью, заключающемуся в стяжании вышеозначенных добродетелей, и общении с Богом.

Что же касается блаженных, как вида святости, то в Православии этот термин применяется к двум категориям людей:

1. К святым неразделенной Церкви, почитаемых на Западе, но неизвестных до некоторого времени на Востоке (блаженный Августин, блаженный Иероним).

2. Святых Христа ради юродивых (блаженная Ксения Петербургская).

И здесь Вы ставите вопрос: «В текстах Евангелия указано, что никто не благ кроме Бога. Нет ли здесь противоречия?»

Нет. Бог обладает свойством благости, или любви по природе, и в абсолютном совершенстве. Человек же должен стать благим лишь по причастности Богу, и в той мере, в которой это позволяет осуществить его тварная, и потому ограниченная природа.

 








Смотрите также: