Спрашивает: Tatiana
Вопрос:
Вопрос задан:
15 января 2019
На вопрос отвечает: Протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
По поводу споров между святителями Игнатием (Брянчаниновым) и Феофаном Затворником о природе души: первый утверждал, что душа, как ангелы и бесы, состоит из тонкой, как он говорил, эфирной субстанции. Но по отношению к Богу, и душа и духи – материальны. Только Бог – чистейший Дух. Второй - мыслил душу и духов, как существ нематериальных. Но оба святителя сходились в том, что души и духи тварны. Душа – бессмертна, поскольку является простым и немногосоставным существом. Она не может, как тело, распадаться на составляющие её элементы потому, что не обладает сложностью. Смерть души заключается в удалении от неё Духа Божия, как учит святитель Григорий Палама, то есть, в неспособности, в силу живущих в ней грехов, к Богообщению. Но при этом, Бог продолжает поддерживать её в бытии (естественно, душа не имеет самостоятельного, автономного от Бога бессмертия). Даже в аду, после всеобщего воскресения, души соединившись с телами, будут продолжать своё вечное существование, хотя и находиться вне общения с Господом.