Слышал такое мнение, что если человек не попросил прощения, то мы не обязаны прощать. Так – ли это?

Категории вопроса: Духовная жизнь и благочестие, Грехи, Суеверия и заблуждения, Общество и окружение

Спрашивает: N

Вопрос:

Здравствуйте. Слышал такое мнение, что если человек не попросил прощения, то мы не обязаны прощать. Я не в первый раз слышу эту точку зрения. И в проповеди иерей Даниил Сысоев говорил примерно так: «Мы не можем простить человека, если он не просит прощения, и даже не чувствует вину. Бог не прощает человека, если он упорно не кается. Если мы пытаемся простить такого, не кающегося грешника - мы пытаемся стать более святыми, чем Бог». И в Евангелии написано: «Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему». (от Луки 17:3-4). А если не покается? Мне кажется, что все обиды простить невозможно, если человек не кается и не просит у тебя прощения. Объясните, пожалуйста, как надо поступать? Если человек очень сильно обидел, так что будешь это всю жизнь помнить, а он не чувствует вину, не просит прощения, то нужно на него просто не злиться, не мстить ему? Или еще обязательно простить?

Вопрос задан:
26 января 2019

На вопрос отвечает: Протоиерей Димитрий Шушпанов

Ответ священника:

Просил, или не просил обидчик у нас прощения, это – не столь важно. Важно то, что нося в себе враждебные чувства к нему, мы тем самым, разрушаем самих себя, себе наносим душевный вред. Если обидчик не хочет примиряться с нами, не осознаёт своих грехов, то Бог не простит его. Но и за наш грех вражды Бог не простит и нас. Поэтому, просил он прощения, или нет, а мы должны победить в себе чувства неприязни к нему. По поводу высказываний о. Даниила Сысоева судить не берусь, но могу привести высказывания святых Отцов о необходимости прощения обид:

«Если человек искренне просит у тебя прощения, когда согрешит перед тобой, прощай ему с добротой всякий раз его согрешения и люби его вблизи. А лукавого человека, якобы просящего у тебя прощения, чтобы благодаря этому делать, что ему нужно и постоянно впутывать тебя в свои дела, которые приносят душевный вред другим людям, прости семьдесят семь раз и после этого люби его издалека и молись». (Преподобный Паисий Святогорец)

«Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвою. Если брату своему, на которого за что-нибудь прогневан, не оставляешь долга его, то совершенно напрасно постишься и молишься: Бог не приимет тебя» (преп. Ефрем Сирин, 33, 111-112).

«...Прощение нередко ведет ко спасению, обуздывая обидчика стыдом, из состояния страха приводя его в чувство любви и самое твердое благорасположение» (свт. Григорий Богослов, 13, 125).

«...Чем более кто согрешил против нас, тем более должны мы спешить к примирению с ним, потому что он становится причиной прощения нам большего числа грехов» (свт. Иоанн Златоуст, 45, 233).

«...Если мы искренно хотим примириться, то не отступим (от врага), пока не победим его своими усиленными просьбами, пока не привлечем к себе и не заставим прекратить вражду против нас. Разве ему через это мы оказываем какую-либо милость? Нет, на нас самих переходят плоды доброго дела: мы этим привлекаем на себя благоволение Божие, приобретаем себе прощение грехов, получаем великое дерзновение пред Господом» (свт. Иоанн Златоуст, 47, 283).

«Терпя обиды, неприятности, несправедливости, не дерзай по гордости винить в них своего ближнего. Поверь, вина лежит не на нем, а на тебе: Господь желает очистить грехи твои, вот и посылает тебе как бы незаслуженную скорбь и обиду, но опять напоминаю тебе: она заслужена тобою, твоими грехами разными, прежними; прими скорбь с радостью, как лекарство очистительное от Самого Господа, а обидчика считай небесным другом, целителем твоей души; тогда никакая обида не потревожит тебя, а только будет звать тебя к покаянию, будет увеличивать здравие твоей души и делать тебя любезным Богу» (Схиигумен Савва).





Последние вопросы и ответы

Я сомневаюсь в верности мужа потому, что он не надежный и в любой момент может предать. Как думаете: стоит ли от такого уходить?
Сейчас в сети появилось интересное видео с психологом Дианой Файдыш. Она говорит, что человеку не нужен психолог, человеку нужен Бог. Как вы относитесь к данной ситуации?
Почему русские императрицы после коронации причащались в алтаре? Для чего у многих членов императорской семьи было большое количество не православных крёстных родителей?
Cкажите, пожалуйста, как дать развёрнутый ответ на вопрос о том, почему из Пресвятой Троицы воплотился именно Сын?
Мой сын отдал мою икону, не спросив меня. С тех пор я очень болею, неприятности преследуют меня и всю семью! Что делать?
Скажите могу ли я просить Бога простить блуд, и просить снова нас соединить с этим человеком?
Как совместить веру в блаженную вечность и обновление творения, и веру в гибель мира от огненного потопа?
По каким критериям определялась легитимность Вселенских соборов?
Для чего Господь Бог дал еврейскому народу такое количество предписаний (613 заповедей), большинство из которых носят чисто поверхностный, обрядовый характер?
Когда возникла практика сбора пожертвований в конце Литургии?



Смотрите также: