Спрашивает: Дмитрий
Вопрос:
Вопрос задан:
19 февраля 2019
На вопрос отвечает: Протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
Бог – не нуждается (Он вообще Самодостаточен), а человек – нуждается! Вы не задавались вопросом: почему Господь наш Иисус Христос одних исцелял словом (слугу Капернаумского сотника), других – через возложение Своих рук (слепца), или прикосновение к Его одеждам (кровоточивую женщину), третьим – помазывал комочками глины не зрячие очи (слепорожденному) и приказывал пойти и умыться в купели Силоамской? Этим Он дал понять, что Духа Святого можно получить, не только непосредственно, но и через освящённую материю - святыню (тело Спасителя, Его одежды), и через паломничества к святым местам (Силоамская купель, купальня Вифезда, где ангел возмущал воду и исцелял больных). Из всего вышесказанного можно сделать вывод, озвученный святителем Иоанном Златоустом: «Если бы ты был бестелесен, то Христос сообщил бы тебе сии дары бестелесно, поелику же душа твоя соединена с телом, то духовное сообщает Он тебе через чувственное».
Поэтому, Дух Святой действует на человека, не только непосредственно, напрямую, но и через материальные святыни, в том числе, и иконы. (Сам Христос именуется у апостола Павла: «Образ Бога невидимого» (2 Кор. 4:4), (Кол. 1:15). В греческом тексте, слово «образ» звучит буквально, как «икона»! Значит, Сам Иисус – Икона Отца! А вы говорите: иконы не нужны!)
Что касается использования иконы в молитве, это весьма полезно.
Икона помогает христианину:
1.Чаще вспоминать о Боге.
2.Наглядно учиться истинам веры, поэтому, икона именуется «богословием в красках». И у Протестантов есть детские Библии с картинками.
3.Собирать ум и сердце в молитве воедино, и от чувственного образа (иконы) возноситься к Первообразу (Богу).
4.Возгревать любовь к Богу: как глядя на фотографию любимого человека, мы тем оживляем свою любовь к нему. (К его личности, а не к фотобумаге!) Так и глядя на икону Бога во плоти, научаемся любить нашего Спасителя, столько для нас совершившего.
5.Свидетельствовать о главном событии Нового Завета – Боговоплощении. «И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3:16).
Подробнее можете познакомиться с вопросами иконопочитания в книге диакона Андрея Кураева: «Протестантам о Православии», глава: «Икона в Библии» https://lib.pravmir.ru/library/book/2290