Спрашивает: Валерий
Вопрос:
Вопрос задан:
29 апреля 2019
На вопрос отвечает: Протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
Вот как этот текст толкует Свт. Геннадий Константинопольский:
По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил
Апостол говорит это против тех, кто превозносился перед братьями из-за духовных даров, данных в те времена некоторым христианам для чудотворения. Ибо, говорит он, Бог дал вам Свое дарование не для того, чтобы вы ссорились друг с другом или чтобы божественное стало для вас поводом к распре, но ради единомыслия, любви и общего спасения всех. Никто из вас, говорит он, не имеет ничего от себя, но, удостоенный большего или меньшего дара, получил его по решению Бога, Который, точно зная веру каждого, делает так, чтобы его сила соответствовала ей.
А вот что пишет по этому поводу блаженный Феофилакт Болгарский:
По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил
По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать
Павел, будучи смиренномудрым, никогда не почитает достаточными собственные слова, но в подтверждение их представляет то милосердие Божие, то благодать. Я, говорит он, не от себя предлагаю слово, но от Бога, внушенное мне благодатью Его. Не думайте о себе более, нежели должно думать, говорит он всякому, и простецу, и начальнику; а рассуждает прежде всего о смиренномудрии, подражая Господу, который начал с оного: блаженны нищие духом (Мф. 5:3). Смысл слов его такой: должно думать, то есть иметь высокую мысль, но для того, чтобы думать о небесном и возвышаться над земным, а не для того, чтобы возноситься над ближними: это значит думать более, нежели должно думать.
Но думайте скромно (ц.-сл. - в целомудрии)
Мы получили благоразумие для того, чтобы обращать оное не в высокоумие, но в целомудрие, то есть в смиренномудрие. Так сказал, дабы показать, что высокоумный сумасбродствует и вышел из ума своего, а смиренномудрый имеет здравые мысли и потому называется целомудренным.
По мере веры, какую каждому Бог уделил
Сказав, что мы не должны высоко думать о себе, указывает теперь, как должно думать о себе скромно, и говорит, что должно думать о себе скромно, помышляя, что Бог каждому уделил меру веры. Так как по причине дарований духовных многие впали в высокоумие, то и говорит, что должно думать о себе скромно потому, что Бог каждому уделил меру веры. Ибо это не от твоего зависит успеха, но есть божественное дарование: велико ли оно, мало ли, но даровал его Бог. Дарованием называет здесь ту веру, которой творили чудеса. Ибо вера двух родов: одна принадлежит нам, например: вера твоя спасла тебя (Мф. 9:22), а другая есть дар Божий: это та вера, которой совершаются чудеса, например: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет (Мф. 17:20).
Толкования на послание к Римлянам. http://bible.optina.ru/new:rim:12:03
Что касается вопроса определения в себе степени веры, она определяется, степенью видения человеком своих душевных недугов - грехов, и рождающегося отсюда покаяния и смирения.