Спрашивает: Валерий
Вопрос:
Вопрос задан:
12 июля 2019
На вопрос отвечает: Протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
1.Грех, среди прочего, имеет такое опасное свойство: он делает слепым своего носителя, порождая в его сердце нечувствие, усыпляя совесть. Отсюда и появляется иллюзия духовного благополучия: в чем каяться, если «нет» грехов? На самом деле, мы просто их не видим. Преп. Петр Дамаскин, по этому поводу, учит: «Первым признаком начинающегося исцеления души является видение человеком грехов своих, по числу подобных песку морскому». Из этого следует вывод: нам есть в чем каяться, просто мы еще не познали своих болезней. Как – же приобрести это спасительное видение? Святые отцы единогласно отвечают: «тщательное исполнение заповедей Божиих научает человека его немощи», то есть, открывает ему его духовные недуги. Например: есть заповедь о неосуждении. Пробую, хотя – бы в течение одного дня никого не осудить, и…не могу! Я, оказывается, болен! Почему – же до сих пор не видел своей болезни? – Потому, что не понуждал себя к исполнению заповедей, которые являются образцом состояния здорового человека. Здесь и речи не идет о каком – то «самоуничижении», искусственном «выискивании» несуществующих грехов, самоедстве. Просто с глаз человека падают розовые очки, и Бог постепенно открывает ему его реальное нравственное падение. Почему постепенно? Если это сделать сразу, человек просто умрёт от разрыва сердца, увидев, что оказывается, на сегодняшний день, он – полный ноль! Отсюда рождается смирение и покаяние. Опять – же, смирение, не как забитость, или капитуляция перед злом, а как трезвый взгляд на свои силы: мне казалось, что я – чемпион по тяжелой атлетике, а на самом деле, я не могу поднять даже небольшой гирьки! (не могу и часа не осуждать, не лукавить, не завидовать, не лицемерить!) Чтобы детально познакомиться со святоотеческим учением о познании себя, дорогой Валерий, займитесь чтение святителя Игнатия (Брянчанинова). Он – великолепно раскрывает эту тему.
2.Что касается ссор с домашними по поводу расхождения взглядов на истины христианства, нужно, по возможности, их избегать, как об этом пишет апостол Павел: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18).