Почему в храмах крестят детей, да ко всему за крещение взымается плата?

Категория вопроса: Духовная жизнь и благочестие

Спрашивает: Шикин Виктор

Вопрос:

Мира вам и здравствия! Я хожу в протестантскую церковь, но протестантом, католиком, православным себя не считаю. Я христианин и стараюсь следовать учению Господа Бога нашего через Писание. Я не противник и другой литературы, но на первом месте для меня Библия! Прочитал ответ на тему икон и молитв к тем, кого забрал Господь к себе, и многое что понял. Спасибо. На мой взгляд вы правы, что просить тех, кто в небесной церкви поддержать вас молитвой хорошо, но многие уверены, что это не прошение поддержки в молитве к Богу, а молитва к людям усопшим. Но у меня другой вопрос: почему в храмах крестят детей, когда водное крещение, после крещения Иисуса, для покаяния человека? Так ко всему за крещение взымается плата! Иисус говорил "... Даром получили, даром давайте." Мтф 10:8.

Вопрос задан:
02 августа 2019

На вопрос отвечает: Протоиерей Димитрий Шушпанов

Ответ священника:

1. «Я хожу в протестантскую церковь, но протестантом, католиком, православным себя не считаю. Я христианин, и стараюсь следовать учению Господа Бога нашего через Писание. Я не противник и другой литературы, но на первом месте для меня Библия!»

Не возможно, дорогой Виктор, ходя в протестантскую церковь, считать себя просто христианином. Каждое направление в Христианстве, хотите Вы того, или нет, сформировало свою традицию прочтения (толкования) Библии, именуемое преданием. Поэтому, протестантская традиция, де факто, делает Вас протестантом. А если Вы будете иначе, чем протестанты понимать Писание, Вы всего лишь станете основателем собственной религиозной традиции. Но будет – ли это традиция Апостольской? Задумайтесь над протестантским лозунгом «Только Писание»: если достаточно лишь Библии, если Библия может толковать саму себя, то почему, при наличии одной Библии Протестантизм рассыпался, как мешок гороха, и одна конфессия может противоречить другой в базовых учениях?

2. «На мой взгляд вы правы, что просить тех, кто в небесной церкви поддержать вас молитвой хорошо, но многие уверены, что это не прошение поддержки в молитве к Богу, а молитва к людям усопшим».

Да, это – прошение, выражаемое в молитве. И ничего противоречащего Писанию в этой практике нет. Ведь и сами протестанты часто просят друг друга помолиться Богу о каких – то нуждах, говоря: «Брат Павел! Моли Бога о мне: у меня такая – то беда!». В протестантских собрания практикуется совместная молитва за какого – либо брата, или сестру. И если Вы боитесь в молитве к усопшим святым увидеть акт идолослужения (молитва к кому – либо, кроме Бога), если видите здесь нарушение слов апостола Павла: «един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5), тогда нужно запретить и самим протестантам молиться друг за друга.

3. «Но у меня другой вопрос: почему в храмах крестят детей?»

По причине причастности всех потомков падшего Адама, в том числе, и детей, первородному греху, и его последствиям – проклятию и смерти: «одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили» (Рим. 5:12), а так – же, по причине того, что лишь в Крещении человек  я облекается в Иисуса Христа, делаясь Христовым, приобщаясь к плодам Его Искупительной Жертвы: «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:27). И если ребенок не крещен, значит, он – не Христов, он – не член Церкви, не причастник Искупления! Тогда выходит, что он принадлежит супротивной силе (дьяволу)?

По поводу аргумента об отсутствии у ребенка веры, Сам Христос сказал о детской вере: «Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18: 4 – 6). Совсем – же маленьких младенцев в Православии крестят по вере восприемников. В Евангелии есть множество примеров, когда по вере одних людей (часто, недееспособных), Спаситель прощал грехи, подавал благодать исцеления другим: слуге Капернаумского сотника (Мф. 8:5–10), дочери женщины Хананеянки (Мф. 15:22 – 28), расслабленному, принесённому четырьмя (Мф. 9:2 – 7).

По поводу того, что ребенок не может обещать Богу добрую совесть (1 Петра 3:21), здесь имеет место неточность Синодального перевода: греческое слово «эпирото», переведенное, как «обещание», действительно, в Аттическом греческом диалекте звучит как «обещание», но в диалекте Койнэ, на котором написан Новый Завет, оно имеет значение «прошение».  Например, Например, в Мф. 16, 1: фарисеи «έπηρώτησαν» – «просили» Христа. Встречается этот глагол еще в Мф. 22, 46; Мк. 9:32, 11:29;  Лк. 2:46, 6:9; Рим. 10, 20; 1Кор. 14, 35. Именно по этой причине, в переводе свв. Кирилла и Мефодия (природных греков), текст из послания ап. Петра звучит как: «вопрошение у Бога совести благи». Обещать ребенок – не может, а просить у Бога обновления своей совести, поврежденной грехом – может!

Вообще, дорогой Виктор, советую Вам познакомиться с замечательной книгой диакона Андрея Кураева: «Протестантам о Православии», глава: «Можно – ли крестить детей?» Думаю, здесь Вы найдёте ответы на многие вопросы. https://azbyka.ru/otechnik/sekty/protestantam-o-pravoslavii/4

4. «Так ко всему за крещение взымается плата! Иисус говорил "... Даром получили, даром давайте." Мф. 10:8».

Эти слова – не о Крещении, а о даре чудотворений: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте». Что касается Крещения, как и других Таинств, в Православии за их совершение взимается не плата, а пожертвование. Разница между первым и вторым заключается в том, что, например, если человек в магазине захочет купить товар, и у него не будет хватать одного рубля, ему этот товар не продадут. А в храме, если у человека не хватает денег на пожертвование за Таинство, или совсем нет денег по причине бедности, священник ему ОБЯЗАН преподать Крещение, или любое другое Таинство бесплатно. Главные Таинства в Православии: Исповедь и Причастие, совершаются всегда бесплатно. Пожертвование взимается лишь за те Таинства, или требы, что совершаются один раз в жизни: Крещение, Венчание, отпевание, и пр.








Смотрите также: