Почему вы, христиане, разделяете Бога на три, и говорите, что Он - не один? Как это понять?

Категория вопроса: Священное Писание и толкования

Спрашивает: Религия мир

Вопрос:

Вы почему христиане разделятье богу на 3 и говорите не один это как понять

Вопрос задан:
19 сентября 2019

На вопрос отвечает: Протоиерей Димитрий Шушпанов

Ответ священника:

Во – первых, Христианство содержит учение о Боге – Троице на основании того, что Он Сам благоволил открыть людям о Своей Природе через Священное Писание.

Библия говорит, что уже при сотворении мира, тайна того, что Бог – Сверхъедин, приоткрывалась писателю книги Бытие, пророку Моисею: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1), - пишет святой пророк Моисей. В еврейском подлиннике читаем: «Берешит брара Элогим». «Берешит» - «в начале», «бара» - «сотворил», «Элогим» - «Боги». «Сотворил» - в единственном числе. «Боги» - во множественном! В первых стихах книги Бытие уже перечисляются все Три Божественные Личности в Боге: «В начале сотворил Бог (речь об Отце) небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий (речь о Духе) носился над водою. И сказал Бог (речь о Слове Бога – о Сыне): да будет свет. И стал свет» (Быт.1:1 – 3).

Далее. Бог, на страницах Библии, неоднократно говорит о Себе во множественном числе: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему» (Быт.1:26). После греха Адама: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло» (Быт. 3:22). Даже первая заповедь Моисеева, провозглашая строгий монотеизм: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Исх.6:4), прикровенно содержит тайну того, что внутри Бога – множественность. Слово «един», по - еврейски «эхад», означает не просто единство в смысле единицы, но единство между чем – то и чем – то. Например, слово «эхад» употребляется при описании единства мужа и жены в браке: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна (эхад) плоть» (Быт 2:24).

Но яснейшим образом тайна Бога Троицы открылась две тысячи лет назад, при Воплощении Его Сына, Которого в Его земной жизни мы знаем, как Иисуса Христа. Иисус неоднократно именовал себя Богом, равным Отцу: «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Ин. 5: 22 – 23). Иисус одобрил исповедание апостола Фомы, воскликнувшего: «Господь мой и Бог мой!» (Ин.20: 28 – 29). Он заповедовал перед Вознесением Своим ученикам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Ин.28:19), перечислив все Три Личности в Боге, как равные.

Во – вторых, рационально понять: как в Едином Боге соединяются Три Личности – Отец, Сын, и Дух, до конца не возможно. Природа Бога - не постижима. Однако, можно приводить аналогии из тварного мира, помогающие приблизиться к пониманию этой великой тайны. Вот как её объясняют православные богословы. Бог имеет Слово. Он не может быть немым. Он – говорит. Это Слово - вечно рождается в Боге, и Оно является Личностью, именуемой Сыном, или Логосом (греч. – «Слово»). Сын рождается не потому, что у Бога есть жена (прочь от нас это безумие!), а непостижимым образом, подобно тому, как и в нашей голове, ум порождает слово, которое вполне выражает его. Так и Иисус предвечно рождается Отцом без отделения и страдания, без чего-либо плотского или животного, но духовно, подобно тому, как сияние естественным образом сопровождает солнечный диск. Две тысячи лет назад, во исполнение пророчеств Писания, Слово – Воплотилось для искупления людей, восприняв  человеческую природу через чистую Деву Марию, и было названо именем «Иисус».

Кроме того, Бог не лишен природной жизни. И эта Сила Жизни лична, и называется Духом Святым, от Отца исходящим (Ин. 15, 26) без отделения, без страдания, вечно. Это подобно тому, как и наша разумная душа не только обладает словестной способностью, но и жизненной силой для оживления тела, так и Бог обладает природной Жизнью, Которой Он оживляет Свое творение.

Мы верим, что не смотря на то, что все Три Личности не смешиваются во-едино (подобно тому как и в нас душа отличается от ее природной словесной способности и жизненной силы), но Они суть Один Бог, как говорит Библия: "три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино" (1 Ин. 5:7). Мы не придаем Богу сотоварищей, ибо знаем что Слово и Дух вечно с Отцом, как единосущные Ему.

Из окружающего мира, для пояснения того, как Единый Бог может быть Троицей, возьмем два примера.

Пример первый – атом. Еще античные греки, задолго до нашей эры, не имея развитых технических приспособлений,  при помощи лишь теоретических рассуждений, пришли к выводу, что вся материя в мире состоит из мельчайших, неделимых кирпичиков – атомов (от слова «атомос» – «не делимый»). Этой истины наука придерживалась вплоть до двадцатого века. Но когда, при помощи андронного коллайдера и других технических достижений, ученым удалось заглянуть внутрь атома, оказалось, что там существует множественность: ядро, протоны, нейтроны, электроны. Хотя атом – один. Так и в Боге: в дохристианский период Ветхого Завета, Бог дал праведным людям первоначальное Откровение о Себе, что Он – Един. Но в Новозаветную эпоху, через явление Сына и сошествие на Его апостолов Духа, Бог открылся совершенным образом, открылся как Троица.

Пример второй. Выше уже кратко упоминалось, что человек, сотворённый по Образу Божию, содержит отображение Бога Троицы в своей природе: у него есть три душевные силы: ум, слово и дух. Ум – подобен Богу Отцу. Ум рождает слово – воплощённую мысль, как Бог Отец бесстрастно, без участия жены, вечно рождает Сына. У человека есть и дух – сила, оживотворяющая его тело. Дух человека подобен Духу Божьему, вечно существующему в Боге. При этом, как Бог, имея в Себе Три Личности, не разделяется на три бога, оставаясь Единым, так и человек, обладая умом, словом и духом,  не разделяется на три человека, оставаясь единым существом.








Смотрите также: