Спрашивает: Ксения
Вопрос:
Вопрос задан:
07 апреля 2015
На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
Дорогая Ксения! В Вашем вопросе несколько вопросов, поэтому будем говорить о них по порядку. 1. "разъясните пожалуйста: Иисус - Сын Божий и в то же время - Бог, как я понимаю Они неразделимые. Но в то же время Господь посылает Сына Своего для спасения человечества и искупления грехов." Согласно Священному Писанию, мы веруем в Бога Троицу. Это: Отец, Сын и Святой Дух. Сын Божий – Второе Лице Святой Троицы Воплотился через Деву Марию и стал подобным нам человеком. Он именуется Иисусом Христом. «Иисус» – означает Спаситель, «Христос» – Помазанник. Поэтому, о Христе мы говорим, что Он – Богочеловек. В Нем соединились две природы – Божественная и человеческая, соответственно - две воли. Но одна личность – Сына Божия. 2. "И в Евангелии много таких моментов, когда Иисус обращается к Господу со словами - "Отче, пронеси эту чашу мимо меня!" " В этих словах Иисуса Христа и приоткрывается Тайна Его Богочеловеческой природы. Так как Он и Бог и человек, В Нем действуют две воли и два хотения: Его Божественная воля, согласна на Его страдание за грехи людей. А человеческая воля - страшится смерти («Отче! Если возможно, пронеси эту чашу мимо Меня!»), однако не противоречит Его Божественной воле, но подчиняется ей. («Впрочем, не Моя воля, но Твоя, Отче, да будет»). 3. "Получается, что есть Бог и есть Сын Его Спаситель Иисус?" Действительно, в Евангелиях часто описывается общение между Иисусом, как Сыном Божиим, Второй Личностью в Боге, и Его Отцем – Первой Личностью в Боге. 4. "И распятие Христа было предопределено? Иисус - сын Божий пришел в мир, заранее зная, что Его распнут? А была ли возможность не распинать?" Бог по Своему предведению еще до сотворения мира и человека знал, что человек падет, и от Вечности предопределил средство его спасения – через Воплощение Своего Единородного Сына. О том, что Его распнут, Спаситель неоднократно предупреждал Своих учеников: «Вот мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий будет предан в руки грешников. И убьют Его, и в третий день воскреснет». Что касается того, можно – ли было спасти мир без Распятия, человеческая природа в Адаме была повреждена падением и стала смертной. Для ее исцеления необходимы были страдания Иисуса, как человека. Поэтому, Он добровольно восходит на крест, что бы в Себе Самом исцелить воспринятую Им человеческую природу, которую Он возвращает нам для приобщения через Церковь в Таинствах. 5. "Значит, Бог действительно один - что у православных, что у католиков. Почему тогда у нас идет такое отличие в службах - у католиков в церкви можно сидеть - у нас - только стоя служат! Я понимаю исторические моменты распада церкви на Римскую католическую и Греческую, но не могу понять причины раскола - почему так произошло? Святые в той церкви тоже есть и тоже помогают и исцеляют - я смотрела несколько передач про это. Но так и не могу понять какая же из церквей является основой веры." Солнце – одно, но на экваторе оно светит в полную силу, а на полюсах - едва скользит по поверхности. Так и Бог – один, но полнота приобщения к Нему в разных религиозных традициях может быть неодинаковой. Если говорить об отличиях, то и в Поместных Православных церквях они тоже есть в обрядах и традициях. Но это не определяющий момент. Преп. Иоанн Дамаскин сказал: «В главном – единство (В учении). Во второстепенном – разнообразие (В традициях). И во всем – любовь». Вот в главном – то, у Православных и Католиков единства нет. Причинами раскола Западной и Восточной Церквей стали не столько нововведения Западной Церкви (например: уч. об Исхождении Св. Духа и от Сына), сколько присвоение ею полномочий, которыми обладает только Вселенская Церковь (напр. изменять или дополнять Символ Веры). Говоря о том, какая – же из Церквей является аутентичной, нужно для их оценки применить критерий неизменности вероучения, согласно которому Православие неизменно хранит учение древней Церкви, Католичество – же ввело много новых вероучительных истин, неизвестных древней Церкви, которые иначе, как ересями, не назвать (главенство и непогрешимость Папы, Филиокве, Частилище и др.). 6. "Я очень хочу понимать службу, а не стоять просто так лишь бы отстоять для галочки, поэтом, наверное, когда я дома молюсь - мне кажется, что так я ближе к Богу, чем когда стою в церкви и не понимаю вообще о чем речь." Церковно – славянский язык, на котором Русская Церковь прославляет Бога уже больше тысячи лет, есть язык молитвы, и познается он, прежде всего, в опыте молитвы. Но можно воспользоваться и внешними пособиями. Например, скачать из интернета краткий церковно - славянский словарь. Слов, не употребляющихся в русском языке, в славянском не так уж много: всего 40 – 50. Так что, если с ними познакомиться, богослужение станет более понятным. В моей практике был любопытный случай. В храм ходила и усердно молилась старушка, которая была глухой. Однако, это не мешало ей потому, что общение с Богом может быть помимо пяти обычных органов чувств. Что – бы постичь символику богослужения, опять – же можно заглянуть в православные сайты. Там на эту тему много материалов. Главное – желание. Что – же касается храмовой и домашней молитвы, именно в храме человек ближе к Богу. Спаситель сказал: «Где двое, или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них». В храме – молитва соборная. Но даже не это главное. Храм – место, где совершается главное Таинство Церкви – Евхаристия, или Причащение. В этом Таинстве сосредоточены плоды Крестной Жертвы и тридневного Воскресения Иисуса Христа. В этом - исключительная важность посещения храма. Дома можно и нужно молиться, но Евхаристии там нет.