Заинтересовалась на старости лет Священным Писанием, и узнала, что многие богословы – заблуждаются. Если уж Осипов и Кураев заблудились, то что нам простым смертным делать?

Категория вопроса: Священное Писание и толкования

Спрашивает: Светлана

Вопрос:

Здравствуйте, батюшка! Заинтересовалась на старости лет Священным писанием, читаю Библию, молитвы, псалтырь. Хожу на исповедь и причастие. Естественно, что многое непонятно. Стала искать в интернете материалы о христианстве. И столкнулась с проблемой: те светила православия, которые дают очень понятные, интересные, подробные, логичные объяснения по различным религиозным вопросам, практически все сейчас в опале у РПЦ: Кураев, Осипов, Головин, Ткачёв. А Моленко вообще сектантом оказался... Вот что это значит? Что долгие размышления вводят умнейших, высокообразованных людей в заблуждение? Что же тогда простым делать? Мне очень понравились лекции вышеперечисленных "товарищей". У меня пытливый ум, мне хочется узнать подробности мироздания, историю христианства, становления Православия, тем самым укрепить свою веру. Научиться отвечать мусульманам на разные каверзные вопросы. Кого теперь слушать, если в церкви раздрай идёт? Создаётся впечатление, что сами священники православные конкурируют друг с другом и согласия у них никакого нет: ни в вопросах веры, ни между собой по-человечески. Вот в этом мы очень проигрываем мусульманству: у них очень ладненько всё, дружно. И у меня уже закралось сомнение, что при таком раскладе внутри церкви вполне могли библию переписать, и добавить отсебятину. Так кого можно и нужно слушать? Вообще, читаю, слушаю и диву даюсь: никто ничего доподлинно не знает. Всюду какие-то предположения, измышления. В самом Писании ничего непонятно, пояснения у всех разные. Как можно построить на таких данных достоверную историю и теорию? Просто надо читать молитвы, давать милостыню и не задавать вопросов. Может, потому что ответов-то и нет по большому счёту? Ну, вот простите Бога ради! Если уж Осипов и Кураев заблудилиь, то что простым смертным делать?

Вопрос задан:
28 января 2020

На вопрос отвечает: Протоиерей Димитрий Шушпанов

Ответ священника:

В одном вопросе Вы задали несколько вопросов. Постараюсь отвечать по порядку.

Первое. Православная Церковь отличается от прочих христианских направлений тем, что своё понимание Писания и истин веры (догматического и нравственного учения) она строит на авторитете святых Отцов, которые являются выразителями апостольского Предания. Поэтому, Отцы для каждого православного христианина - бесспорный авторитет. Вот у кого, дорогая Светлана, и нужно искать правильное понимание Библии, и другие ответы вероучительного и нравственного характера. Конечно, читать Отцов не так просто: они жили в других исторических и культурных условиях. Их язык и изложение весьма отличен от современного. Однако, без них никак не обойтись. Начните с чтения толкований на Четвероевангелие блаж. Феофилакта Болгарского https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/ Его толкования наиболее просты в понимании, и кратки.

Второе. По поводу А.И. Осипова, А. Кураева, Головина, Ткачева, Моленко. Здесь нужно разбираться с каждым именем индивидуально. Например, Алексей Ильич является действующим преподавателем МДА, наиболее известным и авторитетным современным богословом и миссионером Русской Православной Церкви. Он никак не находится ни в какой опале. Лично я (и не только) считаю его высказывания вполне соответствующими Православию. Его книги получили гриф: «Одобрено Издательским Советом РПЦ», а значит, прошли цензуру на соответствие святоотеческому учению. Протодиакон Андрей Кураев, к сожалению, во многом сам виноват, что находится сейчас в таком «задвинутом» положении. Начав бороться с реальными грехами внутри РПЦ, он, к великому сожалению, перешел к борьбе с самой Церковью, что для православного верующего совершенно не допустимо. Стоит вспомнить его громкие высказывания по поводу одобрения Критского собора, раскола в Украине, и пр. Хотя книги и лекции о. Андрея являются вполне доброкачественными. Вы можете их читать и слушать. О Андрей Ткачев – действующий клирик РПЦ. Не запрещен, не подвергается «гонениям». Очень популярный проповедник. Его выступления Вы так – же можете слушать. Что касается бывшего священника Владимира Головина из г. Болгар, за деструктивную деятельность сектантского характера, он был законно лишен священного сана. Если хотите, можете познакомиться с материалами о его деятельности на сайте свт. Иринея Лионского https://iriney.ru/iskazhenie-pravoslaviya-i-okolopravoslavnyie-sektyi/uchenie-i-praktika-svyashhennika-vladimira-golovina/novosti-ob-uchenii-i-praktike-svyashhennika-vladimira-golovina/ Естественно, после всего происшедшего, слушать его выступления, и читать книги (с которых, кстати, был снят гриф Издательского Совета), нельзя. Олег Моленко, является бывшим священником Русской Православной Зарубежной Церкви. Лишен священства потому, что основал собственную секту, именуемую им «Вселенской Церковью Иоанна Богослова». В качестве архиерея этой «Церкви» он поминает самого апостола Иоанна, который «воскрес вторым всеобщим воскресением сразу по своей смерти, и помимо небесных обителей, он имеет на земле Богом дарованную резиденцию в горах Гималаях» https://azbyka.ru/znakomstva/blogs/4621/22699/raskolnik-oleg-molenko-i-ego-knigi Судите сами, можно – ли после таких высказываний доверять содержимому его публикаций?

Третье. Что касается вопроса о раздрае среди богословов Церкви, здесь исполняется пророчество апостола Павла: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11:19). Так что, не удивляйтесь этому процессу. Опять – же, чтобы не ошибиться в выборе наставника, нужно прежде всего, ориентироваться на творения людей, имеющих в Церкви бесспорный авторитет: на святых Отцов. И уже по их книгам судить о доброкачественности учений современных богословов.

Четвёртое. Вы ставите под сомнение не поврежденность Библии, предполагая: не «отредактировали» ли её? Отвечаю: это – не возможно технически. До нас дошло более пяти тысяч древних манускриптов книг Нового Завета. Это говорит о том, что оригиналы Евангелий и апостольских Посланий в древней Церкви были многократно скопированы, и распространялись на больших территориях. И для того, чтобы их «отредактировать» злоумышленникам понадобилось – бы все эти списки отыскать, изъять, уничтожить, и заменить новыми. Вы считаете, что такая деятельность могла – бы пройти для древних христиан не замеченной? Но в истории Церкви нет даже намёков на то, чтобы верующие когда – то, где – то, возмущались подобной «редакцией». Так что, по поводу чистоты библейского текста можете не сомневаться.

Что касается вопроса о том, что, якобы, у мусульман, по сравнению с православными «трава – зеленее»: нет никаких разделений, у них всё «гладенько», Вы сильно ошибаетесь. Там тоже есть разделения, противостояния между разными течениями, и отдельными богословами. В Исламе нет твёрдой догматики, нет никаких аналогов христианским Вселенским Соборам для выражения четкого и общеобязательного учения. Поэтому, многое зависит от каждого конкретного проповедника. Мусульмане, как и прочие люди, тоже подвержены последствиям падения Адама. А значит, и грехи здесь ничем не отличаются от грехов в прочих религиях. Разница между Православием и Исламом лишь в том, что у нас есть средства борьбы с грехом (правда, не все христиане хотят ими пользоваться), а там – нет.

Поэтому, дорогая Светлана, по мере сил, двигайтесь вперед в познании Господа Нашего Иисуса Христа, и учения Его Церкви, научаясь отсеивать ложные учения от верных. Ориентир – есть.  Бог Вам в помощь.








Смотрите также: