Спрашивает: Олег
Вопрос:
Вопрос задан:
25 июня 2021
На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
Святоотеческое понимание Писания говорит нам следующем: человек, при его сотворении, находился в естественном состоянии, именуемом падательным. То есть, он должен был стремиться к Богоподобию, и, таким образом, правильно реализовав свою свободу, утвердиться в добре, но мог этого и не сделать. И человек пал. Его теперешнее состояние именуется ниже естественным. Он отдал себя во власть греховных желаний, опустившись ниже своего природного состояния, в состояние животных. Призван каждый человек к достижению состояние вышеестественного, то есть, не падательного. Начало ему он полагает через правильную христианскую жизнь, здесь, на земле. Но полноценно осуществится это состояние лишь в жизни будущего века. Суть его состоит в том, что человек должен подняться над своим естественным (падательным) состоянием и, содействием Благодати Божией утвердиться в добродетели насколько, что уже не захотеть падать в грехи. При этом свобода воли останется у спасённых людей и в Царствии Небесном, но они её правильно реализуют. Имея опыт жизни греховной, люди настолько утвердятся в добре, что не захотят больше отпадать от Бога. Таким образом, все три вышеперечисленные состояния можно обозначить так: естественное - могу согрешить, ниже естественное - не могу не грешить, выше естественное – не могу грешить.
Теперь, отвечая на поставленный вопрос: «сможет - ли история грехопадения повториться в Царствии Небесном?», можно сказать: нет, в жизни будущего века грехопадение не повторится.