Спрашивает: Георгий
Вопрос:
Вопрос задан:
15 июня 2015
На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
Душевные болезни, как и болезни физические являются следствием, так называемого, первородного и, отчасти, родового греха. Под первородным грехом Церковь подразумевает поврежденность человеческой природы, как таковой, в Адаме. Под родовым грехом наследственную передачу от предков потомкам греховных наклонностей, а с ними и болезней (в том числе и на генном уровне). Само собой разумеется, душевно больные люди не обладают той полнотой умственных возможностей, какую имеют обычные люди. Ограничена для них и область вменения, то есть нравственной оценки их поступков. Не зря состояние, в котором они совершают то или иное действие именуется не вменяемым. А потому и возможности сознательного поиска Христа и спасения для них ограничены болезненным состоянием, в котором они находятся. Тем не менее, эти люди не лишаются Богом вечного блаженства потому, что не имеют личных грехов и в силу болезни не способны во всей полноте к самоопределению по отношению к Создателю. «Всякая – же душа по природе – христианка» - учит Тертуллиан, то есть человек от рождения не является богоборцем, но может таковым стать лишь вследствие греховной жизни. Можно – ли назвать душевнобольных «обреченными» на спасение? – В определенном смысле – да. Но, думаю, такая «обреченность» дорого им стоит и далеко не каждый человек захочет для своего спасения прожить жизнь душевнобольного. Это - крест, и крест очень не легкий. Потому и Господь вознаграждает за несение такого креста. Нужно только, - как говорил один святой, - не мешать им, то есть, дать возможность жить в том состоянии, в котором они находятся. Некоторые – же люди, не желая смириться с промыслом Божиим о своем близком, стараются всеми способами исцелить его, избавить от душевного недуга, и тем мешают его спасению.