Спрашивает: Олег
Вопрос:
Вопрос задан:
13 августа 2021
На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
Дорогой Олег! Не торопитесь делать поспешные выводы о воскресении умерших, не познакомившись прежде с этим учением.
Всеобщее воскресение – это великий дар Божий человечеству. Оно произойдет в силу того, что Христос в Своей человеческой природе преодолел смерть, тридневно воскреснув из мертвых. Ожидание людьми победы над смертью является частью древнейшейшего праоткровения, передававшегося из уст в уста от Адама его потомками. Например, еще неандертальцы хоронили своих умерших в позе эмбриона, выражая этим свою веру в то, что некогда смерть будет побеждена, и умершие вновь родятся для вечной жизни. В глубокой древности люди строили огромные мегалитические сооружения, под которыми делали усыпальницы для умерших, насыпая сверху курганы. Этим они показывали свою веру в то, что земля, приняв тело человека, становится как бы беременной им, и некогда родит усопших в иную жизнь, где они уже не умрут. Эти верования изначально присущи человеку, и с Зороастризмом никак не связаны. Естественно, в Христианстве, базирующемся на Откровении, учение о воскресении приобрело своё завершение через смерть и воскресение Христа – того Посредника, которого не хватало древним, для преодоления собственной смертности.
Что касается Страшного суда, который последует за всеобщим воскресением, то Отцы Восточной, Православной традиции, понимают его так: каждый человек САМ добровольно притянется к тому миру (рай и ад), с которым он сроднился в своей земной жизни. Ведь подобное соединяется с подобным. Вот и весь суд! Потому в Евангелии и говорится: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46). Сами пойдут, ибо никто насильно, ни в рай, ни в ад человека не повлечёт.