Спрашивает: Олег
Вопрос:
Вопрос задан:
30 октября 2021
На вопрос отвечает: Протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
Для правильного понимания смысла Писания, нужно пользоваться истолкованием его Отцами Церкви. Вот как второй и третий стихи первой главы пророка Софонии толкует святитель Кирилл Александрийский:
Ст. 2–3 Оскудением да оскудеют вся от лица земли, глаголет Господь: да оскудеет человек и скоти, да оскудеют птицы небесныя и рыбы морския: и да изнемогут нечестивии, и изъиму беззаконныя от лица земли, глаголет Господь
Здесь в гиперболических выражениях дает пророчество о том, что страна их будет как бы совершенною пустынею и едва уже не погибает со всеми обитателями ее; ибо мы конечно не скажем, если находимся в здравом уме, что Владыка всяческих устремляет гнев Свой и на бессловесных животных, и на рыб, и на птиц. Напротив, это более побуждает слушателей понимать в том смысле, что вообще никому (из людей) не будет оказано пощады. Но как при потоплении корабля вместе с находящимися на нем пловцами ничто не остается, так и со взятием Иудеи ничто, говорит, не спасется, ни человек, ни животное, ни птица, ни рыба. Но поскольку были вероятно в ней такие, которые жили согласно с законом и имели поведение благопристойное и достойное удивления, то, – дабы не показалось, что Он устремляет гнев Свой на всех сплошь и без разбору и губит праведного вместе с неправедным, и вместе с беззаконными и нечестивыми истребляет и благочестивого, – с этой именно целью выразительно указывает, на кого обрушатся последствия Его гнева; ибо сказал, что «изнемогут нечестивии, и изыму беззаконныя от лица земли». «Изнемогут», падая от руки врагов: «изымутся» же беззаконные, как умершие и ставшие жертвой меча, или как отведенные в плен и сделавшиеся рабами своих победителей.
Но если бы кто пожелал применить это к нравам и образу жизни людей, то под человеком и скотами, и прочим он должен разуметь людей, живущих по плоти и имеющих земное мудрование, пристрастных к скоропреходящему, которыми божественное слово сказало: «аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси: вы же яко человецы умираете» (Пс.81:6–7); ибо у святых жизнь уже не человеческая, но более божественная и духовная, если истинно то, что они «ходят во плоти», живут же не по плоти (2Кор.10:3), но имеют жительство на небесах (Флп.3:20). А под скотами он должен разуметь живущих в великом невежестве и медленных умом, о которых (Бог) говорит устами Давида: «человек в чести сый не разуме» и далее (Пс.48:13) и повелевает, говоря: «не будите яко конь и меск, имже несть разума» (Пс.31:9). Под птицами же будем разуметь людей, имеющих превозносящийся и как бы в воздухе парящий ум, старающихся высокомудрствовать и отвращающихся от смиренномудрия (Рим.12:16). А таков всякий гордец и кто всецело предан грехам богоненавистной гордости. Под рыбой же разумей неразумнейшую толпу. Рыбы суть самые безгласные существа. А такова и есть толпа, которая как бы некоторым морем будучи объята смятением жизни и питаясь соленым и горьким удовольствием совершающихся в ней деяний, соблюдается для сетей смерти и имеет концом жизни погибель. Посему такие оскудеют, когда Бог подвергнет их взысканию и накажет их, как ведущих распущенную жизнь и не перестающих огорчать Его.
А на рай православные надеются на основании обетования Господа Иисуса Христа, сказавшего: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин.5.24).