Спрашивает: Гулнихол
Вопрос:
Вопрос задан:
05 ноября 2021
На вопрос отвечает: Протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
Первое: не факт, что Ваш брат - одержимый. Для определения причин его болезни, нужно, прежде всего, обратиться за консультацией к опытному врачу – психотерапевту. Пусть он осмотрит его, предложит сдать анализы. Вполне возможно, что у больного имеет место расстройство физического характера. Если это так, то ему может помочь, или облегчить течение болезни, лечение и медикаменты, а его болезнь в этом случае не имеет отношения к одержимости. Если психотерапевт ничего по своей части не обнаружит, тогда можно обращаться к Церкви. И здесь попутно возникает ещё несколько затруднений.
Экзорцизм, или изгнание бесов из других людей, могут проводить лишь те христиане, которые изгнали их в себе, то есть, победили собственные страсти, и приседящих им бесов. В противном случае, такой горе – экзорцист своими отчитками лишь навредит больному: вместо одного беса «подселит» ему ещё несколько. Вот, например, что пишет об экзорцизме древний христианский святой – авва Питирион: «Итак, чада, кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти: ибо какую страсть кто победит, такого беса и изгонит. Мало-помалу должно вам поработить страсти, чтобы изгнать демонов этих страстей». Но в наше время, практически нет христиан, достигших чистоты душевной, или бесстрастия. В наше время всеобщего оскудения веры, сбываются слова пророка Давида: «Спаси, Господи, ибо не стало праведного» (Пс.11:2). Поэтому найти христианина, имеющего дар изгнания бесов, почти не возможно. На это Вы можете возразить: но как – же мусульманские муллы, протестантские пасторы, и даже в некоторых монастырях православные священника проводят отчитки? Отвечу на этот вопрос словами древнего святого. У преподобного Иоанна Кассиана Римлянина в беседах «О Божественных дарованиях» находим следующее: «Человек, преданный явным порокам, может иногда производить удивительные действия и потому почитаться святым и рабом Божиим… и сам тот, кто уверен в себе, что обладает даром исцелений, надменный гордостью сердца, испытывает тягчайшее падение. От сего происходит то, что демоны, с воплем именуя людей, не имеющих никаких свойств святости, и никаких духовных плодов, показывают вид, будто их святость жжет их, и они принуждены бежать от одержимых ими». Другими словами, может иметь место обман: одни бесы «бегут» от горе – заклинателя, другие – занимают их место…
«Что – же тогда делать?», - спросите Вы. И здесь вырисовывается вторая проблема, о которой Вы сами вскользь упомянули: «Я не отношу себя ни к какой религии, я верю в Бога и Иисуса». Но Иисус основал на земле Церковь, то есть, общину учеников, и сказал о ней: «если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18:17). Церковь, по словам апостола Павла, есть тело Христово (1 Кор. 12:27). Это значит, что лишь находящиеся в ней (в Церкви) могут онтологически соединиться со Христом в Таинствах, и в Нем иметь жизнь вечную. Об этом пишет тот – же апостол Павел: «Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Ефес. 5:23). Одержимый бесами человек, в отсутствии экзорциста, может воспользоваться Таинствами Церкви для освобождения от влияния злых духов. Но, ни Вы, ни Ваш брат, членами Православной Церкви, основанной Христом, не являетесь. Принимать Крещение по утилитарным мотивам, ради здоровья, не разумно. Креститься нужно по вере во Христа и для того, чтобы в Нем стать победителями своих грехов и смерти. Найдете – ли Вы в себе такую решимость, не знаю.
Поэтому, всё, что Вам остается в данных условиях, это воспользоваться теми святынями Церкви, что допустимы для людей, не являющихся членами Церкви. Это: освящённая вода, освящённое масло, каждение ладаном в доме, и молитва своими словами к Богу об исцелении больного. Данные святыни Вы можете приобрести в любом православном храме. Поможет – ли через них Бог, будет во многом зависеть от Вашей веры, и от воли Божьей: насколько полезно, с точки зрения вечности, для больного освобождение от его недуга. Вот что об этом пишет преподобный Варсануфий Великий: «Нехорошо с усилием молиться о том, чтобы получить исцеление, не зная, что тебе полезно». Полную версию статьи о святоотеческом понимании экзорцизма Вы можете прочитать по ссылке: https://azbyka.ru/ekzorcizm-osipov