Если Церковь учит, что по воскресении телесная природа человека станет без увечьев, то почему Христос является ученикам со Своими ранами от крестных страданий?

Категория вопроса: Священное Писание и толкования

Спрашивает: Саша

Вопрос:

Отец Димитрий, на разных православных ресурсах доводилось видеть этот вопрос, но никогда на него не было развёрнутого ответа с ссылкой на святоотеческое толкование. Церковь учит, что по воскресении мы все преобразимся, телесная природа станет иной, без недостатков, кто имел какие увечья и дефекты, изменится и тому подобное. Но почему Господь и Бог наш Иисус Христос является ученикам со Своими ранами от крестных страданий, которые окончательно удостоверяют апостола Фому(Ин.20:27)? Расскажите, пожалуйста.

Вопрос задан:
05 ноября 2021

На вопрос отвечает: Протоиерей Димитрий Шушпанов

Ответ священника:

Вы переоцениваете мои интеллектуальные возможности. Такие вопросы в пору задавать профессорам Духовных Академий. Я – же, могу лишь предложить следующий ответ:

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 27-28 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!

Недавно медлительный в деле веры в Него оказывается быстрым в исповедании и в весьма непродолжительное время исцеляется (от маловерия). Только ведь восемь дней прошло, и все препятствия со стороны маловерия были упразднены Христом, показавшим язвы гвоздиные и самый бок. Но, быть может, на это кто-либо скажет: почему же, скажи мне, ум святых учеников проходит чрез столь тонкое изыскание и тщательное исследование? Разве для доказательства истинности воскресения из мертвых и признания Господа не было бы достаточно вида тела, черт лица, меры роста? Что же скажем на это? Божественные ученики имели ум, не свободный от сомнения, хотя и видели Господа. Они думали, что это не есть действительно Тот Самый, Кто некогда пребывал с ними и сожительствовал и повешен был на древе, но, напротив, – дух, искусно подделавшийся под образ Спасителя и обманно принявший очертания того вида, какой они знали. Впрочем, они впали в такое мнение не без некоторой основательной причины к этому. Ведь так как Он прошел чрез запертые двери, между тем как земное и вещественное тело требует себе достаточного пространства для входа и нуждается в такой широте домовых входов, какова величина каждого тела, то поэтому и весьма благополезно Господь наш Иисус Христос обнажил Фоме бок Свой и ясно показал раны на теле, удостоверяя чрез него всех. Ведь хотя и одного святого Фомы раздается речь: «Ежели не вложу рук моих и (не) увижу язвы гвоздиныя, и (не) вложу руки моей в бок Его, не поверю» (Ин. 20:25), но то была вина неверия общая, вероятно, всем, и ум других учеников мы найдем не свободным от смущения, хотя они и говорили святому Фоме: «Мы видели Господа». Что это наше рассуждение не лишено истины, это нетрудно узнать из того, что сказал нам об этом божественный Лука: «Когда они говорили, стал посреди их», очевидно Сам Христос, «и говорит им: мир вам. Они же, убоявшись и быв в страхе, думали, что духа видят. И сказал им: что смущаетесь и для чего мысли (эти) входят в сердца ваши? Посмотрите руки Мои и ноги Мои – это Я Сам, – осяжите Меня и осмотрите, ибо дух плоти и костей не имеет, как Меня видите имеющим. И это сказав, показал им руки и ноги. Когда же еще не верили они и дивились от радости, сказал им: имеете ли что съедобное здесь? Они же подали Ему, – говорит, – рыбы печеной часть и от пчелиного меда. И, приняв, пред ними ел» (Лк. 24:36-43). Смотри, как устраняет колебание неверия не в одном только блаженном Фоме, но этим недугом страдал и ум других Апостолов. Вот, замечая их маловерие даже и после видения крестных язв, думал, что их надо убеждать и другим средством, никоим образом не подобающим духу, но, напротив, соответствующим собственно земным телам и природе плотской. Он вкусил принесенную рыбку или часть от нее. Но то и другое было делом как бы необходимости, что докажем далее. Ведь после воскресения Святой Плоти, хотя, без сомнения, уже не оставалось в ней совсем тления, как скоро ожила для нетления, а также и не должна была считаться нуждающеюся в обычной пище, как прежде, однако ж показал язвы гвоздиные и не отказался принять пищи, чтобы укоренить твердо великую тайну Воскресения и насадить в душах всех нас веру в нее. Совершает же Он нечто совершенно чуждое природе духов. Ведь язвы гвоздиные, следы ран и принятие телесной пищи разве могут каким-либо образом принадлежать духу совершенно чистому и не соединенному с плотью, которой по требованию ее природы вполне свойственно и это все? Итак, чтобы не думали некоторые, что Господь восстал чистым духом, и чтобы не веровали, что восстало неосязаемое тело, тенеобразное и воздушное, которое некоторые называют духовным, но именно то самое, что посеяно в тлении, по слову Павла (1 Кор. 15:42), – Он делал и показывал то, что было свойственно вещественному телу. Не уклонится, впрочем, от надлежащего смысла и сказанное нами прежде, что блаженный ученик не веровал не столько по причине слабости своей души, сколько от сильной радости, что узнал это. Так и блаженный Лука, как мы слышали, говорит и о всех других, что «когда не верили они и дивились от радости» (Лк. 24:41). Итак, удивление вызывало в учениках медлительность в вере. Но так как неверие было, наконец, беспричинным у смотревших, то поэтому блаженный Фома делает правильнейшее исповедание в словах: «Господь мой и Бог мой!» Тому, кто есть Господь по природе и имеет власть над всем, подобает истинно и бесспорно и быть Богом, точно так же, как, без сомнения, и Тому, Кто есть Бог по природе, является присущею и сила владычества над всем и обладание славою господства. Должно обратить внимание на то, что отдельно и с членом говорит: «Господь мой и Бог мой: ὁ Κύϱιός μου ϰαὶ ὁ Θεός μου. Не просто сказал (без члена): Κύϱιός μου ϰαὶ Θεός μου«, чтобы кто не подумал, что, по подобию с нами или святыми Ангелами, он называет Его Господом и Богом, ибо многие суть на небе и на земле господа и боги, как научил нас премудрый Павел (1 Кор. 8:5), но, называя Его Единым Господом отдельно и Богом как рожденного от Господа и Бога Отца по природе, говорит: «ὁ Κύϱιός μου ϰαὶ ὁ Θεός μου – Господь мой и Бог мой». Но, что еще важнее для доказательства истины, Спаситель хотя и слышал эти слова Своего ученика, думавшего и веровавшего, что Он есть истинно Господь и Бог, однако не почитал должным порицать его за это. Напротив, Он похвалял так веровавшего, и вполне, конечно, справедливо, в истинности чего ты весьма легко можешь убедиться. Ведь к так веровавшему и думавшему Он в конце Евангелия говорит: «Шедше научите все народы» (Мф. 28:19). Если же имевшему такое мнение Он повелевает учить все народы и сделал его вселенским тайноводителем, то желает, чтобы мы имели не другую веру, ибо Он действительно есть Господь по природе и Бог и тогда, когда стал человеком. В самом деле, прими во внимание, что после осязания рук, ног и бока принес Ему Фома свое исповедание, таким образом не разделив Еммануила на двоицу сынов, но признавая Одного и Того же с плотию, ибо один Господь Иисус Христос, по Писаниям (1 Кор. 8:6; Еф. 4:5; Иуд. 1:4).

Если кратко резюмировать толкования святого Отца, Воскресший Спаситель показал Фоме раны на руках и ногах, вкушал перед апостолами рыбу и мед лишь для того, чтобы удостоверить их в истине Его Воскресения во плоти. При этом, Он уже не нуждался в тленной пище, и раны на теле никак не препятствовали одержанию Им победы над смертью.





Последние вопросы и ответы

Здравствуйте. Я страдаю хульными помыслами. Как отличить мою мысль от помысла бесовского? Что посоветуете почитать на эту тему?
Добрый день! Хочу крестить сына. Но есть проблема: я сама крещена в старообрядческой церкви. Могу ли я присутствовать на таинстве?
Исповедовал грех: попытку суицида. Священник спокойно меня выслушал, ничего не сказал, но уныние не проходит. Этот грех мне не простился? Что теперь делать?
Мой отец вел плохой образ жизни, и заболел. Я не хочу, чтобы он возвращался из больницы, хотя знаю, что это грех. Подскажите мне.
Здравствуйте батюшка. У меня очень сильные обиды на мать: она отказалась от меня. Не могу простить. Как мне это всё отпустить, не знаю даже. Помогите мне пожалуйста. Мне надо простить, а я не могу.
Как держать среду и пятницу, если занимаюсь тяжёлым видом спорта? Ответьте, пожалуйста.
Здравствуйте. Я хотела бы креститься. Мне 28 лет. Что для этого нужно сделать?
Здравствуйте, что мне делать? Я не знаю, был ли я крещен, или нет. Сейчас мне 13 лет. Родители говорят, что не помнят.
Добрый день. Моего сына в Крещении нарекли в честь святого Мирослава Сербского. Но после Крещения возникают проблемы с подачей записок: говорят, что такого имени не существует. Что можно сделать в такой ситуации?
Здравствуйте. Есть намерение отпеть отца. Не видела его с детства. Он жил, как бомж, выпивал. Узнала, что он умер. Как и где его похоронили, не известно. Скажите пожалуйста, можно ли его отпеть?



Смотрите также:







© 2024 Русская Православная Церковь. Бишкекская и Кыргызстанская епархия.
Все права защищены.