Спрашивает: Дарья
Вопрос:
Вопрос задан:
15 ноября 2021
На вопрос отвечает: Протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
Это связано с объективным предназначением человека, которое заключается в его теснейшем соединении с Богом так, что человек становится живым храмом Божества, и исцеляется от последствий падения Адама: греха, проклятия (разъединённости с Богом), и смерти. Об этой цели апостол Петр учит, что все люди должны стать «причастниками Божеского естества» (2 Петра 1:4). А у апостола Павла есть высказывание: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6:19). Дар Святого духа получают все верующие во Христа во время Крещения: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян.2:38). Однако, этот Дар сообщается человеку в семени, как некая потенциальная возможность, и требует актуализации последующей христианской жизнью. И те христиане, что достигли этой цели, вполне раскрывают в себе Дар Крещения, и становятся носителями Духа Святого. Всё, что соприкасается с их телами, получает освящение Духом: «На больных возлагали платки и опоясания с тела его (апостола Павла), и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян. 19:12). И после кончины этих людей, их тела остаются храмами Духа, что выражается в чудесах: «И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, [погребавшие] бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Цар.13:21).
Отсюда, в Церкви, с самых ранних времен возникла практика почитания останков святых, именуемых мощами. Уже в таком древнейшем памятнике, как “Мученичество Поликарпа Смирнского” (ум. ок. 155 г.), говорится о том, что кости мученика, оставшиеся после его сожжения, представляют “сокровище, драгоценнее дорогих камней и чище золота”; община хотела обладать ими, чтобы “быть общниками святой его плоти”.
В чем смысл почитания мощей? - Почитая мощи святых, христиане чтут Бога, обитающего в их честных останках, воодушевляются подвигом угодников Божиих, и пытаются подражать их жизни. Кроме того, они могут сами приобщаться Духу, обитающему в останках святых, таким образом, двигаясь к цели христианской жизни.