Может ли человек из ада попасть в чистилище? Есть ли шанс спастись тем, кто в аду?

Категория вопроса: Священное Писание и толкования

Спрашивает: Олег

Вопрос:

Может ли человек из ада попасть в чистилище? Есть ли шанс спастись тем кто в аду?

Вопрос задан:
15 января 2022

На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов

Ответ священника:

Чистилище - еретическое учение Римо - Католической Церкви, появившееся как результат её юридического взгляда на спасение. И потому, как можно попасть в реальность, которой на самом деле не существует?

Что касается возможности спасения тех людей, кто после смерти попадает в ад, на этот вопрос ответ есть. Апостол Петр, в своем соборном послании раскрывает учение о схождении Христа в ад: «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1 Петра 3:18-20). «Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1 Петра 4:5-6).

Вот как эти слова апостола комментируют святые Отцы Православной Церкви:

Прп. Максим Исповедник писал: «...Писание называет „мёртвыми” людей, скончавшихся до пришествия Христа, например, бывших при потопе, во время столпотворения, в Содоме, Египте, а также и других, принявших в разные времена и различными способами многообразное возмездие и страшные беды божественных приговоров. Эти люди подверглись наказанию не столько за неведение Бога, сколько за обиды, причинённые друг другу. Им и была благовествуема, по словам св. Петра, великая проповедь спасения — когда они уже были осуждены по человеку плотию, то есть восприняли, через жизнь во плоти, наказание за преступления друг против друга, — для того, чтобы жили по Богу духом, то есть, будучи во аде, восприняли проповедь Боговедения, веруя во Спасителя, сошедшего во ад спасти мёртвых». Совершенно очевидно, что мёртвые и всех последующих времён, также будучи во аде и восприняв проповедь Боговедения, получат возможность «жить по Богу духом».

Святитель Иннокентий (Борисов) в своём «Слове в Великую Субботу», обращаясь к тому же месту послания апостола Петра, делает вывод, что целью сошествия Христа во ад было выведение из него не только ветхозаветных праведников (как из иудеев, так и из всех других народов), но даже и «самых упорных душ». Вот как он говорит:

«Что было предметом проповеди во аде? Апостол не говорит об этом прямо. Но что другое могло быть предметом проповеди Спасителя, кроме спасения? Конец дела показывает и существо его. А концом проповеди во аде для самых упорных душ, каковы современники Ноя, долженствовало быть, по ясному свидетельству Апостола, то, чтобы они, “суд прияв — во время потопа — по человеку плотию”, “пожили теперь — после проповеди Христовой — духом” (1 Пет. 4; 6). Те, кои ожили духом, не могли уже быть оставленными среди жилища смерти, и Победитель смерти, сошедши во ад Один, долженствовал извести с Собою многих. Если бы кто касательно сего усомнился дать полную веру аду, жалующемуся на то, что Он при сем случае “погубил еси мертвецы, имиже царствова от века”, не может усомниться в свидетельстве Церкви, которая несомненно воспевает, что сошествием Божественного Жениха ея во ад “истощены вся адова царствия”».

О том же писал и прп. Иоанн Дамаскин:

«Некоторые говорят, что Христос вывел из ада только веровавших, каковы суть отцы и пророки, судьи, а вместе с ними цари, местные начальники и некоторые другие из народа еврейского — немногочисленные и известные всем. Мы же на это ответим думающим так, что нет ничего незаслуженного, ничего чудесного и ничего странного в том, чтобы Христу спасти уверовавших, ибо Он остаётся только справедливым Судией, и всякий уверовавший в Него не погибнет. Так что и должно было им всем спастись и разрешиться от уз ада сошествием Бога и Владыки — что и произошло по Его Промыслу. Теми же, кто только по человеколюбию Божию спаслись, были, как думаю, все, которые имели чистейшую жизнь и совершали всевозможные добрые дела, живя скромно, воздержно и целомудренно, но веры чистой и божественной не восприняли, потому что не были наставлены в ней и остались вовсе не наученными. Их-то Управитель и Владыка всех привлёк, уловил божественными сетями и убедил их уверовать в Него, воссияв им божественными лучами и показав им свет истинный».

Речь здесь идет о том, что в истории домостроительства нашего спасения, имел место прецедент: Христос, проповедуя в аду, вывел оттуда не только праведников из иудеев, но и праведных язычников. И даже более того. По словам свят. Иоанна Златоуста, ад, после сошествия туда Спасителя, оказался пустым: «Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе». Следовательно, и для тех праведных язычников, что попадут туда после явления Христова, остаётся возможность спасения путем ветхозаветного человека.





Последние вопросы и ответы

Здравствуйте. У моей знакомой сын покончил жизнь самоубийством. Она хотела попросить благословения у батюшки на домашнюю молитву за сына, но батюшка ей отказал. Что делать?
Здравствуйте Батюшка. Почему первым грехом считается первородный грех, если по факту первый грех совершил Денница?
Добрый день, батюшка. Подскажите пожалуйста, как с рассуждением подавать милостыню, и всегда - ли помогать людям, когда просят?
Здравствуйте, батюшка. У меня такой вопрос: могу - ли я жениться на племяннице своего крёстного?
Здравствуйте. Вышла замуж за башкира. Он крещеный, я - нет. Однако, мне Ислам не близок. Подскажите, как деликатно дать отказ свекрови, если она пригласит муллу для благословения нашего брака?
Здравствуйте. Хочу выбрать себе имя святого по святцам и нумерологически по дате моего рождения. Подскажите, как правильно это сделать.
Мой муж увлекся другой женщиной. Мы поссорились, и я его прогнала. Мы не общаемся. У меня возникло желание уйти в монастырь. Как быть?
Я – мусульманка. Моя дочь хочет перейти в Православие, т.к. у меня золовка христианка и свекровь моя православная. Я – против. Помогите мне.
Я – кыргыз, мне 52 года. Учился в Бишкеке. Можно - ли мне принять Православие?
Здравствуй, Батюшка. Мне не хочется ходить в школу. Что делать?



Смотрите также:







© 2024 Русская Православная Церковь. Бишкекская и Кыргызстанская епархия.
Все права защищены.