Спрашивает: Кристина
Вопрос:
Вопрос задан:
04 марта 2022
На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
Ваш вопрос можно разделить на две части:
1.Состояние, когда ничего не хочется делать, в той или иной степени, присуще всем людям потому, что является признаком болезни, поразившей нашу природу. Называется эта болезнь первородная повреждённость. Причина этой болезни заключается в отпадении наших прародителей от Бога. На языке православной аскетики не желание что – либо делать именуется унынием, и является одной из восьми основных страстей, поразивших человека. Любая страсть излечивается выработкой противоположной ей добродетели. Так, лень, или уныние истребляется понуждением себя к посильному труду: нужно через «не хочу» браться за какую – либо необходимую работу. Как долго придётся противостоять лени? По опыту святых Отцов Церкви, лень, как и все прочие греховные зависимости, врачуется в течение всей жизни. Это, как стрижка травы: она подрастает, а мы её вновь и вновь стрижем.
2.А вот состояние, когда ничто не радует в жизни – гораздо серьёзней, и на него следует обратить самое пристальное внимание. Это – уже признак мировоззренческого тупика, и для его преодоления Вам придется серьёзно поработать. Сточки зрения Православия, настоящая радость, или по – другому - счастье, могут войти в жизнь человека только при условии соблюдения им объективных духовных законов. Сами эти законы своим началом имеют Бога, и соответствие им дает человеку возможность приобщиться к Источнику счастья – нашему Создателю (здесь срабатывает принцип: «подобное – притягивается к подобному»). Нарушение - же данных законов делает человека не подобным Богу, и заставляет его страдать. Где с этими духовными законами мы можем познакомиться? – В Священном Писании. Их основа – заповеди Бога. Приведу лишь один пример. Христос учит: «Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк.14:11). Речь здесь идет о том, что когда человек выставляет своё «Я», он не редко Промыслом Божиим ставится в такие обстоятельства, когда испытывает бесчестия. Напротив, тот кто скромно мыслит о себе – возвысится, то есть, будет в чести и у Бога, и у людей.
Итак, Кристина, если Вы хотите, чтобы Ваша жизнь наполнилась подлинным смыслом, чтобы Вы радовались, то есть, испытывали настоящее, не приходящее счастье, Вам придется познакомиться с основами правильной духовной жизни и понуждать себя для их осуществления. С чего здесь начинать? – Конечно – же, с теории, а именно, со знакомства с творениями Отцов Церкви. Особенно важным будет чтение трудов святителя Игнатия (Брянчанинова), переложившего древних Отцов на современный язык http://bryanchaninov.ru/knigi.shtml Для начала, можете ознакомиться с книгой А. И. Осипова: «Учение святителя Игнатия о духовной жизни» http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/osipov/uchenie-ignatija-brjanchaninova-o-duhovnoj-zhizni.html Здесь находится кратко законспектированное учение святителя Игнатия. Ну а дальше можно читать: свящ. Павел Гумеров «Аскетика для мирян», схиигумен Иоанн (Алексеев) «Письма Валаамского старца», игумен Никон (Воробьев) «Письма о духовной жизни». Все это не трудно найти в интернете. Читайте, и пробуйте осуществлять прочитанное. Бог в помощь.