Спрашивает: Мария
Вопрос:
Вопрос задан:
04 августа 2015
На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
Любую добрую вещь можно испортить, как, например, Протестанты портят и искажают смысл Библии. По этому поводу святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что Писание – меч обоюдоострый. Если не уметь им пользоваться, можно заколоть себя насмерть. Поэтому, смотря, какой смысл мы вкладываем в ритуалы, которые совершаем или в святыни, которые используем. Можно, например, икону превратить в идола, если считать, что икона исцеляет сама по себе, или если отождествлять икону с Богом. Дорожные складни с молитвой «Живый в помощи Вышнего…» часто превращают в языческие амулеты, когда кладут их в карман, не молятся перед дорогой, а считают, что сама складня имеет некую магическую силу защищать. Так же и ритуалы, сопровождающие посещение часовни блаженной Ксении Петербургской. Язычество от Христианства сущностным образом отличается тем, что в язычестве богов или тайные потусторонние силы (духов, например) можно при помощи каких – то действий и ритуалов заставить служить себе. В Христианстве – же мы имеем дело с Единым Богом – Абсолютным, Личностным, Всемогущим Существом. Понятно, что Бога подчинить или заставить сделать то, что нам нужно, не возможно. Бога можно только попросить. Поэтому, в язычестве главное – правильно совершенный ритуал, в Христианстве – состояние души, позволяющее человеку вступить в общение с Творцом. Если ритуалы, совершаемые в часовне блаженной Ксении рассматривать как средства принудить Бога выполнить то, что нам нужно, они становятся языческими. Если они – лишь средство покаянно умягчить душу и сделать её способной усвоить плоды молитв святой Ксении, которых мы ищем, эти ритуалы – христианские и для нас вполне приемлемые.