Мне очень нравится Православие по духу. Но я не могу принять некоторые догматы Православия, например: почитание Девы Марии. Почему она называется Царицей небесной? Разве не достаточно молиться одному Христу?

Категория вопроса: Священное Писание и толкования

Спрашивает: Павел

Вопрос:

Здравствуйте, уважаемый священник. Мне очень нравится православие по духу: звон колоколов, красивые службы, пение, приятное благоухание ладана, особенное внимание на внутреннюю борьбу с ветхим человеком и другие вещи мне очень импонируют, привлекая меня приходить в православную церковь и интересоваться своей душевной составляющей. Но я не могу принять некоторые догматы православия, из-за чего я не могу себя назвать православным, видимо. Меня это беспокоит, так как я не понимаю где правда, по этой причине я до сих пор в духовном поиске. Наверное, один из главных вопросов к православию у меня состоит в почитании девы Марии за - как проповедуется на службе - Царицу небесную. Так же к ней произносится молитва - пресвятая Богородица, спаси нас. Но разве не спасает Христос? а Бог Отец? Разве это не дело рук Бога и только Бога - спасать и миловать? Разве недостаточно исповедовать Христа за Сына Божия и молиться Ему, и Богу Отцу? Мне скажут - она посредник между нами и Христом. Так Христос же сказал – «Я - дверь». Через Меня идут к Богу. Так теперь что, чтобы к Христу попасть, надо тоже посредника иметь - Богородицу?

Вопрос задан:
02 марта 2023

На вопрос отвечает: священник Дмитрий Шушпанов

Ответ:

Дорогой Павел, благодарю Вас за справедливую критику…Католического почитания Божьей Матери. Именно в Католицизме служение Девы Марии рассматривается как посредничество. Более того, фактически, Богоматерь является в этой религиозной традиции со искупительницей Христу:

 

Мария называется в двояком смысле Посредницей всех благодатей:

1. Мария подарила миру Искупителя, Источника всех благодатей, и тем самым посредничала во всех благодатях. Sent. certa.

2. После взятия Марии на небо никакая благодать не уделяется людям без Её действенного ходатайства. Sent. pia et probabilis.

1. Мария Посредница всех благодатей через содействие при Воплощении (mediatio in universali).

 https://fsspx-fsipd.lv/ru/doctrina-ecclesiae/de-deipara/416-mater-iskupitelja

 

Однако, к Православному почитанию Божьей Матери всё это не имеет никакого отношения. Её титул «Царица Небесная», есть отображение того достоинства, к которому призваны все христиане: быть царями и священниками Богу: «и соделал нас царями и священниками Богу нашему» (Откр.1:6; 5:10).

 

Молитва: «Пресвятая Богородице спаси нас», в православной догматике никогда не рассматривалась как посягательство на нарушение единства и уникальности Искупительной Жертвы Христа, но как поэтическая метафора, говорящая лишь о том, что молитва Богоматери особенно действенна и угодна Богу. Православие согласно с тем, что спасает лишь Христос. Но термин «спасение» может иметь разные значения: по отношению к подвигу Христа спасение понимается в прямом смысле, как уникальная Жертва, вне которой исцеление человеческой природы от греха, проклятия и смерти не возможно (см. Ин.3:36). Употребляемое в отношении прочих людей слово «спасение» имеет значение взаимной помощи друг другу в усвоении Плодов Искупительной Жертвы. Именно в этом смысле можно рассматривать следующие тексты: «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак.5:19-20). «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор. 9:22). «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» (1 Кор.7:16). «Так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим. 4:16). Думаю, здесь мы не будем обвинять апостолов в том, что они говорят о спасении без Христа, и помимо Христа. И во втором своём значении слово "спасать" (содействовать усвоению плодов Искупления),  мы относим к служению Богоматери.

 

Православие не нарушает слов апостола Павла: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим.2:5). Опять же, слово «посредник» в Писании имеет несколько значений: по отношению ко Христу оно понимается буквально, как уникальное посредничество Искупительной Кровью: Христос, например, соединил в Себе небесное и земное (Ефе.1:10). Но это – же слово может употребляться и по отношению к рядовым христианам, имея другое значение: молитву.

Примеры: «При содействии и вашей молитвы за нас… дарованное нам, по ходатайству многих» (2 Кор. 1:11). «И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца (образ спасённых праведников с.Д.) пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых». (Откр. 5:8, 8:4). Именно в смысле ходатайства  молитвой, а не Искупительной Кровью, православные рассматривают служение Богоматери.

 

Теперь несколько слов о молитвенном призывании Богоматери. Вы спрашиваете: «Разве недостаточно исповедовать Христа за Сына Божия и молиться Ему, и Богу Отцу?».

 

Но, во – первых, молитва нескольких верующих более приятна Богу, и среди них – Христос: «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20).

Во - вторых, молитва людей праведных сильнее: «Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» (Ин.9:31). «Ибо он (Авраам) пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив» (Быт. 20:7). «Раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас» (Иов. 42:8).

 

Исходя из сказанного, Православная Церковь предлагает христианину молиться Иисусу Христу не в одиночку, но соборно. Включать в круг своих со молитвенников к Спасителю не только здравствующих братьев и сестер по вере, но и усопших святых, и в особенности Богоматерь. А о том, что Дева Мария ещё при жизни просила Христа, и Он отзывался на Её прошения, говорит брак в Канне Галилейской, где по Её молитве Он совершил первое чудо: притворил воду в вино.

 

Для более подробного знакомства с этой темой предлагаю книги: священник Вячеслав Рубский: «Православие протестантизм: штрихи полемики», глава: Почитание Божьей Матери https://azbyka.ru/pravoslavie-protestantizm-shtrixi-polemiki#ch_0_11 Священник Сергей Кобзарь: "Почему я не могу оставаться баптистом и вообще протестантом" Глава: О почитании Девы Марии https://skobzar.nethouse.ru  И книга протоиерея Геннадия Фаста: «Кто Она для нас?» https://azbyka.ru/kto-ona-dlya-nas





Последние вопросы и ответы

Здравствуйте. Хочу задать краткий, но важный вопрос для меня: грех - ли пропускать школу?
Здравствуйте. Как объяснить человеку: почему для Евхаристии используют именно вино, а не виноградный сок, и как объяснить ему - же достоверность Евангелия?
Как относиться к необычным явлениям в последние годы: северное сияние в странах, где его не бывает, “гул Земли”, высыхание Евфрата? Всегда тревожусь и впадаю в уныние, когда думаю о том, что это могут быть последние дни.
Батюшка, подскажите пожалуйста, что делать, если помолился в слух вместе с протестантом при том, что он говорил молитву, а я повторяла?
Здравствуйте! Совершила страшный грех – блуд. Очень сожалею, это разрывает меня изнутри. Скажите пожалуйста, возможно ли как то добиться прощения от Бога?
Здравствуйте. Меня крестили в детстве. Потом родители умерли, и меня отправили в детский дом. Сейчас мне 24, и я сама хочу осознанно покреститься. Могу – ли я это сделать?
Как правильно посчитать 9, 40 дней со дня смерти человека, которая произошла 12 марта?
Здравствуйте, батюшка! Можно ли сказать, что до грехопадения законы физики были другими, чем сейчас?
Здравствуйте. Помогите разобраться с некоторыми вопросами догматического характера: верно ли я о них рассуждаю?
Здравствуйте, батюшка! У меня к Вам вопрос: можно - ли использовать текст из второй Маккавейской книги, глава 15, стих 22, при чтении молитвы за Россию, и не согрешила - ли я?



Смотрите также:







© 2024 Русская Православная Церковь. Бишкекская и Кыргызстанская епархия.
Все права защищены.