Доброго дня. Батюшка, скажите: с точки зрения Православного Богословия, Канонов, Догматики, какую ересь в себе содержит Ислам, как религия в целом, и Коран?

Категория вопроса: Другие религии

Спрашивает: Сергей

Вопрос:

Доброго дня. Батюшка, скажите: с точки зрения Православного Богословия, Канонов, Догматики, какую ересь в себе содержит Ислам, как религия в целом, и Коран?

Вопрос задан:
14 июня 2023

На вопрос отвечает: священник Дмитрий Шушпанов

Ответ:

Главной проблемой Ислама является отношение к Иисусу Христу и Его Искупительной Жертве. Апостол Павел пишет: «Одним человеком (Адамом) грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили... Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного (Христа) всем человекам оправдание к жизни» (Рим.5:12,18). Хотя исламское богословие формально не признает первородной повреждённости природы потомков падшего Адама, и учит что Аллах изначально сотворил человека смертным (сура 7 «Ограды», аят 25), и согрешающим (Муслим 2747), однако, после принесения падшим Адамом покаяния, хотя Аллах его и простил, но почему – то в рай не вернул. Значит, с человеком произошло что – то такое, что не дало ему возможности остаться в раю, и продолжать жизнь счастливую и безмятежную в непосредственном общении со своим Создателем. С точки зрения Ислама, в течение всей последующей истории человечества, люди стали не способны к видению Бога, и лишь в день Страшного суда правоверные удостоятся созерцать …голень Аллаха (68-я сура Корана: «Аль-Калям»). Возникает простой вопрос: почему? Почему человечество утратило возможность видеть Бога?

 

Христианская традиция отвечает на эти вопросы учением о первородной повреждённости природы всех людей, как потомков падшего Адама, и учением об Искупителе - Иисусе Христе, в Котором две прежде разделённые природы – Божественная и человеческая вновь соединились, и Который стал Посредником между Богом и людьми, Врачом от греха, проклятия и смерти, которыми поражены все люди.

 

Что касается Корана, Христианство не признаёт эту книгу Божественным Откровением потому, что она не соответствует пяти библейским критериям подлинного Откровения. Вот они:

 

" Критерии Богодухновенности текста"



Из диспута, свщм. Даниила Сысоева и Али Полосина.




 

1)Итак, перед нами два текста. Оба претендуют на то, что они открыты Богом Творцом. Правда второй из них отвергает многие Его атрибуты (неизменность решений, любовь к творению, непричастность злу). Но какие мы будем предъявлять к ним требования: Очевидно, что текст должен возвещать высокое учение, свидетельствующее о том, что оно не могло быть изобретено разумом человеческим. Это признак «нетривиальности» используемый еще Нильсом Бором (отцом кантовой механики). Если некий текст полностью выводим из знаний бывших до него, то он заведомо не откровение Бога. Хотя при этом может быть и вполне истинным (например, «Христианский Катехизис» полностью истинен, но не является откровением Бога). Библия содержит множество доктрин, не выводимых из предыдущего религиозного опыта человечества. – Это и творение мира из ничего, и Триединство, и воплощение Бога Творца, и искупление грехов. Все эти говорит о нечеловеческом источнике Библии. Напротив Коран не имеет ни одного принципиального положения, которого не было бы уже высказано в религиозной жизни человечества. На вопрос, что нового открыл нам ислам, Али Полосин ответил перечислением ряда обрядовых особенностей, не открывающим ничего нового ни о человеке, ни о Боге (необязательность обрезания, изменение киблы и т.п.). Так что Коран не отвечает этому признаку.



2)Второе требование к откровению – это чистота учения, показывающее, что оно происходило от чистейшего ума Божия. Ясно, что сам по себе этот признак не достаточен. Учебник этики не может быть откровением, ибо цель религии – в восстановлении общения с Творцом. Но раз Творец благ, (а иначе он не вложил бы в наши сердца голоса совести, отвергающей зло, и одобряющей добро), то и откровение Его должно быть вершиной нравственности. Да, может быть постепенное повышение нравственной планки (из-за духовного роста человеческой стороны Завета). Но не может Бог давать заповеди ниже тех, которые Он же дал прежде. Думаю, совести большинства людей очевидна высота нагорной проповеди Христа. Также как наше сердце возмущается законом об обязательном промежуточном браке для жены, которая хочет вернуться к своему мужу (Коран. ). Не может быть откровением Творца тот документ, который содержит в себе лицеприятие (например, разрешение для Посланника жениться на жене своего приемного сына (Коран. ), или иметь неограниченное количество жен (Коран. ). Итак, тот Ум, Который дал Библию – является источником правды. Он ненавидит ложь, чужд лицеприятия, совершенно справедлив. И Его заповеди приводят к совершенству все человечество.



3)Третье свойство истинного откровения, если угодно его визитная карточка – это пророчества, точно сбывающееся спустя много веков после их произнесения. Бог говорит: «кто как Я? Пусть он расскажет, возвестит и в порядке представит Мне все с того времени, как Я устроил народ древний, или пусть возвестят наступающее и будущее» (Ис. 44, 7). Не случайно в Библии содержаться тысячи сбывшихся пророчеств, чье исполнение нельзя было предсказать человеческими силами. Например, в книге пророка Захарии сказано: «И скажу им (говорит Бог): если угодно вам, дайте Мне плату Мою; если же нет – не давайте. И они отвесят Мне в плату Мне тридцать серебряников. И сказал Мне Господь: брось их в церковное хранилище, - высокая цена, в которую они оценили Меня! И взял Я, и бросил их в дом Господень для горшечника» (11, 12-13). И как мы знаем, Иисус Христос был оценен именно в тридцать серебряников, которые предатель бросил в храм Божий. А первосвященники купили на них землю у горшечника для кладбища странников. Можно привести еще много примеров и из Нового, и из Ветхого Завета.

Напротив, в Коране нет никаких пророчеств. Сам Мухаммед сознавался, что он был в числе сомневающихся (10, 94-95) и признавался, что его рассказы о рае - лишь притча (2, 26), а он не знает, "что будет сделано со мною и с вами" (46, 8)). Единственно предсказание – это обещание победы римлян над персами (Коран 30, 1-2). Но по меткому слову императора Мануила, оно сравнимо с предсказанием, что после шторма будет штиль. Ко времени Мухаммеда история войны между римлянами и персами насчитывала уже несколько веков, причем перевес склонялся попеременно на ту или другую сторону. В том случае, когда шла речь о реальном предсказании, то Мухаммеду приходилось ошибаться. Так он предсказал победу при битве в Ухуде, но был разбит, и ему даже выбили зуб. По библейскому закону он должен был оцениваться как лжепророк.

Ибо Бог через Тору говорит: «пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти.

21 И если скажешь в сердце твоем: "как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?"

22 Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, - не бойся его» (Втор. 18, 20-22).



4)Следующим свидетельством богодухновенности данного текста являются Божественные чудеса, совершенные земным автором этого текста. Ясно, что тот, кто общается с Богом, должен как показать это. Как тепло в конфорке показывает наличие электричества, так и истинные чудеса, указывают на общение с невидимой силой. Но чудеса должны быть ни иные как свойственные Творцу. Ведь и демоны, и их помощью колдуны могут наводить некое зло на людей. Творец благ и чудеса Его – благи. Он всемогущ, и Его чудеса показывают сверхъестественную силу. Так Божье чудо – воскресить мертвого, исцелить прокаженного, дать зрение слепорожденному. Эти чудеса творил им Господь наш, и пророки, и апостолы (как признают это и евреи, и даже мусульмане). Но какие чудеса сделал Мухаммед? Кроме фокуса с луной, которого не видел никто, кроме его адептов, он не смог сделать ничего!

А Христос обещал ученикам: «10 Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. 11 Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам. 12 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин. 14, 10-12).

И эти слова и доныне становятся реальностью.

«Если бы действительно Мухаммед совершал различные чудеса, то они были бы описаны в Коране; усиливаетесь же вы Кораном подтвердить чудеса его: А в Коране, по словам Мухаммеда “ничего не опущено” и Коран “есть объяснение всему” (Кор. 12, III, 16, 91). Описаны в Коране требования знамений от Мухаммеда; почему-же не описаны знамения, который будто-бы совершал он? Мухаммед указывал на Коран, как на знамение: “подлинно, он (Коран) - знамение, ясное сердцам тех, которым дано знание; отрицают знамения наши только злочестивые. Они говорят: О, если бы ниспосланы были ему какие-либо знамения Господом его! Скажи: знамения в распоряжении одного только Бога, а я только прямой учитель. Не довольно ли для них того, что Мы ниспослали тебе это писание, которое читается им?” (Кор. 29, 48-50). И тем, которые не довольствовались его писанием, а требовали чудес таких, какие совершали древние пророки” (Кор. 6, 124), Мухаммед отвечал: “хвала Господу моему! не человек ли только я, избранный в посланники:” (Кор. 17, 95). А чтобы неверные не ожидали от Мухаммеда ничего подобного тому, что совершали прежние посланники, ему было объявлено такое откровение: “Не ждут ли они (неверные) чего-либо подобного тому, что было во дни тех, которые были прежде них и которых уже нет? Скажи: ждите, и я в месте с вами буду в числе ждущих” (Кор. 10, 102). Из этого видно, что Мухаммед не только не творил чудес, подобно древним пророкам, но и сам вместе с неверными ожидал чуда. “А тебя Мы послали только благовестником, и устрашителем” (Кор. 17, 106).



5)Наконец последний критерий того, что этот текст – слово Бога, это его могущественное воздействие этого учения на сердца человеческие, свойственное только Божьей силе . Ведь слова Бога охраняются им и не могут исчезнуть. И они – живые слова, озаряющие смысл людей. То, что Библия оживляет людей очевидно, учитывая то, как христиане, движимые силой Бога обратили к Богу множество народов, несмотря на лютейшие гонения направленные против них. Напротив, Мухаммед не смог словом своим обратить даже жителей Мекки и ему потребовался меч.





Последние вопросы и ответы

Здравствуйте. Моей дочери 15 лет. С 13 отказывается ходить в церковь. Будет - ли для нее вредно посещение молодежного собрания протестантов с целью приобретения трезвой компании друзей?
Святые отцы пишут о том, какой сильнейший вред приносят случайные отношения душе человека, а также и телу. Почему это не распространяется на животный мир? Ведь тело и душа есть и у животных?
Здравствуйте. В науке есть понятие особой среды эфира. А есть что-то аналогичное в христианстве?
В 2012 году мне был сон, который до сих пор не идёт у меня из головы. Что значит этот сон?
Здравствуйте. Не кажется ли Вам, что Вы привели спорный довод, оправдывая освещение оружия? Я уже не говорю о том, что Ваши примеры идут в разрез с учением Христа.
Здравствуйте, помогите пожалуйста, я очень мучаюсь. Я хулил Духа Святого в мыслях. Но я люблю и Бога, и Святого Духа. Считается ли это хулой, есть ли мне спасение?
Отче, правда ли, что сегодня оставаться православным христианином намного сложнее, чем в апостольские времена?
Сын на СВО: какие молитвы читать? Псалом 90 в какое время суток читать, и сколько раз? Спаси Господи!
Здравствуйте, меня зовут Сэсэг. Я – буддистка. Я всегда была верна своей религии. Совершенно недавно мне приснился сон, в котором я видела Иисуса Христа. Что может означать такой сон?
Доброго дня! В христианстве существуют две особые формы аскезы - юродство и столпничество. Размышляя о об этом, возникает вопросы: как эти подвижники могли избежать тщеславия?



Смотрите также:







© 2024 Русская Православная Церковь. Бишкекская и Кыргызстанская епархия.
Все права защищены.