В 431 году 3-й Вселенский собор Эфесский запретил изменять Символ Веры. В 1666 году Архиерейский собор РПЦ изменил Символ Веры. Вопрос: Кто нарушил постановление Вселенского Собора: новообрядцы или старообрядцы?

Категория вопроса: Традиции церкви и ложные обычаи

Спрашивает: Николай

Вопрос:

В 431 году 3-й Вселенский собор Эфесский запретил изменять Символ Веры. В 1666 году Архиерейский собор РПЦ изменил Символ Веры. Вопрос: Кто нарушил постановление Вселенского Собора: новообрядцы или старообрядцы?

Вопрос задан:
27 марта 2024

На вопрос отвечает: священник Дмитрий Шушпанов

Ответ:


Здравствуйте, Николай.

Для начала замечу, что мнение о том, что 3 – й Вселенский собор запретил изменять Символ веры – ошибочно. Это мнение опроверг ещё известный исследователь истории Вселенской Церкви Карташев (см.: Карташев А.В. Вселенские Соборы. М., 1994. С. 223.).

Что касается существа заданного Вами вопроса, перевод Символа веры с греческого на славянский язык не предполагает какой – то единственный и  однозначный вариант. Поэтому, противопоставление, так называемого, старообрядческого перевода новому, так – же является некорректным. Для примера, 8 – й член Символа веры существовал на Руси в ХIV веке как минимум в семи вариантах перевода, содержа в себе и «старый», и «новый» образцы текста:

«В Духа Святаго, Господа [истинного и] животворящаго»

 

        1. въ Духа Святаго Господа животворящаго; древнейший вариант: РНБ.

F. п. II. 1. ХIII в.. Л. 13об. (Рязанская Кормчая); РНБ. Q. п. I. 38. ХIII в. Л. 1об. (часослов); РНБ. Q. п. I. 57. ХIII в. Л. 143; РНБ. Софийское собр. 1173. 2 пол. ХV в. Л. 311; РНБ. Софийское собр. 1418. ХVI в. Л. 187.

      2. въ Духа Святого истинного и животворящаго; древнейшая рукопись: БАН. Собр. Каликина. № 123. 1390 г. Л. 2об. (Пандекты), текст Символа веры вписан писцом конца ХVII в. на восполненных листах. РНБ. Собр. Погодина. 270. 1-я четв. ХVI в. Л. 475об.; Соловецкое собр. 1116/1225. 1564–1568 г. Л. 530.

      3. во Духа Святаго истиннаго Господа и животворящаго: РНБ. Софий- ское собр. 1052. 2-я пол. ХIV в. Л. 100; Собр. Погодина. 380. 1601 г. Л. 141.

      4.въ Духа Святаго Господа истиннаго и животворящаго: РНБ. Софий- ское собр. 1127. рубеж ХIV–ХV вв. Л. 10 и 24; РНБ. Соловецкое собр. 1146/1256. 1566–1569 г. Л. 201.

     5. въ Духа Святаго Господа и животворящаго: РНБ. Соловецкое собр. 1128/1237. 1494 г. Л. 415. Исповедание веры митрополита Илариона61.

60.Современные исследователи выделяют в учении Нового Завета два аспекта эсхатологии: «реализованную эсхатологию» — присутствие Бога с верующими в Него и действие Его благодати уже сейчас, и «футуристическую эсхатологию» — наступление конца времен и пришествие Царства Божия в Его полноте и избытствующей благодати (Подробнее см.: Ианнуарий (Ивлиев), архим. Эсхатология в Новом Завете. Темы и проблемы // Христианское чтение. 2005. 25. С. 67–79.) В таком случае различные славянские редакции Символа веры отдают предпочтение тому или .иному аспекту эсхатологии, тогда как греческий текст обнимает их оба. — Прим. отв. ред.

61БЛДР. Т. 1. С. 58.

                                                                 


        6.  въ Духа Святаго Господа истиннаго животворящаго: РНБ. Соловецкое собр. 754/864. ХV в. Л. 148об. и 161об.

        7.  во Духа Святаго истиннаго Господа животворящаго: РНБ. Собр. Погодина. 417. 1630-е гг. Л. 96об.

Для более полного ознакомления с этим вопросом предлагаю к прочтению статью священника Константина Костромина: «История славянского текста Символа веры через призму истории раскола 17 века» https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-slavyanskogo-teksta-simvola-very-cherez-prizmu-istorii-raskola

 

Поэтому, ни текст старообрядческий, ни текст новообрядческий не противоречат друг другу и не превосходят друг друга по качеству. А вот уходить из Церкви по причине предпочтения «старого» текста Символа «новому», является действительно серьёзным нарушением.





Последние вопросы и ответы

Здравствуйте. Помогите разобраться с некоторыми вопросами догматического характера: верно ли я о них рассуждаю?
Здравствуйте, батюшка! У меня к Вам вопрос: можно - ли использовать текст из второй Маккавейской книги, глава 15, стих 22, при чтении молитвы за Россию, и не согрешила - ли я?
Здравствуйте. Меня зовут Тимур. Мне 10 лет, и я Мусульманин. Вчера ночью мне приснился страшный сон, где я видел Иисуса, который напал на меня. К чему это? Мне очень страшно.
Здравствуйте батюшка. Я совершил грех: я напился и пьяный громко роптал на Бога перед иконой Иисуса Христа. Что мне делать, чтобы быть прощеным?
Здравствуйте, Батюшка! Я страдаю навязчивыми мыслями. Что нужно делать при этом? И могут – ли эти мысли мне сделать плохо, если я их проигнорирую?
Добрый день! Я изменила мужу. Теперь чувствую себя виноватой. Подскажите, что мне делать? Я окончательно запуталась.
Мне приснился сон, где Иисус шел по пустыне. Там ещё были какие - то дети, и крыса. Их всех преследовал сатана! Что примерно этот сон значит? Или это просто обычный сон?
Здравствуйте! Мне 14 лет, я хочу принять христианство. Мама и папа будут очень против, и не дадут мне это сделать. Как принять христианство тайно?
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, если я до своей смерти не смогу простить родственников, я попаду в ад?
Здравствуйте. Родители дали мне возможность самой выбрать религию. Вот уже несколько лет мне снятся необычные сны. Что они означают?



Смотрите также:







© 2024 Русская Православная Церковь. Бишкекская и Кыргызстанская епархия.
Все права защищены.