Здравствуйте. Недавно услышал, что Ислам был предсказан за 900 лет до рождения Христа, и в качестве аргумента приводят слова из 42 главы книги пророка Исаии. Не могли бы вы мне истолковать, о чем идет речь, и действительно ли это имеет связь с Исламом?

Категория вопроса: Другие религии

Спрашивает: Рустам

Вопрос:

Здравствуйте, Недавно услышал что Ислам был предсказан за 900 лет до рождения Христа и в качестве аргумента приводят следующие источники: 11 Да возвысит голос пустыня и города её, селения, где обитает Кидар; да торжествуют живущие на скалах, да возглашают с вершин гор. 12 Да воздадут Господу славу, и хвалу Его да возвестят на островах. 13 Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовёт и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих. Исаия.42. Не могли бы мне, пожалуйста, истолковать, о чем идет речь, и действительно ли это имеет связь с Исламом? Большое спасибо

Вопрос задан:
01 июня 2024

На вопрос отвечает: священник Дмитрий Шушпанов

Ответ:

Здравствуйте, Рустам. Любая книга, тем более Библия, написанная по внушению Духа, нуждается в верном истолковании. Только тот, кто через правильную христианскую жизнь удостоился стяжать бесстрастие и Духа Святого, способен адекватно понимать Писание: подобное познаётся подобным. Поэтому, чтобы дать ответ на Ваш вопрос необходимо обращаться к традиции, или к Преданию: к тому, как эти тексты понимали люди святые, живущие в Церкви. Они именуются святыми Отцами. Произвольное – же истолкование Писания, как это пытаются делать протестанты, или мусульмане, приводит лишь к глубокому искажению его смысла.

Приведу здесь толкование Святителя Кирилла Александрийского (4 век):

Ст. 11-12 Возвеселися, пустыне, и веси ея, придвория, и живущии в Кидаре: возвеселятся живущии на камени, от края гор возопиют, дадят Богу славу, добродетели Его во островех возвестят

Блаженные пророки, составляя речи о пришествии Спасителя нашего, во многих местах делают упоминание о призвании язычников; ибо Христос как я сказал, был чаянием и язычников. Но речи об этом они обращают ко всем без исключения во всей вселенной племенам и народам. При бесчисленном их множестве, наполняющем поднебесную, было несообразно желать такой подробности в речи, чтобы сделать упоминание о всех и по имени и по племени; но принимая часто соседние с Иудеей страны, весьма преданные идолопоклонству, и потом говоря, что они в свое время будут призваны, пророки как бы из части делали указание на целое. Итак, поелику смежно земле Иудейской к югу лежала обширная пустыня, которою владели племена Сарацин и Арабов; то говорят, что обитающие в ней получат в свое время благодать и спасение чрез Христа. Имена же селениям или городкам, находящимся, говорю, в пустыне – приградия, и Кидар и Петра, даже и доселе находящаяся в земле аравийской и так же называемые.

Крайне суеверны, как я сказал, те, о коих речь, то есть жители сих мест всецело уклонились к отступлению от Бога, ибо служат нечистым духам, поелику же они имели, как я сказал, сделаться участниками в призвании и спасении чрез евангельскую проповедь и чрез веру во Христа; то по сей причине и со всею справедливостью пророк, как имеющий прекрасные ноги, в этих словах благовествует им радость и как бы в высоту поднимает голос и говорит: возвеселися, пустыне, и веси ее, придвория, и живущим в Кидаре, возвеселятся живущии на камени (в Петре). А это служит великим и достойным удивления доказательством могущества и превосходства нашего Спасителя, легко укротившего столь жестокие и упорные сердца и склонившего их удалиться от древнего заблуждения, предпочесть лучшее и перемениться сообразно с истиною. И сие предвозвестит нам устами Иезекииля, говоря: исторгну каменное сердце от плоти их, и дам им сердце плотяно, то есть нежное, еже ведети, яко Аз есмь Господь (Иез. 11:19; 20:20). Итак, что будут призваны и они, на это указал, говоря: возвеселися, пустыне, и следующее за сим. А вопиющие с вершин гор, дающие славу Богу и на островах возвещающие добродетели Его, – кто бы это могли быть, сие достойно того, чтобы знать. Ничто конечно не препятствует разуметь и самих призванных, которые, населяя Петру, столь возвышенную и гористую страну и город, уже не слагают хвалебных песней и славословий лжеименным богам, но напротив славословят Бога, их просветившего и уловившего к истине. Или же вопиющими с вершины гор могут быть названы, и весьма справедливо, божественные ученики, которым негде в другом месте пророк говорит: на гору высоку взыди, благовествуяй Сиону, возвыси крепостию глас твой, благоветвуяй Иерусалиму: возвысите, не бойтеся (Ис. 40:9).

И подлинно они проповедовали с великим дерзновением и ни от кого из людей не хотели скрываться, но были видимы для всех, как город, лежащий на горе, и слово их было не в тайне и сокровенное, но с великим дерзновением, как я только что сказал; ибо это заповедал им и Сам Спаситель, говоря: еже глаголю вам во тме, рцые во свете: и еже во уши слышите, проповедите на кровех (Мф. 10:27). Так они воздавали славу Богу и возвещали Его свойства на островах; ибо слово святых апостолов и евангелистов соделалось провозвестником славы Спасителя. То проповедуют они о неизреченном Божестве Его и воспевают премирную добродетель Его не среди смертных полагая Его, но за пределами всего, вызванного к существованию, и в равенстве по естеству Богу и Отцу. То опять повествуют они о божеских знамениях Его, превышающих удивление и слово, ибо воздвигать мертвых из гробов, как сушею пользоваться морем, являя оное проходимым для своих ног, запрещать ветрам, сокрушать словом сатану-все это свидетельствует божественную славу Его.

Ст. 13-15 Господь Бог сил изыдет, и сокрушит рать, воздвигнет рвение, и возопиет на враги своя со крепостию. Молчах, еда и всегда умолчу и потерплю? Терпех яко раждающая, истреблю и изсушу вкупе, опустошу горы и холмы, и всяку траву их изсушу, и положу реки во островы, и луги изсушу

Пророческое слово и теперь простирается вперед в большом порядке и имеет достойное удивления построение. Священнослужители откровений нашего Спасителя имели проповедовать добродетели Его жителям всех стран и с великим дерзновением возвещать о них. И необходимо было ожидать, что столь святой их ревности и усердию непременно противостанут враги истины и всячески злоумышляющие против славы Спасителя, то есть люди погибельные и суеверные, орудия злобы диавола и сподвижники его упорства, а вместе с ними конечно и самые полчища демонов, как скоро потрясается и их слава и достигнутое насилием владычество. Ибо они владычествовали над поднебесною посредством обмана.

Итак, что они будут непобедимы для врагов и никто не превзойдет их, при покровительстве Божием им, пророк указывает на это в сих словах, говоря, что Господь сил изыдет и сокрушит ратьИзыдет, говорит, как бы о некоем из земных царей, неодолимо нападающем вместе с подвластными ему войсками на отряды неприятелей. А что Господь сил совершенно преодолеет, это он показывает, говоря, что сокрушит рать. Сила Божия ни для кого неудобосретима, напротив никому из существующих невыносима, когда она противостанет и устремится, хотя бы мы имели в виду лукавые силы, даже самого отступника и преступника сатану, или каких-нибудь обитателей земли, у коих есть забота о них. Но будут взяты и это без труда и конечно без борьбы; ибо руку высокую кто отвратит? по написанному ((Ис. 14:27). А что у тех, которые противостали лику святых апостолов, война была и есть доселе не против одних святых ангелов, но и против Самого Господа сил, – в этом удостоверил пророк, говоря, что Сам Он изыдет, дабы сокрушит ратьВоздвигнит, говорит, рвение, то есть прогневление или от Него Самого на врагов, согласно написанному в словах Захарии: ревновах по Иерусалиму и Сиону рвением великим (Зах. 1:14); или от подвизающихся за славу Его, очевидно, чтущих Его, из коих один, священнейший Павел, говорим, был и избранником, который и говорит: кто ны разлучит от любве Божия (Христовой)? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч (Рим. 8:35)? Опять: мне бо еже жити Христос, и еже умрети, приобретение есть (Фил. 1:21). Такими ревнителями, утверждаем, были и святые мученики, которые оказались сильнее сатаны и воевали с силою его ради благочестия во Христе; ибо соблюли веру и подобающую любовь к Нему.

Итак, воздвигнет рвение, говорит, и возопиет на враги своя со крепостию, употребляя, возопиет вместо: издаст военный глас. Глас же сей всего более приличествует победителям и выражает некоторым образом торжество над побежденными. Потом говорит: молчах, еда и всегда умолчу и потерплю? терпех, яко раждающая. Отсюда легко можно видеть, что в то время, когда множество народов находилось в заблуждении, так как сатана расхищал их и омрачал тьмой греховною и отвлекал их от познания Единого, Кто по естеству и истинно есть Бог всяческих, – тогда сущий над всеми Бог хотел оказать им помощь; но откладывал это и очевидно терпел, ожидая времени удобного для помощи. И таким временем было то, когда Единородное Слово Его воплотилось и вочеловечилось. Тогда-то Он поразил победителей наших, исхитил нас от злобы их, заступил и спас и подчинил нас собственному своему игу. Итак, относительно прошедшего времени, когда живущие на земле были расхищаемы и сатана подобно льву пожирал всех, говорит: молчах, еда и всегда умолчу и потерплю? терпех, яко раждающая. Смотри, какое милосердие проявил к живущим на земле Бог всяческих, хотя, как говорит Псалмопевец, ни кто не творит благостыню, но вси уклонишася даже до единого и совсем неключими быша ((Пс.13:3); и как бы имея муки из-за этого, Он переносил, на сколько Он доступен скорби, и терпя это ради нас, выжидал времени, как я сказал, благоприятного для помощи.

Необходимо исследовать, что означает в сих словах выражение: истреблю (Ἐκστήσω). Оно или говорит, что владычествующих ныне над землею изгоню, – устрою, чтобы они оказались вне, после того как им предоставлена была власть над всеми, согласно сказанному Христом; ныне князь мира сего изгнан будет вон (Ин. 12:31). Или выражение: Ἐκστήσω ты можешь понимать в смысле: удивиться заставлю видящих дела Мои и способы Моего домостроительства и преизобилие неизреченного могущества, как без сомнения и пророк Аввакум изумлялся при подобных же делах, говоря: Господи, услышах слух Твой и убояхся: разумех дела твоя и ужасохся (Авм. 3:1). Или, если угодно, выражение: Ἐκστήσω ты можешь понимать и иным образом, именно: заблуждающихся ныне, находящихся во тьме и мраке диавольском переведу к познанию истины и к божественному, духовному и небесному свету; оскверненных ныне и имеющих мерзостный и нечистый ум переменю к несравненно лучшему настроению, так что они будут удаляться прежних нечистот и предпочитать добродетель.

А выражение: изсушу вкупе опять означает нечто такое, на что указывает смысл следующих рядом слов: положу, говорит, реки во острови и луги изсушу. Что же это за реки, полагаемые в острова и иссушаемые болота? Говорим, что это – поэты и ораторы Эллинские, которые были проповедниками многобожного заблуждения. Ибо они обоготворили тварь и внесли в жизнь бесчисленных богов; и были они как бы некоторые реки напаяющия обольщенных развращением мутным, как написано (Авм. 2:15), и потоками изысканных слов наводняющие ум тех, которые удивляются им, увлекающие чрез это в заблуждение и как бы некоторую пищу предлагающие им сладость и приятность своего красноречия. Посему они справедливо могут быть уподоблены рекам и болотам или лесам и рощам, получившим возможно обильную и благоцветную траву. Таковые-то реки Бог обещает превратить в острова, то есть явить их сухими и безводными, болота же как бы сделать высохшими, что и действительно случилось. Ибо изящество их красноречия оказывается наконец бездейственным, и совершенно никто не имеет привязанности к ним; напротив те, которые некогда заблуждались, как бы поправ ногами гнилые и скверные, бабам приличествующие басни обольстителей, восхищают мудрость во Христе. Так Павел пишет: где премудр? где книжник? где совопросник века сего? не обуи ли Бог премудрость мира сего? (1 Кор. 1:20). Итак реки, говорим мы, превращенные в острова, суть речи Эллинских мудрецов, вовлекающие в Эллинское заблуждение.

Или же, как мы допустили в предшествующих словах, есть иные острова – церкви Христовы, которые принимают к себе плавающих по морю, очевидно мысленно и духовно, прибегающих как бы к некоторым безопасным пристаням – к наставникам, в них находящимся, – убегающих духа лукавого, всегда обуревающего тех, которые отправляются в море на кораблях и подъемлют труды среди вод многих. Морю же, как я сказал, надо уподобить волнение нашей жизни и смятение земных дел, иссохнут и болота, то есть, пастбища существ, находившихся некогда под властью сатанинскою, дабы они наконец были под властью самого Пастыреначальника всех, говорю, Христа, Который не приводит, по образу оных лжепастырей, свои стада на терния и волчцы, но пасет, их среди лилий, ибо благовония духовного преисполнены божественные и священные и собственные Его откровения.

Ссылка на первоисточник: https://bible.optina.ru/old:is:42:13

Кратко резюмируя толкования Святителя, можно сказать, что в приведенных текстах содержится пророчество о времени явления Христа, основания Им Церкви, и проповеди Евангелия. И светом Евангелия, согласно пророку, будут просвещены разные языческие народы, обозначенные под именем городов Кидара и Петры. А препятствующие этому благовествованию враги (люди погибели и падшие духи) будут сокрушены силой Божией.

 

 





Последние вопросы и ответы

А что нельзя ходить сейчас к протестантам на служение?
Добрый день, батюшка. Мы с мужем - протестанты, но в детстве крещены в Православии. Я ушла от протестантов и начала ходить в храм. Может ли считаться наш брак благословлённым Богом, если нас венчали в протестантизме?
Здравствуйте батюшка. Мне 14 лет. Я из мусульманской семьи. Хочу стать православным христианином, но мои родители против. Что мне делать?
Здравствуйте батюшка! У меня вопрос: могу ли я не общаться с родителями мужа? С его родителями я не ссорилась, но общение и сближение с людьми сложно для меня, и не интересно. И такой вопрос: нормально ли это для христианина?
Здравствуйте. Однажды мне приснился сон, в котором Божья Матерь строго так сказала: - «Хочешь избавиться от одиночества - молись моей иконе Семистрельная». С тех пор молюсь образу этой иконы каждый день. Не может ли быть это бесовским наваждением?
Здравствуйте. У моей знакомой сын покончил жизнь самоубийством. Она хотела попросить благословения у батюшки на домашнюю молитву за сына, но батюшка ей отказал. Что делать?
Здравствуйте Батюшка. Почему первым грехом считается первородный грех, если по факту первый грех совершил Денница?
Добрый день, батюшка. Подскажите пожалуйста, как с рассуждением подавать милостыню, и всегда - ли помогать людям, когда просят?
Здравствуйте, батюшка. У меня такой вопрос: могу - ли я жениться на племяннице своего крёстного?
Здравствуйте. Вышла замуж за башкира. Он крещеный, я - нет. Однако, мне Ислам не близок. Подскажите, как деликатно дать отказ свекрови, если она пригласит муллу для благословения нашего брака?



Смотрите также:







© 2024 Русская Православная Церковь. Бишкекская и Кыргызстанская епархия.
Все права защищены.