Спрашивает: Иоанн
Вопрос:
Вопрос задан:
23 декабря 2024
На вопрос отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
1.«Есть ли чистилище?»
Чистилище – католическое учение, сформировавшееся в Западной Церкви с 13 по 15 век. Древняя, неразделённая Церковь такого учения не знала. Поэтому, чистилище – очередная ересь Католичества, возникшая вследствие искажения Католической Церковью догмата Искупления: Бог, согласно этому учению, требует от человека не только покаяния в совершённых грехах, но и сатисфакции – удовлетворения Божественной справедливости через соответствующие добрые дела и аскетические упражнения: пост, молитву, паломничества, и т.д. Если христианин умер покаявшись, но не принес сатисфакции Богу, то в рай он не попадает, а помещается в чистилище, где своими страданиями приносит удовлетворение Правосудию Божию. Такое учение представляет Бога кровожадным: Ему зачем - то нужны страдания людей...
2. «Если нет, то где души грешников ожидают часа Страшного суда?»
Форма вопроса не корректна потому, что пространственно – временные координаты духовного мира отличаются от тех, что действуют в нашем, материальном мире. Свт. Иоанн Златоуст по этому поводу пишет: «Спрашиваешь, где и в каком месте будет геенна? Но что тебе до этого за дело? Нужно знать, что она есть, а не то, где и в каком месте скрывается. …станем спрашивать не о том, где она находится, но как избежать ее…»
3. «Или же может там просто грешники очищаются от грехов?»
Очищаться от грехов в аду грешники не смогут: там они лишь испытывают последствия своего не правильного нравственного и мировоззренческого выбора, сделанного в земной жизни. А возможность очищения дается человеку лишь в рамках жизни земной: через принятие Христа и присоединение к Его Церкви, покаяние, борьбу со страстями, участие в Таинствах.
4. «Может Ада еще нет?»
- Да, ад был разрушен Воскресением Христовым, и то состояние, которое за гробом наследуют грешники – это лишь предначатие ада потому, что человек состоит из души и тела. Ад в полном понимании этого слова возникнет после Второго Пришествия Христа, Всеобщего воскресения и Страшного суда: тогда души всех умерших опять соединятся с их воскресшими телами, и, таким образом, возникнет возможность полноты воздаяния за грех и добродетель.