Спрашивает: Мария
Вопрос:
Вопрос задан:
28 апреля 2025
На вопрос отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Здравствуйте, Мария.
Давайте начнем разбираться по порядку.
Первое. Скорее всего, Ваш супруг на Исповеди умалчивал о грехе прелюбодеяния. Это я говорю Вам, как священник с тридцатилетним опытом служения. Но даже если - бы он и каялся в своем грехе, как Вы представляете себе реакцию священника на его исповедь? По Вашему, он должен был отлучить Вашего мужа от Причастия по всей строгости древних канонов Церкви, или выгнать из храма, заставить каяться публично, как это было у первых христиан, или священник должен был доложить Вам, что Ваш муж - прелюбодей? Пастыри в своей духовнической деятельности руководствуются принципом церковной икономии, то есть, снисхождения к кающемуся грешнику. Современный человек духовно слаб, и применение к нему во всей полноте древних канонов Церкви ничего, кроме вреда, ему не принесёт. Полагаю, и Вам не хотелось - бы за свои грехи на годы быть отлученной от Причастия, стоять на церковной паперти, как отлученные в древности христиане, и всех входящих в храм просить помолиться о себе?
Второе. В своём вопросе, дорогая Мария, Вы, фактически, обвиняете Церковь, её священников в том, что Ваш муж – изменник! Не лучше – ли попытаться не искать крайних, а всмотреться в свои отношения с мужем: может быть в том, что он изменял Вам, есть и Ваша доля вины?
К примеру, я задал в интернет вопрос: «Назовите причины, по которым муж может изменять жене». И нейросеть на вскидку выдала следующие причины:
Он и супруга —два сожителя на одной жилплощади, у которых есть быт и дети, но нет тепла, интереса друг к другу и духовной близости.
Если мужчина ощущает, что не реализовался в этих отношениях как семьянин, его не ценили в браке, как он того заслуживал и вкладывался, а жена оказалась совсем не такой спутницей, которую он хотел бы видеть рядом с собой, то новый роман воспринимается как спасение.
Уход от «старой» жены к молодой любовнице – не погоня за сексуальными приключениями в этом случае, а буквально бегство от смерти к жизни.
Посмотрите, пожалуйста на эти примеры: не происходило – ли чего – то похожего в Ваших отношениях с мужем? Конечно, бывают измены и по вине супруга, но чаще всего, в этом виноваты обе стороны: и муж, и жена.
Далее. Вы пишете: «Если бы знала, то изначально бы мужа православного не искала, и сама бы в церковь не ходила. С тех пор в церковь не хожу».
Простите: а причем здесь Ваши отношения со Христом? Ведь в храм мы ходим для того, чтобы в молитве обращаться ко Христу, чтобы в Евхаристии соединяться со Христом, чтобы научиться жить по Его заповедям. Но из Ваших рассуждений выходит: раз священники после Исповеди не выгнали Вашего мужа взашей, то и никакого Христа нет, и Бога не существует, и заповеди Христовы нам не нужны, и с грехами бороться нам незачем? Странные рассуждения: да были – ли Вы вообще христианкой, пережили ли живую встречу со Спасителем в своем сердце?
Поэтому, дорогая Мария, вместо того, чтобы в своих бедах обвинять всех подряд, и Церковь в том числе, воспользуйтесь советом святых: «Если случится с тобой скорбь, обвини в ней себя, и не погрешишь».