Спрашивает: Андрей
Вопрос:
Вопрос задан:
03 мая 2025
На вопрос отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Здравствуйте, Андрей.
Спасибо за интересные и важные вопросы.
Вы задали в одном вопросе несколько сопутствующих вопросов. Попытаюсь на них ответить.
1.Вы понимаете хлеб и вино Евхаристии как символы. Как последователь Православия, не соглашусь с этим.
Верное понимание слов Христа: «примите, ядите…» может иметь место лишь в контексте Традиции, или Предания. Под Преданием Православие понимает накопление и преемственную передачу в христианстве опыта жизни во Христе, дающего ключ и к верному пониманию Писания. Так вот, уже второе поколение христиан в лице мужа апостольского – Игнатия, епископа Антиохийского, понимает Евхаристию не как символ, но как реальное Тело и Кровь Христа:
Послание к Смирнянам
Глава VII
Еретики удаляются от Евхаристии
Они удаляются от Евхаристии и молитвы, потому что не признают, что Евхаристия есть Плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, которая пострадала за наши грехи, но которую Отец воскресил по Своей благости. Таким образом, отметая дар Божий, они умирают в своих прениях. Им надлежало бы держаться любви[4], чтобы воскреснуть. Посему надобно удаляться таких людей и ни наедине, ни в собрании не говорить о них, а внимать пророкам, особенно же Евангелию, в котором открыто нам страдание Христа и совершенно ясно Его воскресение. Особенно же бегайте разделений как начала зол.
Это преемственное понимание Евхаристии можно проследить и в каждом последующем веке христианской истории вплоть до нашего времени. Следовательно, изначальным учением Церкви было буквальное, а не символическое понимание Евхаристии.
Если Вас интересуют тексты Писания, подтверждающие это учение, то они есть. Однако, повторюсь: только в свете Традиции эти тексты могут быть правильно интерпретированы.
Примеры:
«Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём» (Ин.6:56) Глагол τρώγω «трого» https://manuscript-bible.ru/S/7274.htm#dHJ2L2d2bg$ буквально переводится как грызть. Грызущий Мою плоть…Аллегория здесь не мыслима.
«Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор.11:30) – это последствия недостойного вкушения Евхаристического хлеба и вина. Трудно представить, что не правильное отношение к символу может приводить к таким последствиям.
2.Следующий Ваш тезис: «Алкоголь – вреден для здоровья даже в малых дозах»
Опять, не соглашусь с этим.
Некоторые полезные свойства красного виноградного вина:
3.«Библия осуждает пьянство». Согласен. Она так – же осуждает объедение, любостяжание. Отношение к любой доброй вещи можно испортить и превратить в разрушительную зависимость. Вино здесь не исключение.
4.«Слово «вино» в Библии подразумевает свежевыжатый виноградный сок, который не содержит алкоголя!»
В некоторых случаях это так, но не во всех.
Например:
«Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем» (Быт.9:20-21).
«И вино, которое веселит сердце человека» (Пс.103:15). Веселить сердце может лишь перебродившее вино, но никак ни свежевыжатый сок.
Для более подробного знакомства с этим вопросом рекомендую обратиться к статье о вине в Большом Библейском Словаре https://bible.by/lexicon/btd/word/913/
Кроме того, приведу выписку о вине из Библейского словаря Нюстрема:
Пока не удалось привести неопровержимых доказательств того, что Библия делает различие между двумя родами вина: перебродившего и неперебродившего, опьяняющего и не опьяняющего. Самые обыкновенные названия вина, евр. яйн (jajin) и греческое ойнос (oinos) употребляются без заметного различия как для восхваления плода виноградной лозы, так и для предостережения от него; «яйн», в Пс 103.15 восхваляется, как Дар Божий, веселящий сердце человека; его Мелхиседек вынес Аврааму (Быт 14.18) и его же просят дети в Плач 2.12, в Притч 23.30 «яйн» вводит в беду, а в Лев.10.9 воспрещается священникам. «Ойнос» название вина, которое пили на браке в Кане Галилейской (Ин 2.3), также вина, претворенного Иисусом из воды (Ин 2.9 и дал.), и вина, которое Павел советовал пить Тимофею (1Тим 5.23); то же слово «ойнос» употребляется в Рим 14.21, где советуется не пить вина, также Еф 5.18, 1Тим 3.8, Тит 2.3. Другие названия вина, которые встречаются более редко «хемер» или «хамер», т.е. жгучее или перебродившее, наприм., в Дан 5.1 говорится о Валтасаре пьющем такое вино и его гостях; в Втор 32.14, что Бог дал Своему народу вино, кровь винограда; срав. Пс 74.9, где говорится о чаше в руке Господа, в которой кипит вино; далее саве», которое у Ис 1.22, обозначает крепкое вино, а у Ос 4.18: Наум 1.10 – сильное опьянение. Затем уже упомянутые слова «мумтак» и «мевек» смесь, или растворенное вино (Притч 23.30, Пс 74.9, Ис 65.11), без сомнения опьяняющий напиток, и, наконец, «азис», который у Ис 49.26 (молодое вино) и у Иоиль 1.5 (виноградный сок) является опьяющим, а у Иоиль 3.18, Ам 9.13 означает одно из обещанных Израилю благословений. Наконец, заметим слово «глевкос» в Деян 2.13 (сладкое вино), которое не могло обозначать молодого вина в смысле только что отжатого, ибо выражение, где встречается слово «глевкос», было высказано в день Пятидесятницы, задолго до сбора винограда. То же слово «главкос» у 70 толковников является переводом еврейского «яйн» у Иов 32.19 (вино, которое прорывает новые мехи)
Ссылка на полный текст: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/slovar-nustrema/393
5. «Очевидно, что Иисус Христос подавал Своим ученикам в пасхальную ночь пресный без дрожжевой хлеб и пресный без дрожжевой виноградный сок».
Вовсе не очевидно: «Плод виноградный», о котором говорит Христос (Мф.26:29; Мк.14:25) – это издревле принятое у иудеев выражение, обозначающее вино, которое употребляли во время богослужебных празднований, например, при пасхальной трапезе и по случаю начала субботы. К тому же, в то время года свежий виноградный сок было практически невозможно найти. Вся последующая церковная традиция признает, что для первой Евхаристия было использовано виноградное вино.
Американец Смит, миссионер в Сирии, рассказывает, что однажды в Хевроне у знатного раввина испанских евреев ему было предложено перебродившее вино в праздник Опресноков. Он узнал, что это вино было таковым, не только по вкусу, но также из разговора с раввином о непоследовательности хранения такого вина в доме в то время, как, по его утверждению, он удалил из дома все квасное. Раввин ответил, что если брожение вина закончено, и оно больше не имеет в себе способности к окислению, то оно не подходит под запрещение закона, но, если в начале праздника имеется вино, которое могло бы подвергнуться брожению, то оно удаляется. Тот же миссионер Смит тщательно исследовал различные способы приготовления вина на Ливане и написал О результате В American Bibliotheca Sacra (Май, 1846 г.). Он, между прочим, говорит, что ему не пришлось слышать о неопьяняющих винах. Все вина, говорили ему, более иле менее опьяняющие. Всякий раз, когда он спрашивал, существует ли небродившее вино, то на него смотрели с удивлением; даже мысль о чем-либо подобном казалось им нелепостью https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/slovar-nustrema/393
Что касается пресного без дрожжевого хлеба:
«Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира». (Ин6:51). Слово «хлеб» здесь в греческом тексте звучит как ἄρτος «артос» https://manuscript-bible.ru/S/7261.htm#YSkvcnRvdw$ Этим термином обозначается именно квасной хлеб. В то время, как словом άζυμο «аксимон» обозначается хлеб пресный. Значит, Евхаристию Спаситель совершил на перебродившем виноградном вине, и квасном хлебе.
6. «Разве корректно сравнивать Кровь Христа, которая была пролита, чтобы даровать христианам жизнь вечную, не содержавшую алкоголя, с вином, содержащим алкоголь?»
О хлебе и вине на Тайной Вечери мы уже сказали. Если Сам Христос употребил такие вещества, то кто мы, чтобы противоречить Ему? Давайте тогда осудим заодно и мученика Игнатия Антиохийского, писавшего о Евхаристическом вине, как о подлинной Крови Христа… Хватит ли духа? И это при том, что Сам Спаситель сказал: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф.10:16-22). А свои послания Игнатий Антиохийский писал именно при таких обстоятельствах: влекомый мучителями на суд в Рим. Так что обетование Христа на нем сбылось, и Дух Отца говорил в нем.
7. «Мог ли Иисус Христос своих учеников поить тем, что вредно и безнравственно?»
Из неверной посылки, Вы делаете неверный вывод: вредным и безнравственным является не вино само по себе, но греховная зависимость от него. Такая зависимость может появиться к чему угодно, как уже было сказано выше: к самой здоровой и доброкачественной пище. В этом случае зависимость именуется чревоугодием, и не смотря на хорошую еду, может приводить к целому букету болезней. К вещам. И такая зависимость именуется любостяжанием. Нужны ли нам в рамках земной жизни разные вещи? – Ответ очевиден: да. Но страсть к их приобретению может удалять человека от Бога и даже погубить его: «Любостяжание есть идолопоклонство» (Еф. 5:5; Кол. 3:5). Это же касается и вина. Его принятие в Евхаристии происходит в ничтожных количествах и никак не сделает человека алкоголиком. Это я говорю Вам как священник с 30 – летним опытом служения. За всё это время я не встретил ни одного христианина, который причащаясь стал бы пьяницей, и у которого от употребления Евхаристии родились бы больные, не полноценные дети.
Надеюсь, я удовлетворил Вас, Андрей, своими ответами.