Спрашивает: Андрей
Вопрос:
Вопрос задан:
13 мая 2025
На вопрос отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Здравствуйте, Андрей.
Вы просите ответить на Ваш вопрос простым языком, не применяя церковных терминов. Хорошо. Итак, может ли спастись человек, живущий по совести, с любовью относящийся ко всему живому, но не ходящий в храм, то есть, не христианин? Отвечаю вопросом на вопрос: может – ли человек выпрыгнуть из самолёта без парашюта, и не разбиться? - Может… Говорят, что такие случаи были во время Великой Отечественной Войны: лётчик прыгнул без парашюта из горящего самолета и не разбился потому, что была зима, глубокий снег, и он упал под откос в сугроб. Но можно - ли сделать из этого вывод, что теперь и все могут прыгать без парашюта? Каковы будут их шансы остаться в живых? Православие даёт человек возможность достичь спасения безболезненно. Это прямой, или царский путь. Другие пути, которые предлагают не христианские религиозные традиции, это попытка прыгнуть без парашюта.
Теперь мне придётся все - таки использовать церковную терминологию, чтобы пояснить сказанное выше. Что такое спасение с точки зрения Христианства? – Спасение - это процесс исцеления человека от греха, проклятия (разделённости с Богом) и смерти, а так – же соединения с Богом через причастность Его нетварным энергиям, именуемым Благодатью. Спасение стало возможно благодаря Христу, и Его Искупительной Жертве.
Но дар спасения нуждается в усвоении человеком. Итак, кто - же спасается: только ли православные христиане, или кто – то ещё? Причастными спасению делаются только те люди, и только в той мере, в какой они опытно позна́ют себя (через правильную духовную жизнь увидят свои нравственные недуги – грехи), приобретут нищету духовную, именуемую смирением, и, таким образом, окажутся способными принять Христа – Спасителя от грехов, воспользоваться плодами Его Искупительной Жертвы.
Что касается естественной, или природной доброты человека, его доброжелательности, его добрых дел окружающим, то по учению Церкви, всё это полезно для спасения лишь в той мере, в какой подведёт человека к познанию себя, смирению, и взысканию во Христе Спасителя от грехов. Преподобный Исаак Сирин об этом пишет так: «Воздаяние, (то есть награда), бывает не добродетели, и не труду ради её приобретения, но рождающемуся от них смирению. Если – же смирение утрачено, то напрасны все добродетели и все труды».
Помоги Бог и Вам, Андрей, стать причастным спасению.