Спрашивает: Михаил
Вопрос:
Вопрос задан:
16 июня 2025
На вопрос отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
К сожалению, действительно, один из распространённых неправильных мотивов к принятию Таинства Крещения, это - чтобы ребенок не болел. Почему этот мотив не верный? – Потому, что здесь нет места Иисусу Христу. Вместо искания Спасителя от грехов, люди ищут физического здоровья.
Чтобы ответить на Ваш вопрос, давайте вспомним, какой Дар сообщается человеку в Крещении. Исключительной особенностью этого Таинства является то, что верующий в нем получает благодатное семя воссозданного Христом нового человека (Еф. 4:24). Апостол Иоанн Богослов пишет: Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем (1 Ин. 3:9). Другими словами, в Крещении мы становимся причастниками Воскресшей и прославленной человеческой природе Христа, получаем Лекарство, от греха, проклятия и смерти, которыми заражена в Адаме наша природа.
Что делает Таинство действительным? – Если его совершает законный, правильно рукоположенный пастырь Церкви, по установленному чинопоследованию.
Что делает Таинство действенным? – Вера, родителей и крёстных, вера священника. Но главное: последующее христианское воспитание младенца, в силу которого он сам, придя в возраст, уверует в Иисуса Христа, и согласится с теми обетами (клятвами), которые за него в Крещении давали восприемники: «Отрицаешься ли сатаны? Сочетаешься ли Христу?»
Если родители и крёстные приносили ребенка к Крещению без веры, получил – ли он в Таинстве Дар причастности Христу? – Да, получил. Однако, этот Дар до тех пор останется семенем, пока крестившийся не встанет на путь деятельной христианской жизни.
Вот что об этом пишет преподобный Григорий Синаит: «Между тем принятое нами о Христе Иисусе во святом крещении не истребляется, а только зарывается, как некое сокровище в землю. И благоразумие и благодарность требуют позаботиться о том, чтобы открыть его и привесть в явность…Посему, если искренно хотим раскрыть сокрытое в нас семя благодатное, то поспешим скорее навыкнуть сему последнему сердечному упражнению и иметь всегда в сердце это одно дело молитвы, безвидно и невоображенно, пока оно согреет сердце наше и распалит его до неизреченной любви ко Господу».
Святой Исаак (Слова 1 и 84) согласно с прочими отцами научает: «Христос насаждается в сердца наши таинством святого Крещения как семя в землю. Дар этот сам собою совершен; но мы его или развиваем, или заглушаем, судя по тому, какое проводим жительство. По этой причине дар сияет во всем изяществе своем только в тех, которые возделали себя евангельскими заповедями и по мере этого возделания».
В связи со всем вышеизложенным, можно теперь сделать вывод: младенец, принесённый ко Крещению не верующими родителями и восприемниками получил Дар Крещения, но в состоянии семечка, ибо «Бог спасает нас не без нас». Чтобы это семечко принесло плод, необходимо привить младенцу веру во Христа и ввести его в жизнь Церкви.