Спрашивает: Саша
Вопрос:
Вопрос задан:
07 октября 2025
На вопрос отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Здравствуй, Саша.
1.Ни Бог, ни Богородица, не устраивают, как ты выражаешься, людям испытаний. Причина испытаний, искушений, нападающих на человека, и происходящих от этого скорбей, находится в нём самом. Это – его нравственные недуги, называемые страстями. Вот что по этому поводу пишет ученик Иисуса Христа, апостол Иаков: «В искушении никто не говори: „Бог меня искушает“; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак.1:13–15).
2.Проблемы человеку создает не Бог, а его собственные греховные привычки, которые удаляют его от Бога, соединяя с демонами – мучителями. От этого человек и страдает. Преподобный Антоний Великий, христианский подвижник 4 века, говорит об этом так:
«Бог благ и бесстрастен и неизменен. Если кто, признавая благословным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает однако же, как Он (будучи таков) о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним, то на сие надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается, ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтоб Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога, по несходству с Ним.
Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми становимся отверженными от Него, а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять делаемся мы способными вкушать Божию благость; так что сказать: Бог отвращается от злых, есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения». [Добротолюбие, том 1, гл.150 «О доброй нравственности и святой жизни»]прп Антоний Великий.