Спрашивает: Антон
Вопрос:
Вопрос задан:
24 декабря 2015
На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
К сожалению, в русском языке такое понятие, как любовь, обозначается лишь одним термином. В греческом языке этих терминов несколько и каждый раскрывает различные аспекты любви. Любовь к Богу, высшая форма любви, обозначается словом «агапэ», любовь, как мужская дружба – «филадельфия», плотская любовь между мужчиной и женщиной – «эрос». Так что, и Спаситель, и апостолы, в приводимых Вами отрывках Нового Завета призывали приобретать не ту любовь, что регулирует брачные взаимоотношения мужчины и женщины, а любовь, выражающуюся в Евангельском принципе: как хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так поступай и ты с ними (Мф. 7, 12). Что касается безответной любви мужчины к женщине. Одним из последствий грехопадения Адама стало расстройство воли, противодействие воли человеческой воле Божией. Такое состояние на языке аскетики именуется своеволием. Своеволие – и становится причиной многих наших бед, нестроений в отношениях с Богом и ближними. Поврежденный первородным грехом человек желает, чтобы всё было так, как он захочет. Но расстроенная грехом воля, часто желает противного воле Божией. Это и становится причиной наших страданий. Потому, в древности, в монашеской школе, старец, взяв в послушание ученика, прежде всего, стремился отсечь в нем страсть своеволия и научить отдаваться воле Божией. В наше - же время, мы даже не знаем, что своеволие - грех. В чём же обнаруживается своеволие? В отношении человека к промыслу Божию о нём. Христианство говорит о том, что с нами в жизни не происходит ни одного случайного события. Каждое событие – плод действия промысла и совершается, либо по воле, либо - по попущению Божию (если причина события кроется в злой воле человека). Человек же, никак не хочет соглашаться с волей Божьей о себе, и потому – скорбит, унывает, гневается, ропщет на Бога и людей, которые являются по отношению к нему – лишь орудиями промысла. В результате, как Вы пишете, появляются чувства обиды, ревности и ослабление веры. Но неужели за свою любовь нельзя бороться? – Можно и нужно. Во – первых, надо помолиться Богу, попросить Его помощи и благословения. Во – вторых, явить девушке поступками и словами серьёзность своих намерений к ней. Но здесь необходима и золотая середина: если все разумные попытки не привели к ответу с её стороны, в этом тоже нужно увидеть промысел Божий о себе (значит, она – не та, которую благоволит дать мне Бог), и успокоиться, согласиться с Божественной волей. Этим путём необходимо разрешать и прочие аналогичные случаи. Схиигумен Савва в своей книге: «Прими от меня искренний совет», описывает рассказ из патерика о подвижнике, научившемся в каждом событии, происходившем с ним, видеть действие Творца и соглашаться с ним. Он стал не только внутренне счастливым человеком, но был награжден и даром чудотворений. Можно порассуждать и с другой стороны. Предположим, что нет никакого Бога и Его промысла о человеке. Все события жизни – случайность. И вот мы попали в ситуацию, противоположную нашим желаниям, и при этом, ни в малейшей степени не можем на неё повлиять. Как нам здесь правильно себя вести? Злиться, ненавидеть всё и вся, впадать в депрессии, напиваться или ещё чего хуже, подумывать о самоубийстве? Но от этого ничего не изменится, а мы – расстраиваемся и разрушаемся. Или согласиться с происшедшим, и успокоиться? Один мудрец сказал: «Если не можешь изменить обстоятельства, изменись сам». Эти слова очень созвучны с Христианством. Поэтому, когда что-то в жизни происходит вразрез с нашими желаниями, и все попытки изменить положение вещей не приводят к положительным результатам, нужно в молитве поблагодарить за это Бога, сказав: «Слава, Тебе, Господи за всё! Да будет воля Твоя!». Подобно благоразумному разбойнику, признать свою греховность и недостоинство: «достойное по делам моим получаю» (а ведь в действительности, так часто и есть). И тогда, даже если внешние события не изменились, нас посетит мир Божий, и душа не будет омрачаться никакими греховными движениями.